“К итоговому сочинению нужна дополнительная подготовка, дополнительные занятия”, - так часто сетуют учителя. А я считаю, что это не так. И готовить можно в рамках уроков литературы и даже русского языка.
Скорее открывайте и читайте статью. Она будет полезна не только учителям, работающим в 11 классе. Я, Евгения Анатольевна, расскажу, как можно использовать формат ИС на обычных уроках.
Метод 1
Уже давно пора перестроить все сочинения по литературе 5-9 классов в формат итогового. Да-да, начиная с 5 класса. Только, естественно, объем работы сделать поменьше. По обновленным ФГОС рекомендуемый объем сочинений выглядит примерно так:
5 класс - не менее 70 слов
6 класс - не менее 100 слов
7 класс - не менее 150 слов
8 класс - не менее 200 слов
9 класс - не менее 250 слов
В прошлом году моим семиклассникам стало так интересно, что такое итоговое сочинение. И мы решили попробовать написать творческую работу по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” в формате ИС. Конечно, мы целый урок готовились, я взяла тему “Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?”. Мы подробно разобрали тему, подобрали примеры из повести, написали черновик. Раздала детям клише для ИС (скачать можно тут). Работы получились плюс-минус похожие, но не в этом суть. Ребята поняли, как работать с сочинением. И в течение года мы стали писать только в таком формате творческие работы.
Метод 2
Кто мешает готовиться к ИС уже в 9 классе при подготовке к ОГЭ? Да, собственно, никто. Разбирая сочинение 13.3, обратите внимание на темы, которые могут перекликаться с темами ИС. И вуаля, вы убиваете двух зайцев: и в ОГЭ привели литературный аргумент, и для ИС произведение отобрали. Например:
13.3. - Доброта. В чем может проявляться доброта? - Раздел 1, нравственные идеалы
13.3. - Материнская любовь. Как проявляется материнская любовь? - Раздел 2, семья, род.
13.3. - Творчество. Каковы истоки творчества? - Раздел 3, человек и искусство.
При этом, не надо сидеть и заранее всё соотносить. Всё делается в процессе работы на уроке, и не нужно ночами самому выискивать темы и примеры к ним.
Метод 3
Изучая произведение по литературе, уделяйте внимание темам, которые представлены в разделах ИС.
Маленький лайфак: устройте мозговой штурм на уроке, пусть в обсуждение включаться дети. Например, при изучении “Тараса Бульбы” на последнем уроке можно составить таблицу:
А самое главное, что учителю не нужно самостоятельно и подробно составлять такую таблицу. Сделаете это вместе с детьми. У них она останется (не у всех, будем реалистами) до 9-11 класса, а у вас - для следующих поколений. И вуаля, вы прекрасно сэкономили время.
Метод 4
- Какое произведение можно прочитать, чтобы подготовиться к ИС? - спросил однажды меня ребенок.
- Ну так, чтобы только одно… Это “Война и мир”, - ответила я.
- Не, там много…
Да, “Война и мир” - универсальное произведение. Но, увы, не все его осваивают. Хотя Лев Николаевич, наверное, был путешественником во времени и знал, что в 21 веке введут итоговое сочинение. Поэтому затронул в своем романе множество нравственных/философских/исторических/культурных вопросов.
К сожалению, нынешние дети читают мало. Или же читают такое, что там не разобрать ни темы, ни идеи. Романы и повести ребята осилить к декабрю не успеют. В таком случае делаем акцент на произведения малых жанров. Но минус такой подготовки в том, что рассказов надо прочитать несметное количество, ведь не каждый рассказ может подойти к предложенным темам.
В группе ВК делюсь алгоритмом и картой по работе с рассказом К. Г. Паустовского "Телеграмма" в рамках подготовке к ИС.
Вопросы?