И сказал филистимлянин(Голиаф): подойди ко мне, и я отдам твое тело птицам небесным и зверям полевым.
А Давид отвечал: ты идешь на меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа, Бога воинств израильских, которых ты поносил.(Паралипоменон, 14гл.).
После образования и укрепления Израильского царства филистимляне были укрощены, более не представляли угрозы для иудеев. Занимаясь ремеслом и морской торговлей, ибо, были искусными мореходами и мастеровыми, филистимляне постепенно растворились в Истории. Часть из них, вступая в браки, принимали веру Израиля, другие, меняя богов, смешивались с племенами Ханаана.
После смерти царя Ирода I Великого(правил в 37/36г.до н.э.- 4/1г.до н.э.), искушенного правителя и верного союзника Рима, разделенное Израильское царство утратило независимость. Однако, обрезаная в границах и правах, Иудея сохранила веру и самоуправление под началом царя Ирода Антипы и Синедриона. Надзирать над автономной Иудеей был поставлен римский префект.
Древний Рим не желал делить власть и добивался абсолютного покорения. С 48г. Иудея стала римской провинцией. Иудеи трижды за столетие брались за оружие, пытаясь отстоять свою веру и независимость, трижды римские легионы жестоко карали Иудею: Иудейская война 66-73гг., восстание Квиета 115-117гг., востание Бар-Кохбы 132-136гг.
"Войско не имело уже кого убивать и что грабить. Ожесточение не находило уже предмета мести, так как все было истреблено беспощадно. Тогда Тит приказал весь город(Иерусалим) и храм сравнять с землей." Иосиф Флавий "Иудейская война".
Император Адриан(правил 117-138гг), после посещения Восточных провинций в 130-131гг., задумал обустроить Иудею по римскому образцу: в 132г.вышел указ о запрете обрезания, еврейских праздников(Шабата, Песаха, Хануки и др.), изучения Торы.
"50 их укрепленых городов и 985 их населенных пунктов были разрушены до основания, 500 тысяч человек погибли в сражениях, погибшим же от голода, эпидемий и огня - нет числа. Вся, или почти вся Иудея превратилась в пустыню." Дион Кассий о восстании Бар-Кохбы.
На месте разрушенного Иерусалима была построена римская колония Элия Капитолина, вместо храма Соломона - храм Юпитера. Был введен иудейский налог(налог на веру), евреям запрещалось по страхом смерти появляться около Иерусалима. Чтобы стереть память о строптивых иудеях, земли Израиля переименовали в Палестину, в честь филистимлян, Заветных врагов народа Иудейского. Началось массовое переселение евреев в Парфию, и во все концы Римской империи(от Сирии до Испании).
Император Антонин Пий(правил 138-161гг) несколько смягчил жизнь иудеев: евреям разрешалось сохранять веру и исполнять обряды, но строго воспрещалось привлекать прозелитов, делать обрезание неевреям.
После принятия и утверждения христианства в Римской империи, притеснения и гонения евреев усилились, и со стороны государства, и со стороны официальной церкви.
Поразительно и уважаемо героическое упрямство иудеев хранить свою веру, свой язык, традиции и обычаи завещанные патриархами! Образованность, воспитанность и, в не малой степени, чистоплотность выделяли иудеев среди населения средневековой Европы, это вызывало зависть и распаляемую ненависть. Успехи иудеев объяснялись дьявольскими кознями, соблюдением кровавых обрядов с использованием христианской крови(невинных младенцев или одурманенных странников). "Кровавый навет" - подходящий довод и повод для расправы!
Арабские завоеватели принуждали иудеев носить желтые пояса и колокольчики на одежде. На 4-м Латеранском Соборе(1215г.)принимались каноны о чистоте христанства, тогда же, было принято решение, что все евреи, живущие в христианских странах должны постоянно носить на одежде отличительный знак - яркую цветную нашивку.
Желтый цвет воспринимался негативно, ассоциируясь с греховной жадностью и высокомерием/гордыней. Отказ от ношения "позорного знака" строго наказывался, обычно, крупным штрафом. К тому же, иудеям предписывалось носить черную, траурную одежду; впоследствие, черный цвет стал привычно-еврейским.
Поскольку, трудолюбивые иудеи выделялись грамотностью, скромностью и, в первую голову, зажиточностью - с раннего Средневековья распостранилась традиция "еврейских погромов". Иудеев обвиняли во всех грехах и несчастьях, безнаказанно грабили и убивали, выпуская накопившийся гнев. Со временем, это стало государственной политикой, на благо казне и радость толпе.
В сентябре 1189г. Ричард I (позднее) Львиное сердце, в честь коронации, санкционировал грандиозный еврейский погром в Лондоне. Далее, для "тренировки", рекруты Крестового похода резали иудейские общины по всей Англии, штурмовали и сожгли цитадель Йорка вместе с захваченными иудеями. Позже, в 1290г. Эдурд I Длинноногий ограбил и изгнал евреев из Английского королевства. Через четыре столетия, милостью Кромвеля и Долгого парламента, в 1657г. евреям было позволено вернуться на остров.
Во Франции, короли поступали практичнее: иудеи периодически щедро платили за право проживания, разумеется не обходилось без стихийных погромов, ради животной жажды убийства и страсти к наживе. В 1394г. Карл VI Безумный выпустил указ об изгнании иудеев, простив им накопленные долги казны и всех французов. В 1723г., после коронации, Людовик XV опубликовал указ разрешавший законное проживание евреев во Франции.
На Пиренейском полуострове от иудеев, как и от мусульман/сарацинов, требовали отказаться от заблуждений(иудаизма и ислама), принять крещение и стать христианами. Под страхом насилия, появлялись новообращенные: марраны(заблудшие) из иудеев, мориски(маленькие мавры) из мусульман. Для скорейшего обращения, заодним и для обогащения, вспыхивали массовые резни иудеев. Особой жестокостью запечатлелся Великий погром 1391г., хорошо организованный и одобренный Святой церковью. В Кастилии, Арагоне и Валенсии было убито свыше 30 тысяч иудеев, более 100 тысяч евреев перешли в христианство.
В июле1492г. Изабелла Кастильская и Фердинанд II Арагонский издали Альгамбрский декрет(эдикт об изгнании) о вечном изгнании иудеев: предлагалось немедленное креститься или, оставив имущество, покинуть пределы страны. Чудовищная трагедия для иудейской общины, около 150 тысяч стали изгоями... В 1496г. Мануэл I издал декрет об изгнании иудеев из Португалии: в результате чудовищного геноцида, часть евреев была насильно крещена, тысячи погибли или обращены в рабство, около 20 тысяч(менее половины) отправились в изгнание. После завоевания Гранады, иудеев прогнали и оттуда: с 1498г.на Пиренейском полуострове не осталось иудеев, свободно и законно живущих.
"Как я могу назвать короля Фердинанда мудрым, если он обогатил мою страну, при этом сам стал нищим." султан Баязид II(правил 1481-1512).
Матерью Мехмеда II Завоевателя, захватившего Константинополь в 1453г., была еврейская наложница. Благодаря переселенцам, иудейским оружейникам прошло скорое перевооружение османской армии, которая при Селиме I и его сыне Сулеймане I Великолепном стала одной самых передовых. Братья Давид и Шмуэль ибн-Нахмиас в 1493г. открыли в константинопольской Галате первую типографию.
В многонациональной и дозволительно веротерпимой Османской империи судьба покоренных иноверцев зависела от воли правителей. Среди евреев традиционно было много искусных ремесленников(ювелиров, стеклодувов, оружейников), грамотных специалистов (ученых, переводчиков, врачей), торговцев и ростовщиков. Еврейская община исправно платила многочисленные налоги и подати, помогала дельными советами и услугами османским правителям. Османы не настаивали на смене вероисповедания и принятии ислама, некоторые султаны даже покровительствовали иудеям. Но, в целом, положение яхуди(название евреев в Османской империи, отличительное от христиан-кяфиров) было напряженно-тревожным: приходилось откупаться немалыми суммами от выселений и репрессий. Практика "кровавых наветов"(гадание на костях, добавление крови правоверных в мацу на праздник Песах..) применялась и мусульманами, еврейские погромы были нередки. Например, волну массовых избиений в 1579г. остановил только, купленный за баснословную сумму (50тысяч золотых цехинов), фирман султана Мурада III, гонителя иудеев.
Помимо притеснений со стороны господствующего мусульманского населения, были трения и конфликты с греческими и армянскими миллетами (национальными общинами). В XIXв.,до первой алии(репатриации евреев в Страну Обетованную), в Османской империи проживало около 500т.евреев, в XVIв.- свыше 300т.
Превратности Истории разделили иудейский народ на социальные группы: ашкеназы(Германия на иврите) - европейские иудеи, сефарды(Испания на иврите) - иудеи из арабских стран, анусимы(принужденный) - иудеи насильственно принявшие другую религию, но старавшиеся хранить язык и заветы Торы. В дальнейшем, иудеями стали называть приверженцев иудаизма, а евреями - иудеев по крови, но принявших главенствующую религию местожительства...
Жизнь народа Израиля на протяжении тысячелетий было тлеющим Холокостом..
P. S. Подержите автора и продолжим разбираться, как прожить без ненависти?! 👍