Найти тему

Построение отдела продаж для сервиса по подготовке программ телепередач

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.

С 2012 года EPG Service является поставщиком расписаний телепрограмм, аннотаций и иллюстраций к передачам телеканалов. Компания сотрудничает более чем с 300 телекомпаниями из России, стран СНГ, Европы и тд.

Основным продуктом компании является комплексная подготовка структурированного расширенного описания телепередач, а так же интеграция EPG-сервера с информационной системой для автоматизированной загрузки и оперативного обновления данных по программам. Клиентами EPG Service являются операторы телевидения, TV сервисы и TV платформы, телегиды, крупные TV холдинги и тд. Наиболее известные из них - это Билайн, ivi, МТС, СТС media, ДОМ.RU, Мегафон... и другие.

На момент обращения в REON в компании работало более 150 сотрудников, причем 90% из них работали в удаленном формате, что вызывало трудности для руководства в плане систематизации работы и налаживания коммуникации между отделами. В EPG Service уже был отдельно выделенный отдел продаж, который занимался только этой работой, плюс компания уже работала в Битрикс24, но при этом в отделе продаж не было четкой прозрачной регламентированной системы, что мешало сотрудникам быстро и качественно выполнять свою работу, а самой компании расти и развиваться.

Поэтому основной запрос руководителя EPG Service при обращении в нашу компанию был следующим:
- выстроить четкую работу в существующем отделе продаж для масштабирования компании и роста продаж;
- чтобы менеджеры больше времени тратили на коммуникацию с клиентами, и меньше на общение с командой по техническим вопросам;
- пересмотреть KPI менеджеров и прописать эффективную систему мотивации;
- провести аудит текущей работы отдела продаж и закрыть ошибки в его работе с помощью необходимых инструментов.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.

Чтобы учесть все риски, нюансы работы и предложить компании полноценное решение, - мы всегда начинаем нашу работу с комплексного предпроектного аудита (ППА). Таким образом, ожидания руководителя на старте работ точно совпадут с результатами после сдачи проекта.

Предпроектный аудит на построение отдела продаж

1. Во время комплексного предпроектного аудита (ППА) мы провели исследование компании, её продукта и ЦА, оцифровали текущие бизнес-процессы, описали общую структуру компании и её текущую IT-структуру, а также собрали расширенный перечень задач на построение отдела продаж. В итоге, мы выделили сильные и слабые стороны компании и поняли, какой объем работ нам предстоит.

2. Только познакомившись со всеми аспектами работы компании, - мы подготовили предпроектное задание, то есть дорожную карту того, каким образом должна быть выстроена система в отделе продаж.

Нам было важно комплексно проработать всю структуру работы отдела продаж:
- Оцифровать текущие бизнес-процессы продаж и оптимизировать их.
- Выстроить воронки продаж на основе описанных бизнес-процессов.
- Перенести все воронки и автоматизировать их в рамках CRM системы.
- Описать ключевые действия менеджеров по продажам на каждом из этапов воронки продаж.
- Описать взаимодействие отдела продаж с другими отделами компании.
- Подготовить регламенты работы сотрудников.
- Рассчитать план продаж.
- Прописать систему мотивации на основе регламентов работы, плана продаж и бизнес-процессов.
- Подготовить скрипты продаж и отработки возражений.
- Прописать HR политику.
- Провести обучение сотрудников и руководителя.

Компания реализует достаточно сложный продукт, в котором много нюансов, технических в том числе... Далеко не каждый сотрудник может разобраться во всех этих нюансах, из-за чего менеджеры большую часть времени не продают клиентам, а проводят в коммуникации с техническим отделом компании, разъясняя те или иные вопросы...

Мы предложили компании выделить отдельный продукт в формате предпроектного аудита как это реализовано в нашей компании. В рамках предпроектного аудита компания смогла бы провести ряд полноценных встреч с клиентом, понять его запрос, определить сетку вещания, определиться с пакетом услуг, сформировать грамотное задание на дальнейшую работу, подготовить КП и уже презентовать его клиенту. Таким образом, все технические вопросы как менеджера, так и клиента закрывались бы в ходе аудита, который подготавливает технический отдел. Менеджеру больше не нужно "самому" разбираться во всех технических нюансах и по крупинкам собирать ответы на все вопросы клиента! Задача технического специалиста подготовит аудит, задача менеджера по продажам - продать его! Именно так должен быть выстроен бизнес-процесс работы в компании, чтобы сотрудники эффективно выполняли свои обязанности.

3. Далее проект-менеджер REON провел защиту аудита перед руководителем компании "EPG Service", обосновал все этапы работ и стоимость проекта. После чего Виталий уже принял окончательное решение о продолжении работы с нашей командой, и мы стартовали работу по построению системы продаж для его компании.

Реализация проекта: прописание воронок продаж

После сдачи предпроектного аудита, мы приступили к старту первого этапа работ, а именно: созданию и согласованию с руководителем статусно-конверсионных воронок продаж на основе ранее оцифрованных бизнес-процессов. В итоге для компании было выделено 6 воронок:

1. Первая воронка "Первичная продажа" была выделена для обработки и ведения коммуникации с клиентами, которые впервые обращаются в компанию.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-2

2. Так же мы выделили воронку "Повторные продажи" для ведения сделок уже с действующими клиентами компании.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-3

3. В компании существует достаточно специфический бизнес-процесс поиска клиентов в холодную через социальную сеть "LinkedIn". Поэтому мы отдельно выделили воронку "Холодный поиск" для фиксации и ведения таких клиентов в ней.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-4

4. Еще одна воронка продаж "Дебиторы" - была создана для отслеживания и получения оплат по дебиторской задолженности от клиентов.

5. Дополнительно мы выделили воронку "Возврат потенциальных клиентов" для прогрева отказников.

Часть клиентов так или иначе отсеивается на этапе согласования КП и подписания договора по причинам отложенного спроса, заморозки проекта и тд., но с такими клиентами так же важно и нужно работать! Поэтому после закрытия таких сделок в воронках первичных и повторных продаж, - они попадают в воронку "Возврат потенциальных клиентов", где клиенты постепенно прогреваются и увеличивают свою лояльность к компании.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-5

6. И последняя воронка, которую мы описали, - это воронка "NPS" для сбора обратной связи от клиентов после оказания услуг компанией.

Формирование плана продаж

Правильная постановка плана продаж заключается в том, чтобы руководство компании понимало из чего этот план формируется, от чего зависит и какие ресурсы могут потребоваться для увеличения его показателей.

Так как в компании существует два разных бизнес-процесса: один по первичной продаже, а другой по повторной продаже (а это разные воронки, KPI, конверсии, системы мотивации), то и план продаж был отдельно составлен для каждого бизнес-процесса. Это позволило наглядно увидеть, в какой точке находится компания в данный момент и на какую прибыль она может выйти в ближайшие месяцы от первой и второй категории клиентов.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-6

В декомпозиционных таблицах мы:
1. Простроили и описали воронку продаж
с её конверсиями за предыдущие периоды. Таким образом, стало видно, какое количество заявок компания получает на входе и какое количество продаж совершает на выходе.

2. Расписали, какую выручку компания получает совершая то или иное количество продаж. Отталкиваясь от среднего чека, мы можем увидеть, сколько компания зарабатывает в месяц.

3. Учли расходы компании на макроуровне: коммерческие, административные и производственные затраты.

4. Рассчитали чистую прибыль компании, на которую она выходит. Исходя из этого показателя, становится видно, на какую прибыль может выйти компания, какие цели может поставить перед собой собственник и какой план может озвучить менеджерам отдела продаж.

Документ позволяет понять, какое количество действий должен совершить отдел продаж, какое количество заявок должно поступить к компанию, какие конверсии должны быть у сотрудников по воронке продаж, чтобы достичь цели по выручке.

Большое внимание было уделено проработке плана продаж по повторным клиентам. Когда мы говорим про работу с постоянными клиентами, то расчет плана продаж идет не из поступивших заявок в компанию, а из текущего количества постоянных клиентов в базе. Данная воронка начинается с этапа "Постоянные клиенты", где данный сегмент клиентов находится по умолчанию. Если кто-то из этих клиентов покупает, то мы начинаем его вести по этому бизнес-процессу и продаем с каким-то чеком. И вот исходя из этой статистики и математики, мы рассчитываем какой процент клиентов сделает заказ в этом месяце и с каким средним чеком.

Рассчитанные планы продаж в дальнейшем легли в формирование системы мотивации сотрудников.

Создание регламентов работы

Регламенты работы отдела продаж необходимы для экономии времени руководства компании и понимания сотрудниками того, как им нужно выполнять свою работу. Регламентирование процесса продаж сводится к созданию и накоплению базы знаний по всем аспектам продажи. Формируются регламенты опираясь на ранее построенную воронку продаж и практический опыт работы.

Для компании мы стандартно составили два обязательных регламента работы:

- Первый регламент работы мы создали для руководителя и сотрудников отдела продаж в течение рабочего дня, в котором подробно описали их ключевые действия. Также мы описали ряд рекуррентных ежедневных задач для руководителя отдела продаж и выделили приоритетные показатели отдела продаж, за которыми он должен следить.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-7

- Второй регламент мы прописали для работы сотрудников в CRM, чтобы они могли корректно работать и вести сделки в системе.

Так как для компании мы отдельно занимались настройкой CRM системы, то этот регламент был обязательной частью работ по построению отдела продаж.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-8

Построение системы мотивации

Чтобы у менеджера был стимул продавать - его нужно мотивировать. И для начала делать это нужно материально, а уже потом задумываться о других способах поощрения.

Система мотивации - это один из главных элементов внутренней структуры отдела продаж. Если система мотивации составлена некорректно (то есть не стимулирует менеджеров работать еще эффективнее), то никакое обучение сотрудников не приведет к выполнению и перевыполнению поставленного плана продаж.

Так как в компании существует два бизнес-процесса (по первичным и по повторным продажам), то мы отдельно составили несколько систем мотивации:
- для РОПа;
- для менеджера первичных продаж;
- для менеджера повторных продаж;
- для телемаркетолога (специалист отдела продаж, который занимается поиском клиентов в соцсетях).

Системы мотивации были прописаны на основе регламентов работы, планов продаж и текущих бизнес-процессов компании.

На данный момент одним из самых эффективных подходов к формированию системы мотивации является деление заработной платы сотрудников на три части, поэтому для проектов наших клиентов мы используем именно этот подход:

- твёрдый оклад, который выплачивается сотрудникам за выполнение ежедневных механических действий. Твердая часть не выплачивается просто за присутствие человека на работе. Необходимо тоже поставить базовые требованию к твердому окладу: соблюдение графика рабочего дня, корректная работа с документацией и тд. Но не более 2-3 пунктов.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-9

- мягкий оклад - это заработок менеджера, величина которого зависит от выполнения ключевых показателей эффективности (KPI), влияющих на совершение продажи.

Например, работу любого менеджера можно разбить работы с клиентом:
1 Прием заявок и установление контакта;
2 Квалификация и выявление потребностей;
3 Презентация и отправка предложений;
4 Работа с возражениями и ответы на вопросы;
5 Закрытие сделки;

Обычно контролируются только показатели закрытия сделок. Но для того, чтобы не было просадок, важно контролировать все пять этапов. Первые 4 пункта - основа мягкого оклада. Это те промежуточные показатели, которые больше всего влияют на конечный результат - продажу. Например, количество звонков/встреч совершенных в день, количество КП, отправленных клиенту, количество отказов и их причины. Мягкий оклад будет меняться прямо пропорционально проценту выполненных задач.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-10

- бонусная часть, которая начисляется за выполнение плана продаж по выручке. Важно, это не процент от продаж, а конкретная твердая сумма, которую получает менеджер при выполнении плана. План продаж не выполнил, бонус не получил.

Так же мы прописали процент за перевыполнение плана продаж. Например, дополнительно к бонусам менеджер получает 15% от суммы перевыполнения плана.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-11

Кроме того, были созданы автоматические таблицы для расчета заработной платы согласно действующим системам мотивации. С помощью них сотрудники в любой день могут вставить свои фактические показатели и понять, на какую ЗП они могут рассчитывать в этом месяце.

Это важно для того, чтобы сотрудники понимали, за что именно они получают деньги и стремились выполнять поставленные показатели.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-12

Прописание скриптов продаж

Любая продажа – это общение с клиентом. И этот процесс обязательно должен быть регламентирован, протестирован и желательно автоматизирован. Необходимо выстроить четкую систему, по которой будет продавать каждый менеджер, и которая будет давать стабильные результаты.

В итоге под бизнес-процессы компании было написано 5 скриптов продаж для четырех этапов воронки:

1. Первый скрипт продаж был написан для холодного поиска клиентов в социальной сети LinkedIn.

Цель менеджера выйти на ЛПРа, выполнить первичную квалификацию и взять телефон / согласовать встречу.

2. Скрипт для холодного обзвона потенциальных клиентов компании.

3. Короткий скрипт для коммуникации с клиентами в текстовом формате в соцсетях, мессенджерах, почте. Целью данного скрипта является закрытие клиента на звонок с менеджером и согласование выгодного предложения для клиента.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-15

4. Скрипт первичного звонка клиенту по входящим заявкам, либо после коммуникации в соцсетях и мессенджерах, во время которого менеджер квалифицирует потенциального клиента, выявляет потребности и продает встречу в Zoom для согласования предложения.

5. Скрипт проведения консультации по продукту и продажи предпроектного аудита.

Цель данного скрипта оголить боли потенциального клиента, презентовать услуги компании, рассмотреть и согласовать КП, отработать возражения и продать клиенту аудит.

6. Скрипт для дожима клиента после проведения консультации.

Цель менеджера в итоговом формате согласовать услуги и стоимость, отработать оставшиеся возражения и закрыть сделку на продажу аудита.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-18

7. Скрипт взятия NPS у клиентов после оказания услуг.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-19

8. Скрипт для работы с клиентами по дебиторской задолженности.

Цель менеджера сообщить о выставлении счета и узнать планируемую дату оплаты у клиента.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-20

9. И последний скрипт - это скрипт для возврата потенциальных клиентов.

Цель менеджера узнать актуальность дальнейшей работы и предложить услуги компании.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-21
Дополнительно по скриптам продаж было проведено 4 обучающих встречи, где мы подробно разобрали техники и технологии продаж, каким образом нужно коммуницировать с клиентом, как правильно себя позиционировать, как описывать услуги компании, как проводить встречу, как отрабатывать возражения и тд.

Проработка кадровой политики

Кадры - это основа успешной компании, поэтому мы делаем такой большой упор на HR направлении при построении отделов продаж. Без выстроенной системы поиска, найма и обучения персонала, - выстроить отдел продаж становится практически невозможно.

1. Мы сформировали аватар телемаркетолога, менеджера по продажам и руководителя отдела продаж, прописали продающие вакансии для размещения на таких сайтах как HH, SuperJob и тд.

Вакансии были составлены по всем канонам максимального привлечения потока соискателей, чтобы была возможность отбора и выбора достойного претендента на должность. Текст объявления составляется таким образом, чтобы заранее отработать все возражения кандидата и закрыть его на собеседование.

2. Следующим этапом мы прописали список вопросов для проведения собеседований. Список вопросов содержит расшифровку ответов соискателей, чтобы специалист мог самостоятельно быстро оценить качество соискателя.

В ноябре 2022 года к нам в компанию с целью выстраивания четкой системы в отделе продаж обратился руководитель компании "Epg Service" - Виталий.-23

3. Прописали подробный регламент поиска, найма и обучения персонала.

4. Дополнительно мы провели полноценный мастер-класс для руководителя компании по тому, как правильно выстроить HR систему в компании.

На МК были раскрыты такие темы как:
- Активный и пассивный поиск сотрудников
- Проведение персональных и групповых собеседований
- Структура и принципы проведения эффективного собеседования

5. И на последнем, но наверное самом важном этапе кадровой политики, - мы прописали систему ввода в должность новых сотрудников. Была сформирована полноценная база знаний, по которой сотрудники должны обучаться первые 3 недели работы в компании.

Обучение новым инструментам продаж

Дополнительно мы провели онлайн обучение как для руководителя, так и для сотрудников компании по всем прописанным инструментам продаж. Нам важно, чтобы каждый член команды понимал, почему план продаж именно такой, почему система мотивации выстроена в таком формате, как работать с регламентами и скриптами продаж и тд. Все новые инструменты должны быть понятны и прозрачны!

Всё обучение записывается и передается руководству компании для быстрого обучения и ввода в должность новых сотрудников.

Завершение проекта

Запрос на построение отдела продаж для компании "Epg Service" был полностью реализован командой REON. Руководитель компании получил четкую выстроенную систему в его отделе продаж для дальнейшего роста и масштабирования компании.

После сдачи проекта с Виталием и его компанией мы не прощаемся! Ещё в течение 1 месяца мы бесплатно сопровождали их отдел продаж, консультировали сотрудников и руководителя по всем возникающим вопросам. Нам важно не просто прописать и сдать документы для работы отдела продаж, а научить сотрудников и руководителя эффективно работать с ними, поэтому особое внимание мы уделяем постпроектному сопровождению.

Хотите с первого раза без потери времени и денег построить прибыльную систему в вашем отделе продаж?

Запишитесь на бесплатную онлайн-экскурсию в отдел продаж нашей компании. Вы получите новый взгляд на то, каким может и должен быть ваш отдел продаж для эффективной работы!
https://reon.pro