Найти в Дзене
Закон Жизни

Законы Ману: как жили в Древней Индии

Среди источников древнеиндийского права особое место занимают дхармашастры и артхашастры. Артха регулировала поведение людей и область интересов. Наиболее известная – Артхашастра Каутильи (трактат о политике и праве). Понятие дхармы многогранно. Это и религиозные предписания, и мораль, и норма поведения, и традиции, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности. Дхарма охватывала то, что мы называем правом. В то же время ее содержание выходило за пределы права. Дхарма основывалась на идеях меры и гармонии, исходила из идеи долга, а не права. Известнейшим источником древнеиндийского права являются Законы Ману, которые представляют собой одну из дхармашастр.  Главное в Законах Ману — закрепление варнового устройства древнеиндийского общества. Варны – замкнутые социальные группы (сословия). В Индии их было 4: 1. брахманы 2. кшатрие 3. вайшьи 4. шудры Принадлежность к варне определялась рождением, и переход в другую

Среди источников древнеиндийского права особое место занимают дхармашастры и артхашастры.

Артха регулировала поведение людей и область интересов. Наиболее известная – Артхашастра Каутильи (трактат о политике и праве).

Понятие дхармы многогранно. Это и религиозные предписания, и мораль, и норма поведения, и традиции, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.

Дхарма охватывала то, что мы называем правом. В то же время ее содержание выходило за пределы права. Дхарма основывалась на идеях меры и гармонии, исходила из идеи долга, а не права.

Известнейшим источником древнеиндийского права являются Законы Ману, которые представляют собой одну из дхармашастр. 

Главное в Законах Ману — закрепление варнового устройства древнеиндийского общества.

Варны – замкнутые социальные группы (сословия). В Индии их было 4:

1. брахманы

2. кшатрие

3. вайшьи

4. шудры

Принадлежность к варне определялась рождением, и переход в другую варну в принципе был невозможен. Все члены варн должны были строго придерживаться установленных для них правил поведения.

Законы Ману как раз разработали брахманы.

Источниками, на основе которых и писался этот сборник, были догмы, религиозные традиции, писания, правовые обычаи и прецеденты(случаи), ранние сборники.

Кстати, в отличие от другого источника древневосточного права Законов Хаммурапи, Законы Ману представляют собой текст из 12 глав, разделенный на 2685 статьи. Также они складывались под большим влиянием религии в отличии от Законов Хаммурапи.

-2

Уголовное право.

В Законах Ману преступления делились на 3 вида:

  • государственные преступления (измена, покушение на личность монарха)
  • преступления против собственности (кража, грабеж, хищение)
  • преступления против личности (самым тяжким из этой категории считалось убийство брахмана)

Прелюбодеяние также было одним из первых известных великих грехов и тяжких преступлений.

Законы Ману предусматривали различные формы вины (умышленная/по неосторожности), рецидив, соучастие. Также как и в Законах Хаммурапи, и в других древневосточных нормах, здесь сохранялся принцип талиона (наказание равным за равное, по типу "око за око") и применение ордалий ("суд божий" - различные испытания для доказания вины).

Наказание зависело от разных факторов:

- тяжести преступления

- социального положения

- пола, возраста

- варновой принадлежности

- родственные связи сторон

Смертная казнь, как самое строгое наказание, делилась на 2 вида: простая (отрубание головы) и квалифицированная (сажание на кол, утопление и пр.)

Основной целью всех наказаний было устрашение, т.е. запугать народ, чтобы никто не нарушал закон.

Стоит отметить, что в Древней Индии существовала амнистия –помилование. Обычно это происходило в дни рождения раджи (правителя). Из тюрем выпускали детей, стариков, больных.

Законы Ману предусматривали пытки и описывали процесс их применения. Для женщин устанавливались половинная пытка или словесный допрос. Не подвергались пытке старики, дети, больные, умалишенные, беременные женщины, а также сознавшиеся в преступлении. А вообще полностью освобождалось от пытки высшее сословие – брахманы.

-3

Гражданское право.

В Законах Ману собственность делится на царскую, общинную, частную. Обычно, самой распространенной собственностью выступала земля. Землю можно было унаследовать, получить в виде дара, купить, завоевать.

Законами также охраняется положение и движимого имущества (рабы, скот).

Описываются различные виды договоров: займ, залог, дарение, купли-продажи, найма, поручительства, хранения.

Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей (не менее 3) и в качестве продавца выступал собственник вещи.

А недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым, рабом.

Брачно-семейное право.

Браки заключались строго между лицами одной варны.

Предусматривалось следующие формы брака: дарение брахману, продажа, похищение, добровольно, с насилием над невестой, покупка, дарение с целью породниться.

Женщины рассматривались как наследуемое имущество. В детстве женщине полагалось быть под властью отца, в молодости под властью мужа, а после смерти мужа под властью сына.

-4

Муж мог купить жену, мог взять другую жену, принудить ее к сожительству с другим мужчиной. Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей.

Брачный возраст невесты должен был соответствовать трети возраста жениха.

Брак считался нерасторжимым.

Наследственное право.

Наследование различалось по закону и по завещанию. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына. В таком случае он становился опекуном оставшихся в доме младших братьев, а сестрам должен был обеспечить приданное.