Впечатления от новой настольной экшен-RPG, которая каким-то чудом все-таки добралась до России
Летом 2021 года GAGA Games открыла предзаказы на настольную игру по «Ведьмаку», и меньше чем за сутки проект в РФ поддержало больше 2500 человек. Уже тогда стало понятно, что это будет самая успешная краудфандинговая кампания в истории России. Так оно и случилось: суммарно игру предзаказали почти 7000 человек. Причем как минимум половина заказов пришлась на самую дорогую премиум-версию со всеми дополнениями – а это 28 000 рублей.
Продажи «Ведьмака» были бы еще больше, но с разрывом международных отношений версию для российских магазинов отменили. Тем не менее все предзаказы в Россию честно доставили, а игру уже перепродают на сторонних площадках за 80 000 – 120 000 рублей. Мы тоже получили заветную копию и рассказываем, стоил ли «Ведьмак: Старый мир» двух лет ожидания и таких финансовых затрат.
Сразу после анонса интерес к новинке сопровождался диким ажиотажем: фанаты сравнивали игру с «Ведьмаком 3» от CDPR и надеялись наконец-то увидеть ту самую ультимативную настолку. Чтобы и новичкам было понятно, и ветеранам интересно, и много квестов, и интересная боевая система, и исследование мира, и миниатюрок побольше, и «грабить корованы» разрешат, и все-все-все.
Опытные настольщики на все это смотрели с подозрением, уж слишком многого хотели от новинки фанаты франшизы. Особенно напрягала цена и оформление: за базовую версию просили 8500 рублей (что в 2021 было ну очень дорого), хотя и выглядела игра на рендерах шикарно. Ветеранов хобби это сразу заставляет насторожиться, потому что за дорогим продакшеном любят скрывать не самый увлекательный геймплей.
Когда в сети появились правила игры и первые отзывы на прототип, мнения разделились. Те, кто ждал шедевр, были несколько разочарованы геймплейными идеями, а вот те, кто занизил ожидания, наоборот, обрадовались. У Go On Board получилась скорее не масштабная RPG в сеттинге «Ведьмака», а игра-гонка на убийство монстров – со своими плюсами и минусами.
События «Старого мира» разворачиваются в знакомом фанатам мире. Игроки отправляются в древние времена, когда монстры заполонили Континент, а некогда единый цех ведьмаков раскололся на шесть конкурирующих школ. Героям предстоит доказывать свое мастерство, охотиться на чудовищ и даже сражаться друг с другом – чтобы доказать, кто владеет оружием, алхимией и магией лучше.
Главная задача игроков – собрать нужное количество трофеев. Их можно снимать с тел убитых монстров, забирать у побежденных ведьмаков и выполнять квесты. Победителем становится тот ведьмак, который окажется самым быстрым, поэтому зевать и размеренно выполнять задания не получится. С получением четвертого трофея игра моментально заканчивается, хотя ничто не мешает придумать собственные правила для окончания партии.
В основе настолько «Ведьмака» – декбилдинг, то есть построение своей колоды. Каждый герой получает набор стартовых карт, которые используются и для перемещения по миру, и для сражений, и для выполнения некоторых других действий. Поэтому при расширении коллекции приходится учитывать сразу несколько факторов. Например, одна карта заметно усилит героя в боях, но не откроет новый тип местности для путешествий. Другая одинаково хороша в сражениях и походах, но стоит дороже.
Игра длится примерно 7-10 раундов, а те, в свою очередь, делятся на несколько больших фаз. Сначала игрок путешествует по миру, сбрасывая подходящие карты и активируя разные локации: прокачивает навыки, играет в покер на кубиках и так далее. Во второй фазе ведьмаки сражаются, медитируют (это тоже такая форма прокачки) или исследуют местность: можно узнать какую-нибудь легенду, получить небольшую награду, быстро помочь жителю города или найти таинственный сундук в лесу. Наконец, в третьей фазе идет добор карт и перебалансировка колоды, после чего такие же действия выполняет следующий игрок.
Ходы в «Ведьмаке» не слишком длинные, но один игрок выполняет сразу все действия, поэтому к количеству участников стоит подходить осторожно. Играть в новинку стоит небольшим составом: 1-2 игрока – идеально, 3 – нормально, а с 4-5 уже получится очень долго, партия затянется на те же 4-5 часов. Опытные настольщики освоятся чуть побыстрее, а ходить будут пошустрее. Но лимит в три человека в этой игре скорее требование, а не пожелание – как минимум для первых партий. При этом в сети много жалоб на слишком длинные ходы: часто это даже называют главным минусом игры. Наша группа освоилась быстро, мы продумывали ходы заранее и играли очень динамично, поэтому эта популярная жалоба у меня вызывает недоумение.
Геймплейно базовая версия «Ведьмак» похожа на другие игры-песочницы вроде «Звездные Войны: Внешнее кольцо», Runebound и Fallout. Полная свобода действий – иди куда хочешь, выбирай цели сам. А местные карточки исследований напоминают контакты из линейки «Ужас Аркхэма», где герои тоже ввязываются в какую-то мини-историю, должны сделать выбор и получить награду (или новую проблему). Игроки перемещаются по миру, выслеживают монстров, сражаются, развивают героев, зарабатывают деньги и пытаются быстрее всех достичь максимума трофеев.
Игровой процесс выстроен очень понятно: даже дизайн поля продуман так, чтобы игрок выполнял свои действия слева (там, где карта Континента) направо (рынок карт для покупки). А ко второй партии, освоившись с иконками, над ходами даже особо не думаешь. У игрока обычно 1-2 цели, поэтому просто строишь самый эффективный маршрут и пытаешься быстрее выполнить задачи.
«Ведьмак» – определенно из разряда более казуальных игр, без намека над хардкорность, долгую математику и сложные просчеты. Проиграть или умереть тут нельзя: в худшем случае герой просто потеряет время, вспомогательные предметы или ухудшит какой-то навык. При этом игра регулярно ослабляет лидера партии и дает возможности его догнать. Это часто бесит матерых настольщиков, но в «Ведьмаке» ощущается органично: герои как бы устают после тяжелой битвы и становятся легкой мишенью.
Даже карточки исследований, главный нарративный элемент, тут часто срабатывают без проверок. Кидать кубик не надо, достаточно сделать выбор и узнать его последствия. Это решение тоже поделило игроков на два лагеря. Одним хочется больше контроля над своими решениями и меньше рандома. Другим нравится, что так сложнее запомнить истории, интереснее выбрать другой вариант в следующий раз, а время партии сокращается.
Мне показалось, что больше проверок игре бы не повредило, учитывая, что система навыков для проверки все равно готова, и надо было просто придумать больше вариантов развития событий. А размеры карт позволили бы уместить весь текст. При этом сами приключения очень тематичны, а выбирать, как и в каноне, приходится из двух зол. У всех все плохо, вокруг бедность, болезни и войны, а к ведьмакам относятся с презрением: никогда не угадаешь, чем закончится диалог с очередным стражником. Пасхалок и внутренних мемов для фанатов тоже хватает – тут все отлично.
Игра также активно задействует неактивных в данный момент ведьмаков. Например, в некоторых городах можно сыграть в покер на кубиках – короткая, но веселая игра, в которой за горожан кидает кости другой участник партии. Когда ведьмаки нападают друг на друга, остальные могут сделать ставки и немного подзаработать. Монстрами тоже управляет второй игрок, который выбирает тип атаки.
Вообще тут много элементов, которые намекают на желание авторов сделать игру на большую кампанию, а не уютное кооперативное приключение. Поэтому вдвойне удивительно, что создатели не постарались сделать игру динамичнее. Например, не позволили игрокам выполнять действия одной фазы по очереди, а не все за раз. К счастью, в настольных играх любые правила можно поменять, и у нас партия в таком формате работала гораздо лучше.
Боевая система очень похожа на «Оскверненный Грааль», но заметно проще. Игроки выстраивают комбо, сочетая карты разных цветов, и применяют эффекты: можно, например, порубить монстра мечом, а потом наложить на себя знак Квен и заблокировать грядущий урон от монстра. Или уйти в глухую защиту, но набрать побольше карт, чтобы сделать длинное комбо в следующем ходу. Бои очень быстрые, без сложной математики, как в том же «Граале», но все равно увлекательные.
В общем, «Старый мир» – отличная игра, чтобы познакомить с настолками новых игроков, которые не желают тратить время на что-то совсем примитивное. В ней легко разобраться, и она дарит достаточный уровень глубины, чтобы партия заняла целый вечер, но не утомила. А еще «Ведьмак» сравнительно быстро раскладывается – это большой плюс.
При этом базовая версия «Ведьмака» у многих западных игроков игрока вызвала разочарование из-за ограниченного количества контента и монстров, которые ведут себя в бою почти одинаково. Однако российским фанатам в этот раз очень повезло: все обладатели предзаказов бесплатно получили пять мини-дополнений, которые заметно преображают игровой процесс. Среди расширений, например, два дополнительных ведьмака и кооперативное DLC с общим врагом – Дикой Охотой.
Но самые ценные дополнения – «По следу монстра» и «Набор приключений». Первое полностью меняет систему боев с монстрами и их выслеживание. Чудовища по-разному реагируют на полученный урон, а обнаруженные уязвимости позволяют не просто первому провести атаку. У каждой цели появляется уникальный список слабостей, поэтому битвы проходят по разным правилам. А расширение с набором приключений увеличивает все колоды с квестами почти в три раза, так что свежих историй хватит как минимум на десяток партий.
Качество игры, как и обещали, оказалось на высоте. Иллюстрации взяли из «Гвинта», поле – красивое и функциональное, карты – большие, в редком формате 65х100, на которых прекрасно все видно. Вообще все компоненты в игре крупные, а иконки после запоминания считываются легко – все правила буквально написаны на самом поле. Меня несколько смутила разве что насыщенность и яркость цветов. Понятно, что это мрачный мир «Ведьмака», но хотя бы поле можно было сделать поярче.
Отдельной похвалы заслуживает GAGA Games, которая смогла локализовать и все-таки привезти в страну такой масштабный проект. В 2022 многие зарубежные компании отказались выполнять контракты и в лучшем случае возвращали деньги, но с «Ведьмаком» все получилось. Заказы привезли в обещанный срок, а рассылали максимально быстро – учитывая огромное количество коробок, работа была проделана колоссальная.
Получился ли у Go On Board шедевр? Едва ли: некоторые аспекты тут легко улучшить, причем опытные игроки сделают это уже после первой партии сами. Стоит ли «Старый мир» этих безумных денег, которые сейчас просят перекупщики? Нет, даже фанаты «Ведьмака» прекрасно проживут без этой игры – замечательных настолок хватает. Так что лучше дождаться, когда цены на БУ-копии заметно упадут.
Однако новинку активно критикуют хардкорные игроки, и она явно этого не заслуживает. «Старый мир» – хорошее приключение на несколько часов с интересной боевой системой, красивыми картами, классными квестами и понятными правилами. И что важно – с атмосферой того самого «Ведьмака».