Данное эссе состоит из 10 частей:
0. Введение
1. Терминология: Майавада, имперсонализм, брахмавада, адвайта?
2. Некорректное понимание Адвайта Веданты традицией двайты
3. Оскорбление других религий и философий Прабхупадой
4. Запрет Прабхупады на «думание»
5. Оскорбления других Учителей Прабхупадой
6. Переводы и Комментарии Прабхупады
7. Образование и Проповедь в ИСККОН
8. ИСККОН - это, всё-таки, какая религия или философия?
9. Миссия Прабхупады
10. Заключение
Основное видео по всем частям здесь:
Источник 1
http://www.forum.krishna.ru/ Отличия Майавады и брахмавады, Враджендра кумар:
(...) Судя по этой цитате, в данном случае Шрила Прабхупада уравнивает брахмаваду и майаваду.
В другом месте Прабхупада говорит, что между маявадой и брахмавадой есть некоторые отличия.
- Настоящие маявади обычно не признают формы Бога и считают ее майей. Тем самым они оскорбляют Господа.
- Брихаспати признает форму Бога и поклоняется ей. Иначе как он может быть жрецом? Поэтому он скорее брахмавади. Брахмавади почитают форму Господа, хотя и считают ее вторичной по отношению к Брахману.
Источник 2
http://www.forum.krishna.ru/archive/index.php/t-913.html
Садху санга дас, 06.09.2011, 08:29
На одном из алтайских фестивалей Бхакти Чайтанйе Свами задали подобный вопрос. Он ответил, что существуют брахмавади и майавади. Брахмавади считают, что Кришна -это Брахман. Майавади считают, что Кришна - это майа. Первые могут стать преданными, как ими стали четыре Кумара, вторые же являются оскорбителями.
Вишишта даса
Есть разные формы имперсонализма. Есть ведический, а есть придуманный. Буддизм - тоже форма имперсонализма. Атеизм (по сути не отличающийся от буддизма) - тоже форма имперсонализма.
Как уже было сказано в одной из тем форума, Шрила Прабхупада часто использует эти термины как означающие одно и то же, постольку поскольку они действительно в широком индуизме трактуются как одно. Шрила Прабхупада, понимая, что его неискушённые читатели не смогут увидеть ТЕХНИЧЕСКОЙ разницы между двумя этими терминами, как правило и не влезает в дебри философских различий. Дело в том, что он в свои книгах ОТВЕРГАЕТ, как то так и другое!
Источник 3
https://vedayu.ru/vedi_sciences/68/932/ , лекция 2011.07.31_Госвами_Киев_Майавади - неблагоприятное общение
Майявада (майя — «иллюзия», и вада — «доктрина») — санскритский термин, который используется для обозначения философии безличного - имперсонального - адвайты Шанкары. Имперсонализм — это так же мировоззрение, философское или религиозное учение, рассматривающее Бога в качестве безличностной идеи, или же энергии, силы.
Из книги Шри Чайтанья Чаритамрита Ади лила глава 7, А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада:
табе ниджа бхакта каила йата млеччха ади
сабе эдаила матра кашира майавади
Все стали преданными Господа Чайтаньи, даже млеччхи и яваны. И только имперсоналисты, последователи Шанкарачарьи, по-прежнему сторонились Его.
Комментарий А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады: В этом стихе ясно говорится, что по милости Господа Чайтаньи Махапрабху все стали преданными, даже мусульмане и другие млеччхи; исключением оставались только имперсоналисты, последователи Шанкарачарьи.
Источник 4
https://studopedia.info/9-33643.html
68-12 Ты спрашиваешь: «Как Пракашананда Сарасвати увидел или понял, что Господь Чайтанья — это сам Господь Нараяна, если он осознавал только Брахман?» В личном присутствии Господа Чайтаньи они осознавали Его как Нараяну, потому что были искренни в поиске Абсолютной Истины. В Бхагавад-гите подтверждается, что если имперсоналист искренен в поиске Абсолютной истины, такой имперсоналист, в конце концов, достигнет осознания Личности Бога. Пракашананда Сарасвати был почтителен с Господом Чайтаньей, он предложил Господу Чайтанье почетное сиденье, а Чайтанья Махапрабху, в крайнем смирении, сидел там, где все мыли ноги. Вайшнав всегда смиренен, и если человек не пытается использовать это смирение вайшнава, у него появляется шанс возвыситься. Но если человек неверно понимает смирение вайшнава, он обречен. Например, в Чайтанья-чаритамрите автор, Кавираджа Госвами говорит о себе, что он хуже испражнений, и Санатана Госвами говорит, что он родился среди самых падших и общается с самыми падшими. Если такое смирение вайшнава принимается буквально, это заблуждение. Пракашананда Сарасвати оценил величие Господа Чайтаньи, хотя Тот вел себя смиренно, и потому на него пролилась милость Господа Чайтаньи, и он смог понять, Кто перед ним.
Философы-майавади не следуют Шанкарачарье, поскольку их философия сама по себе оскорбительна. Шанкарачарья считал Кришну Верховной Божественной Личностью, а майавади считают Кришну всего лишь великой личностью. В этом их несчастье, потому что они одно за другим совершают оскорбления Верховной Личности. В результате майявади, которые очень непреклонны в следовании своей ошибочной философии, не могут развиваться. Кроме того, как подтверждается в Бхагавад-гите, личные качества Кришны очень трудно понять людям, не относящимся к классу преданных. А майявади как класс являются непреданными. Естественно, они пребывают в заблуждении практически по всем вопросам. Но некоторые из них были настолько выдающимися людьми, что смогли выйти за пределы своей философии и принять личность Кришны. Это также объясняет в Бхагавад-гите Арджуна. (ПШП Гурудасу, 14 декабря 1968) [1]
[1] Исходя из этого письма Прабхупады следует вывод, что, строго говоря, термины "имперсонализм", "майавада", а также "брахмавада адвайта-веданты Шанкары" должны различаться. Однако, по факту, такого не происходит. Часто при переводе и в комментариях эти понятия употребляются Прабхупадой как однозначные, и таким же образом построена проповедь в ИСККОН.
Следующий Источник №5 это подтверждает.
Источник 5
В книге "Наука Самоосознания" Прабхупада использует эти термины "имперсонализм и маявада" как однозначные
https://prabhupada.info/books/shrila_prabhupada_nauka_samoosoznaniya.pdf
Заключение по теме "Терминология"
Таким образом мы видим, что термины майавада, имперсонализм, брахмавада и адвайта-веданта могут технически иметь отличие, однако Прабхупада, а за ним учителя и последователи ИСККОН не проводят между ними различия. Во многих местах данные термины объяснены друг через друга.
Разобравшись в терминах, давайте теперь посмотрим на тот факт, как понимание философии Адвайты искажено философами-двайтистами.