Поисковое движение в Петербурге существует несколько десятилетий. За это время волонтёрам удалось отыскать и перезахоронить сотни павших в годы Великой Отечественной войны солдат. На смену старшему поколению поисковиков приходят молодые ребята. В полевых условиях старшие наставники не просто учат искать следы войны, но и прививают воспитанникам любовь к Отечеству и к истории.
Мини-музей
В обычном корпусе современной многоэтажки на окраине Петербурга скрывается настоящая машина времени, которая переносит на 80 лет в прошлое. В небольшом помещении молодёжного клуба «Непокорённый Рубеж» на стеллажах разложены дневники, оружие, мины, дырявые солдатские фляги, а на стенах – карты, аэрофотосъёмка военных лет, одежда солдат. В шкафчиках – не менее ценные мелочи: от гильз до миниатюрных фотографий бойцов.
Это не музей военных лет, как может показаться на первый взгляд, а штаб-квартира поискового отряда «Рубеж-2». Многие артефакты, что представлены здесь, были найдены волонтёрами в Красносельском районе. Теперь они служат наглядным пособием для начинающих поисковиков.
По словам одного из основателей и командира отряда Виктора Ионова, в стенах клуба собрана лишь малая часть трофеев времён Великой Отечественной – остальные хранятся дома у искателей. В военное время район разделился на две части. Линия фронта как раз пролегала по Полежаевскому парку, что в паре кварталов от здания клуба. Отсюда и название отряда – «Непокорённый Рубеж».
«У нас хоть и не первый поисковый отряд, но точно один из самых старых в городе, – делится Виктор Ионов. – А началось всё ещё со школы. Будучи подростками, мы с ровесниками бегали в лес. Бывало, часами оттуда не вылезали – находили настоящие сокровища: патроны, каски. Да что там лес, даже в огороде откапывали всё это добро. Папа меня ругал, велел выбрасывать находки, но меня это не останавливало. Бывало, что откапывали не только железо, но и кости. В то время считалось, что все бойцы Красной армии похоронены. Но я-то видел, что рядом с останками нередко встречались солдатские медальоны... И понимал, что так быть не должно. Тогда с мальчишками мы относили останки к ближайшему мемориалу, надеясь, что кто-нибудь захоронит».
Позже, в 1990-е годы, поиск павших воинов официально разрешили, и увлечение раскопками Виктора переросло в профессиональную деятельность. Он уже многое знал об истории родного района, ориентировался на поисковых картах Ленинградской области. В 2000 году с командой единомышленников официально зарегистрировал свой отряд «Рубеж-2».
За последние пару десятилетий волонтёры отыскали и помогли опознать сотни павших солдат. Все найденные останки торжественно захоронили. Об увлечении Виктора Ионова со временем узнали в муниципалитете района. Однажды его пригласили в школу на классный час накануне Дня Победы, чтобы он поделился опытом с детьми. Потом последовали новые лекции – ведь накопленного материала много, и за один раз всё не передашь.
«Важно не только рассказать, но и показать, дать подержать в руках артефакты, – говорит Виктор Ионов. – По образованию я научный сотрудник, и мне всегда было важно систематизировать знания, а потом их интересно преподносить. В этом и есть, на мой взгляд, суть наставничества».
После нескольких выступлений в местной администрации Виктору помогли организовать клуб поисковиков. Помещение с обучающим классом (он же мини-музей) открылось в прошлом году.
Поиск – это призвание
Сейчас в отряде «Рубеж-2» около 60 человек. Это уже третье поколение поисковиков. Многие приходят взрослыми состоявшимися людьми, но есть и школьники. Более опытные наставники из отряда занимаются с новичками в возрасте от 14 лет в здании клуба и «в полях».
Зимой – теория. Ребята изучают муляжи и найденные артефакты, учатся различать виды оружия, взрывных устройств. Глядя на бесформенный обломок железа, стараются угадать, что это за предмет. Такой навык порой спасает поисковику жизнь, ведь блестящая в земле безделушка может оказаться неразорвавшимся снарядом. Летом выезжают на раскопки. Отпускать школьников одних нельзя, поэтому родители пишут доверенность на старших наставников из отряда.
«Один из наших учеников пришёл в отряд четырнадцатилетним юношей, а сейчас ему двадцать, – вспоминает Виктор Ионов. – В детстве он занимался в археологическом кружке, ездил в Новгород и там на раскопках отыскал берестяную грамоту. А когда подрос, заинтересовался Великой Отечественной войной и присоединился к нашему клубу. Однажды взяли парня с собой на раскопки. Остались ночевать в полевом лагере. У мальчика разрядился телефон, отец не мог дозвониться. Приехал, отругал и увёз сына домой. Но через пару дней юный поисковик снова прибежал. Так горели у него глаза. Потом закончил школу и до сих пор ездит с нами на раскопки по всей области».
Поиском увлекаются не только мальчишки, но и девочки. По словам руководителей клуба, они готовятся к выездам более обстоятельно и с удовольствием копаются в земле.
«В «поиск» нельзя никого тянуть насильно – интерес либо проснётся, либо его просто нет, – отмечает Виктор Ионов. – «Поиском» нужно жить, это призвание. Пусть будет даже пара человек, но зато толковые. У нас ведь не армия, и массовость не важна. Мало выстроить ватагу волонтёров, раздать всем лопаты и приказать «Копайте!» – мы учим именно искать. Как делать шурфы, как использовать поисковой щуп, как накладывать аэрофотосъёмку на архивные фотографии со спутников. Всё это важно показывать на своём примере – а как иначе?»
Лопаты вместо автоматов
Чаще всего юным поисковикам доверяют откапывать амуницию, личные вещи солдат. Чтобы сдать небольшой экзамен, подростки должны достать из земли предмет и рассказать, для чего он использовался на поле боя. Какие-то артефакты отправляются в музей отряда, что-то зарывают обратно в землю, а какие-то трофеи ребята забирают себе на память.
Когда находят останки солдат, пригождаются знания анатомии. По внешнему виду кости поисковики определяют часть тела. С собой всегда берут специальный баннер со схемой человеческого скелета – на нём раскладывают останки, собирая погибшего воина по частям, как конструктор.
«Учим относиться с уважением к останкам человека, – говорит Виктор Ионов. – Аккуратно складываем, чтобы потом торжественно захоронить на его родине. Или передаём в Народный Союз Германии по уходу за воинскими захоронениями, если выясняется, что это останки немецких солдат. Такое гуманное отношение прививается молодым, чтобы они учились рассуждать о серьёзных вещах, несмотря на юный возраст».
Огромная радость и удача, если вместе с бойцом удаётся найти сохранившийся опознавательный медальон или подписанную вещь с фамилией и именем солдата, а потом отыскать его родственников. Такие случаи редки, но бывают.
«Мы не просто ищем бойцов, мы узнаём их судьбы, – говорит Виктор Ионов. – Юноши и девушки исследуют документы, разыскивают семьи погибших, записывают воспоминания ветеранов. Во время раскопок становится видно, как проходил бой, почему бойцы отступали или, напротив, шли в наступление. Много приходится общаться с историками – с российскими и немецкими, чтобы восстановить детали событий. В результате расширяются знания о родном крае и прививается любовь к истории Отечества».
Выезд на раскопки с наставниками – это настоящая школа жизни. У отряда есть свои полевая кухня, палатки, складные столы, бензопилы, помпы для выкачивания воды из бывших котлованов с останками – не так-то просто со всем этим справиться. А у многих новичков нет даже базовых походных навыков, поэтому учатся всему в процессе.
«Где-то нужно палатку установить, где-то сделать шурф – подзываем самых «зелёных» и объясняем всё наглядно, – говорит Виктор Ионов. – Поиск – это ещё и физически трудная работа. Бывает, хлещет дождь, мы уже буквально зарыли себя с головой в грязь, руки липкие, и при этом в кармане звонит телефон – надо ответить. Такое вот бывает боевое крещение для молодёжи – ничего не поделаешь! Но чувство удовлетворённости после проделанной работы всё окупает».
Молодые люди из «Рубежа-2» и из других отрядов Санкт-Петербурга и Ленинградской области могут при желании пройти срочную службу в поисковом батальоне. Специальная часть находится во Мге. Вместо автоматов срочникам выдают лопаты – здесь занимаются только раскопками. Так как Виктор Ионов руководитель поискового отряда, то он оформляет документы на своих подопечных, чтобы они смогли пройти службу, занимаясь при этом любимым делом. И никакого противоречия, если подумать, в этом нет – молодые люди наравне с обычными рядовыми по-настоящему отдают долг Родине.
«Патриотическое сознание органично входит в тебя, когда ты занимаешься поиском, – отмечает руководитель отряда. – Мы закладываем повсюду интерес к своему делу, и какие-то «семена» всё равно взойдут».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.