Найти в Дзене
Paganel Sacvoyage

ЕЁ ОСТОЙЧИВОСТЬ СВОДИЛА С УМА

«Как ад не может быть без рая, так штиля не бывает без штормов» - утверждал безвестный автор старой матросской песни. Вы когда-нибудь считали волны, ожидая девятой? Не стоит. Рассказы о губительной силе девятой волны - байки. Древние греки то же самое говорили о третьей волне, а варяжский эпос воспевал суровый норов седьмой волны.

По большому счёту, шторм - напасть временная. Гораздо больше мореходам досаждает «мертвая зыбь» - длительное волнение моря, мерно раскачивающее корабль. Мертвая зыбь может изо дня в день выматывать душу своей монотонностью.

-2

Как бороться с вредным эффектом морской качки в 1870 году догадался морской инженер Андрей Александрович Попов. Он поставил перед собой, казалось бы, неисполнимую задачу - свести к нулю неудобства артиллерийской стрельбы в штормовых условиях.

-3

Самоходные плавучие батареи Попова были круглыми и имели в поперечном сечении форму обоюдовыпуклой линзы. Сегодня мы бы сказали - походили на летающую тарелку. Давление волны, с какой бы стороны она не набегала, создавало с противоположной стороны обратную силу, что придавало плавучей батарее гидростатическую остойчивость.

-4

В невысокой надстройке Попов расположил два мощных орудия. С помощью домкратов пушки поднимались над палубой, а после выстрела опускалась для перезаряжания. Орудийная платформа имела поворотный механизм. При необходимости платформа целиком накрывалась брезентовым шатром.

-5

Следует заметить, что проект Попова оказался весьма кстати. По условиям мирного договора, положившего конец Крымской войне 1853-1856 годов, Россия не имела права держать боевые корабли в Чёрном море и строить береговые батареи. «Поповки» не подпадали под условия договора - батареи были плавучими, но не являлись кораблями...

-6

Через десять лет, по техническому заданию Попова, на английских верфях в Глазго, был построен и полноценный корабль, не подверженный морской качке - императорская яхта «Ливадия». Достаточно широкий корпус корабля был поставлен на круглый понтон с уже известными гидростатическими характеристиками.

-7

Мимо берегов Франции, Испании, Португалии, через Гибралтар и воды Средиземного моря, огибая Мальту и Грецию, через Эгейское и Мраморное моря, проливы Дарданеллы и Босфор, «Ливадию» завели в Чёрное море и ошвартовали в Севастополе. Сохранились записи офицеров экипажа с оценками отличной остойчивости корабля. Своими необычными свойствами при сильном волнении яхта просто сводила с ума.

-8

На переходе, в Бискайском заливе, сильный шторм повредил обшивку понтона «Ливадии». На основании этого инженерная комиссия по приёмке корабля признала прочность его корпуса недостаточной. Однако, в статусе обычного парохода, а затем и плавучей казармы, императорская яхта прослужила до 1926 года. Но это уже другая история...