Большая стройка под землей. Между Шкотово и Смоляниново продолжается пробивка двух тоннелей. Это позволит ликвидировать действующий перевал и увеличить пропуск поездов. На этой неделе метростроевцы проходят символичный рубеж - километр дистанции. Впереди - еще несколько сотен метров упрямых, сложных грунтов.
Добро пожаловать в недра! Это владения подземных королей - мастеров высших квалификаций! По части пробивки тоннелей им равных нет. Место действия - неудачно расположенная сопка между Смоляниново и Шкотово. Сама по себе она небольшая, но десятилетиями мешает двигать транспортно-логистический прогресс вперед.
Михаил Беленький, зам. генерального директора АО «Мосметрострой»: "Мы находимся на середине пути. На сегодня выполнено около 50 процентов проекта тоннеля".
Пункт назначения львиной доли грузопотоков - причалы Находки и Восточного. Но постепенно растут объемы и в направлении новых приморских портов - Суходол и Вера. В сутки - порядка 70 груженных составов стремятся к морю. Вес поездов становится все больше, но упрямая сопка вынуждает держать парк дополнительных электровозов-толкачей. Иначе, уголь, нефть и прочий экспортный товар через перевал не протащить.
Михаил Беленький, зам. генерального директора АО «Мосметрострой»: "Перед нами ставятся очень сложные задачи. Мы понимаем необходимость скорого завершения объекта и мы стараемся ускорить работы за счет привлечения техники и людей. Запараллериваем все работы на всех подходах, чтобы не потерять сезон этого года, чтобы на финише и на пуске не отвлекаться на эти работы".
Чтобы отказаться от подталкивающих локомотивов, пробить два параллельных прокола сквозь сопку еще недостаточно. Необходимо протянуть новые подходы, магистраль сместится ниже по склону. А это еще 500 метров со стороны Смоляниново и полтора километра - под Шкотово. При этом длина каждого из тоннелей — 1450 метров.
Михаил Беленький, зам. генерального директора АО «Мосметрострой»: "Я вам скажу так - не бывает простых тоннелей, все - сложные. Это разнородные грунты и мы вынуждены под фактическую геологию корректировать разработку этих грунтов. А в нижней части тоннеля мы столкнулись с очень мощной скалой. И она сложно поддается".
Грунт здесь разный - вредный, вязкий, глинистый и очень мокрый. Вода сочится отовсюду, а глубина залегания невысокая. Более ста единиц техники и тысяча метростроевцев в месяц. Они работают вахтами - по 500 человек, сменяются каждые две недели. Практически все - приезжие, профессиональные компетенции у работающих здесь «подземных королей» на вес золота.
После завершения работ магистраль сместится в недра сопки. Градус перевала снизится с 25 до 7 на километр пути. Скорость увеличится, время в пути на перегоне сократится и часть тяжелых поездов сможет проходить станцию Смоляниново транзитом. Составов станет больше и общий вес каждого из них — тоже - до 7,5 тысяч тонн. Задача - открыть движение уже через год.
Максим Каленник, "Вести: Приморье".