Пакистан для нас до сих пор остается «закрытой книгой». Наш мир давно превратился в некую взаимосвязанную систему, где легко получить любую информацию. Но некоторые страны Востока, в частности Пакистан, не слишком-то охотно допускают к себе чужих. Если же над какой-то тайной вдруг приоткрывается завеса, увиденное вызывает неподдельный интерес. К таким «скелетам в шкафу» можно отнести вопрос родственных браков в Пакистане.
В родной семье и каша гуще
Что такое «родственный брак»? Очевидно, это семейный союз, в котором муж и жена близки не только духовно. Они связаны и другими узами. Родственным браком (существует специальное понятие, определяющее такой союз, - шигар) называют брак, когда двое мужчин «меняются» женщинами. Иными словами, один из них берет замуж сестру другого, а тот, в свою очередь, отдает приятелю женщину из своего клана – сестру или дочь.
Обе семьи отныне становятся близкородственными.
Для такого союза есть еще одно обозначение – ватта сата. Обычай ватта сата предполагает, что мужчины имеют право укрепить хорошие отношения, «презентовав» в семью друга одну из близких по крови женщин, и получив взамен такой же «подарок».
Ситуация кажется нам несколько странной, однако она весьма распространена в Пакистане. Причины лежат чаще всего не в плоскости духовно—нравственной. Все гораздо прозаичнее: на подобный обмен «живыми подарками» граждан Пакистана толкает бедность.
Известно, что в исламе невеста, которая вот-вот станет законной супругой, имеет право получить от будущего мужа махр – крупный дар. Подразумевается, что размеры махра должны быть такими, чтобы девушка ощущала собственную финансовую безопасность. Махр – не простой подарок. На это имущество муж не имеет никакого права. В случае развода махр целиком остается у жены, и она имеет право пользоваться деньгами или золотом по своему усмотрению.
Вата сатта хитро обходит это правило. Женихи в такой ситуации избавлены от необходимости платить махр. Когда в семье нет денег, а жениться парню пора, при этом в соседней семье есть дочь на выданье, которую нельзя долго оставлять без опеки мужчины, оба семейства могут легко договориться и заключить взаимовыгодные союзы. Махр никто никому не платит.
Есть и еще одно преимущество такого союза. Если мужчина отдает родственницу в семью, которую он хорошо знает, и взамен получает девушку из этой семьи, то имеет право рассчитывать, что с родственницей будут обращаться хорошо. Она будет находиться в относительно выгодном положении по сравнению с девушкой, вышедшей замуж обычным порядком. Ее не станут безнаказанно обижать, унижать, заваливать непосильной работой.
Если муж и его мать поступят так, то у девушки из их семейства, также отданной по обмену, не будет никакой гарантии на хорошее обращение, в свою очередь.
В итоге оба семейства стараются беречь и лелеять новоявленных невесток.
Но все-таки в основе ватта сатта лежит бедность. Низкий уровень доходов приводит к тому, что ватта сатта пользуется популярностью и экономически оправдывает себя.
Что говорят муфтии
Ни один брак не будет считаться у мусульман законным, если его не скрепит имам. Имамы не против ватта сатта, но вот среди муфтиев по этому поводу мнения разнятся.
Муфтием в исламе называют ученого, причем такого, который имеет высокую квалификацию в сфере юриспруденции. Один из муфтиев Саудовской Аравии, шейх Мухаммед ибн Ибрагим, дал следующий ответ на вопрос о ватта сатта.
Какой брак считается законным? – задает вопрос муфтий и сам отвечает: - Тот брак, в котором невеста получает свой махр. Если же жених не платит махр, взяв в жены женщину из клана друга, и отдав женщину из своей семьи, то такой брак получает название «шигар». А слово «шигар» происходит от слова «шагар», имеющего значение «собака, поднимающая заднюю лапу, чтобы помочиться». Получается: в самом названии подобного брака заложен весь его позор. Махра нет, судьба девушки после расторжения семейного союза по различным причинам неясна.
Все это, подытоживает ученый, свидетельствует о незаконности брака «шигар». Если женщина уже вступила в такой семейный союз, то его можно расторгнуть, выдав ее замуж заново и преподнеся ей махр.
Вред или польза?
Моральные аспекты шигара, таким образом, сомнительны. С одной стороны, есть надежда, что мужчины, обменявшись родственницами, станут более близки и не будут ссориться. Семьи обоих крепко сплотятся. Кроме того, обеим семьям будет легче выживать.
С другой стороны, ватта-сатта очень распространена, причем такие союзы постоянно заключаются в одной небольшой деревне. Доходит до того, что каждый второй брак в Пакистане, по крайней мере, в небогатых районах, родственный, а каждый третий – близкородственный.
В одной деревне живет родня, да она еще умудряется стать еще ближе друг к другу, устраивая такие браки. В результате буквально через одно-два поколения начинают рождаться больные дети. И их в Пакистане очень много. Об этом я рассказывала в этой статье.
Чем ближе генетически друг к другу муж и жена, тем больше вероятность генетических ошибок у плода. Нередко появляются на свет дети с лишними конечностями (или, напротив, без какой-либо конечности), с гидроцефалией, с грыжами, умственной отсталостью.
Поскольку «вина» за рождение больного ребенка традиционно ложится на женщину, то муж может развестись с ней. Он оставляет себе здоровых детей, а мать с неполноценным отпрыском может отправить обратно к родителям. Махра нет – жить такой женщине не на что, и она всю оставшуюся жизнь остается на шее у родни, да еще с малышом на руках.
Обычай ватта сатта в каком-то смысле помогает бедным членам пакистанского общества выживать. Однако он несет в себе гораздо больше отрицательного, нежели пользы. Нездоровые дети, обреченные на нищету женщины – все это большие проблемы, которые требуется решать на правительственном уровне. Но пока никаких существенных изменений в этой сфере не предвидится. Брак шигар остается одной из возможностей уйти из-под опеки родителей, выйдя замуж, для женщины и возможностью выгодно жениться – для мужчины.
Не забудьте нажать👍 и подписаться на канал "Восточная сказка", чтобы не пропустить новые интересные статьи.