Найти в Дзене
user

ИСККОН. Крик Боли. Часть 1 - Терминология

Оглавление

Данное эссе состоит из 10 частей:

0. Введение

1. Терминология: Майавада, имперсонализм, брахмавада, адвайта?

2. Некорректное понимание Адвайта Веданты традицией двайты

3. Оскорбление других религий и философий Прабхупадой

4. Запрет Прабхупады на «думание»

5. Оскорбления других Учителей Прабхупадой

6. Переводы и Комментарии Прабхупады

7. Образование и Проповедь в ИСККОН

8. ИСККОН - это, всё-таки, какая религия или философия?

9. Миссия Прабхупады

10. Заключение

Основное видео по всем частям здесь:

Источник 1

http://www.forum.krishna.ru/ Отличия Майавады и брахмавады, Враджендра кумар:

(...) Судя по этой цитате, в данном случае Шрила Прабхупада уравнивает брахмаваду и майаваду.

В другом месте Прабхупада говорит, что между маявадой и брахмавадой есть некоторые отличия.

  • Настоящие маявади обычно не признают формы Бога и считают ее майей. Тем самым они оскорбляют Господа.
  • Брихаспати признает форму Бога и поклоняется ей. Иначе как он может быть жрецом? Поэтому он скорее брахмавади. Брахмавади почитают форму Господа, хотя и считают ее вторичной по отношению к Брахману.

Источник 2

http://www.forum.krishna.ru/archive/index.php/t-913.html

Садху санга дас, 06.09.2011, 08:29

На одном из алтайских фестивалей Бхакти Чайтанйе Свами задали подобный вопрос. Он ответил, что существуют брахмавади и майавади. Брахмавади считают, что Кришна -это Брахман. Майавади считают, что Кришна - это майа. Первые могут стать преданными, как ими стали четыре Кумара, вторые же являются оскорбителями.

Вишишта даса

Есть разные формы имперсонализма. Есть ведический, а есть придуманный. Буддизм - тоже форма имперсонализма. Атеизм (по сути не отличающийся от буддизма) - тоже форма имперсонализма.

Как уже было сказано в одной из тем форума, Шрила Прабхупада часто использует эти термины как означающие одно и то же, постольку поскольку они действительно в широком индуизме трактуются как одно. Шрила Прабхупада, понимая, что его неискушённые читатели не смогут увидеть ТЕХНИЧЕСКОЙ разницы между двумя этими терминами, как правило и не влезает в дебри философских различий. Дело в том, что он в свои книгах ОТВЕРГАЕТ, как то так и другое!

Источник 3

https://vedayu.ru/vedi_sciences/68/932/ , лекция 2011.07.31_Госвами_Киев_Майавади - неблагоприятное общение

Майявада (майя — «иллюзия», и вада — «доктрина») — санскритский термин, который используется для обозначения философии безличного - имперсонального - адвайты Шанкары. Имперсонализм — это так же мировоззрение, философское или религиозное учение, рассматривающее Бога в качестве безличностной идеи, или же энергии, силы.

Из книги Шри Чайтанья Чаритамрита Ади лила глава 7, А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада:

табе ниджа бхакта каила йата млеччха ади

сабе эдаила матра кашира майавади

Все стали преданными Господа Чайтаньи, даже млеччхи и яваны. И только имперсоналисты, последователи Шанкарачарьи, по-прежнему сторонились Его.

Комментарий А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады: В этом стихе ясно говорится, что по милости Господа Чайтаньи Махапрабху все стали преданными, даже мусульмане и другие млеччхи; исключением оставались только имперсоналисты, последователи Шанкарачарьи.

Источник 4

https://studopedia.info/9-33643.html

68-12 Ты спрашиваешь: «Как Пракашананда Сарасвати увидел или понял, что Господь Чайтанья — это сам Господь Нараяна, если он осознавал только Брахман?» В личном присутствии Господа Чайтаньи они осознавали Его как Нараяну, потому что были искренни в поиске Абсолютной Истины. В Бхагавад-гите подтверждается, что если имперсоналист искренен в поиске Абсолютной истины, такой имперсоналист, в конце концов, достигнет осознания Личности Бога. Пракашананда Сарасвати был почтителен с Господом Чайтаньей, он предложил Господу Чайтанье почетное сиденье, а Чайтанья Махапрабху, в крайнем смирении, сидел там, где все мыли ноги. Вайшнав всегда смиренен, и если человек не пытается использовать это смирение вайшнава, у него появляется шанс возвыситься. Но если человек неверно понимает смирение вайшнава, он обречен. Например, в Чайтанья-чаритамрите автор, Кавираджа Госвами говорит о себе, что он хуже испражнений, и Санатана Госвами говорит, что он родился среди самых падших и общается с самыми падшими. Если такое смирение вайшнава принимается буквально, это заблуждение. Пракашананда Сарасвати оценил величие Господа Чайтаньи, хотя Тот вел себя смиренно, и потому на него пролилась милость Господа Чайтаньи, и он смог понять, Кто перед ним.

Философы-майавади не следуют Шанкарачарье, поскольку их философия сама по себе оскорбительна. Шанкарачарья считал Кришну Верховной Божественной Личностью, а майавади считают Кришну всего лишь великой личностью. В этом их несчастье, потому что они одно за другим совершают оскорбления Верховной Личности. В результате майявади, которые очень непреклонны в следовании своей ошибочной философии, не могут развиваться. Кроме того, как подтверждается в Бхагавад-гите, личные качества Кришны очень трудно понять людям, не относящимся к классу преданных. А майявади как класс являются непреданными. Естественно, они пребывают в заблуждении практически по всем вопросам. Но некоторые из них были настолько выдающимися людьми, что смогли выйти за пределы своей философии и принять личность Кришны. Это также объясняет в Бхагавад-гите Арджуна. (ПШП Гурудасу, 14 декабря 1968) [1]

[1] Исходя из этого письма Прабхупады следует вывод, что, строго говоря, термины "имперсонализм", "майавада", а также "брахмавада адвайта-веданты Шанкары" должны различаться. Однако, по факту, такого не происходит. Часто при переводе и в комментариях эти понятия употребляются Прабхупадой как однозначные, и таким же образом построена проповедь в ИСККОН.

Следующий Источник №5 это подтверждает.

Источник 5

В книге "Наука Самоосознания" Прабхупада использует эти термины "имперсонализм и маявада" как однозначные

https://prabhupada.info/books/shrila_prabhupada_nauka_samoosoznaniya.pdf

"Наука Самоосознания" Прабхупада
"Наука Самоосознания" Прабхупада

Заключение по теме "Терминология"

Таким образом мы видим, что термины майавада, имперсонализм, брахмавада и адвайта-веданта могут технически иметь отличие, однако Прабхупада, а за ним учителя и последователи ИСККОН не проводят между ними различия. Во многих местах данные термины объяснены друг через друга.

Разобравшись в терминах, давайте теперь посмотрим на тот факт, как понимание философии Адвайты искажено философами-двайтистами.