Найти тему
Ник. Бельков

Капельку недольем, копеечку добавим, глядишь и жизнь удалась

Рост оптовых цен на моторное топливо в России, не имеет ничего общего с экономикой. Все дело в случайном или осознанном провале в работе отечественных организаций отвечающих за работу «нефтянки».

ну, что вы право, чуть-чуть же всего

Вдруг с мая-июня в России с какого-то бурагана, раз за разом стали расти оптовые цены на горючее, причем, с завидной регулярностью, чуть ли не каждый день, стали появляться новости об очередном повышении биржевой цены бензина. Эксперты убедительно рассказывали всем, кто готов был их слушать и читать о том, что в мире растет спрос на наше топливо, а также про то, как нефтяные компании готовятся к резкому падению выплат от государства в рамках «нефтяного демпфера».

А еще не забывали произнести ритуальную фразу про сезонный, весенне-летний, рост потребления горючего в стране. А у народа непонятки, где власть, почему ничего не делается, тут еще уборка урожая подошла, это уже кое-что, Президент дал команду, разобраться и доложить.

Пока все вздрогнули, начали вести разговоры, потом попытались запудрить мозги обывателям, чтобы не возмущались по поводу неминуемого и резкого повышения уже не оптовых, а вполне себе розничных цен на АЗС, народ уже зароптал. Тогда Президент потребовал уже и погрозил пальчиком. Федеральная антимонопольная служба разослала крупнейшим топливным компаниям письменное требование восстановить объемы продаваемого на бирже моторного топлива до установленных уровней.

Там до этого, словно, не замечали, а тут вдруг выяснили, что за последние пять месяцев нефтяные компании потихоньку уменьшили количество реализуемого на бирже бензина. Образовался неудовлетворенный спрос и цены рванули вверх. Нужно это было увидеть только после того, как этот факт привлек к себе повышенное внимание и СМИ, взахлеб, заголосили об историческом рекорде роста цен на топливо.

И вот, после пяти месяцев флегматичного наблюдения за повальными нарушениями нормативов со стороны крупнейших российских производителей топлива, ФАС таки решила сделать какие-то телодвижения своим антимонопольным расследованием, а раньше то что, недосуг было, нужно чтобы люди окрысились.

И сразу же, чудесным образом оптовые цены на бензин перестали расти. В этой связи возникает только один вопрос, зачем надо было ждать целых пять месяцев, чтобы написать одно единственное грозное письмо нефтяным баронам. Неужели регулятор не замечал происходящего на бирже два, три, четыре месяца назад или слепота была не случайной.

В последнюю версию вполне верится, ведь чем выше цены на бензин, тем больше налогов и акцизов от его реализации отправляется в казну, которая всегда, как известно, испытывает сильную недостачу из-за падения мировых цен на российские углеводороды. И расплатиться за эту геополитическую неприятность предлагается отечественному автомобилисту, иначе, нам с вами.

Таким образом, правительство дало задний ход в борьбе с ростом цены бензина и дизтоплива. Опубликованы детали принятых властями страны решений по ситуации на топливном рынке России. Все говорит о том, что в противостоянии чиновников и нефтяных магнатов выигрывают последние.

Главное, среди этого шухера, вновь дали разрешение на экспорт дизтоплива, подающегося по трубопроводам к морским портам. То есть полный запрет вывоза горючего за рубеж, введенный 21 сентября, фактически отменен.

Еще не менее важный нюанс заключается в том, что правительство решило с 1 октября в полной мере восстановить объемы топливного демпфера, сокращенного ранее вдвое и опять будут бешеные выплаты нефтяным компаниям из бюджета за то, что они не будут повышать цены на АЗС. Хотя эти траты никак не помогли остановить резкий рост цен на горючее ранее.

-2

там, все под контролем

Из поступлений в бюджет России от всей нефтегазовой отрасли страны за январь-август, в рамках «демпфера» из казны нефтяным компаниям вернулось примерно треть всех нефтегазовых доходов российского государства, то есть без всякой пользы ушли в карманы нефтяников. Это притом, что этот источник поступлений и так мощно просел по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Кроме прочих мер, которые ввело правительство на рынке нефтепродуктов, названо увеличение норматива продаж на бирже горючего от всего объема, выпускаемого нефтепереработчиками бензина. Хотя прошлое повышение нормы продажи опять же вообще никак не повлияло на динамику внутрироссийских цен на моторное топливо.

Для компаний-экспортеров «дизеля», не являющихся переработчиками нефти, а лишь посредниками вводится заградительная пошлина 50 000 рублей на тонну вывезенного за рубеж товара. Есть угроза, что компании-перепродавцы в ближайшем будущем начнут гнать за рубеж гигантские объемы якобы «газойля», а на самом деле дизтопливо, которое не специалист и не отличит из-за особенностей этого нефтепродукта.

Так почему же все-таки возник рост цен на бензин в России, какие факторы сыграли роль. Во-первых, снижение выплат по топливному демпферу, государственной компенсации убытков для производителей на 50% с 1 сентября 2023 года, что привело к сокращению поставок топлива на внутренний рынок и росту оптовых цен.

Во-вторых, решение нефтяных компаний сориентироваться на более выгодный экспорт в условиях снижения внутренних выплат по демпферу. Далее, деятельность посредников-перекупщиков, которые скупали топливо на внутреннем рынке и экспортировали его, тем самым создавая дефицит.

В Правительстве доложили, что меры приняты, а цены все равно растут и что там происходит в этих других звеньях, потребителя мало интересует. Потребителю же результат нужен, подчеркнул даже Владимир Путин. Почему, кому положено за этим следить, не выполняли свою работу.

Ежегодно цены на топливо повышаются примерно на 8%, поэтому не стоит ожидать сильного снижения, но учитывая, что оптовые цены не растут, есть вероятность небольшого снижения розничных цен и стоит ожидать стабилизации цен на заправках.

В себестоимость бензина закладывается множество различных факторов. Это затраты на геологоразведку и добычу сырой нефти, расходы на её транспортировку до нефтеперерабатывающих заводов и переработку в топливо, дальнейшую транспортировку до АЗС, расходы на персонал и так далее. И все эти статьи расходов увеличиваются на фоне высоких темпов инфляции в стране, что приводит к росту себестоимости производства нефтепродуктов.

Как только начинают расти цены у нас на топливо, тут же различные эксперты начинают запевать одну и ту же песню, что внутренние цены на бензин в РФ не очень высокие, так как в США, например, Аи-92 стоит от 3 до 4 долларов за галлон в зависимости от штата. Так как в одном галлоне 3,7854 литра, то получается, что при текущем курсе доллара в 100 рублей 1 литр будет стоить 79,25–105,65 рубля. Это значительно выше, чем в России, где сейчас его цена находится на уровне 50 рублей.

Уважаемые эксперты и все, кто поет с ними в одну дуду, не сравнивайте уровень жизни наших простых граждан и американцев. Они не работая, живя на пособия, гораздо лучше существуют, чем наш среднестатистический гражданин.

Почему нельзя с учетом всех затрат бюджета на регулирование цен на топливо для внутреннего потребления сделать раз и навсегда выгодным, чтобы экспорт нефтепродуктов не становился предпочтительнее, чем поставка на внутренний рынок, чтобы там не формировался дефицит и росли цены.

Ведь в стране вообще нет проблем с бензином, он выпускается с профицитом. Наши нефтяники хорошо наладили систему сбыта, цены относительно мировых достаточно комфортны, но есть проблема налогообложения отрасли. Если вы заедете на заправку и заправите литр бензина, то вы нефтяникам отдадите из 50 рублей всего лишь 15. Всё остальное уйдёт в форме налогов в казну. Это НДС, НДПИ, акцизы. Вот эта тройка налогов определяет стоимость бензина на заправке. Неужели это нельзя за один раз отрегулировать или создать механизм, чтобы он работал автоматически.

Когда говорят, что есть рост стоимости бензина, значит, растёт налоговая нагрузка, стоимость производства, логистики. Сама цена бензина без налогов вполне себе низкая и комфортная. После того как цены на бензин повышаются, начинаются какие-то манипуляции и удивления.

Нужно в первую очередь снизить налоги, но в текущий момент мы это сделать не можем. Минфин не готов уменьшать свою долю в структуре себестоимости. Цена на бензин адекватная, всё вроде прозрачно, и стоимость добычи, переработки, доставки до заправки, торговая надбавка на АЗС. Все проблемы бензина, проблемы налогообложения.

Пока действует временный запрет на экспорт нефтепродуктов, темпы роста оптовых цен на топливо на бирже будут ограничены. Это должно отразиться и на розничных ценах на АЗС. Но пока для НПЗ не вернут демпферные выплаты, экспорт нефтепродуктов для них будет оставаться более выгодным, а значит, попытки серого экспорта, скорее всего, не прекратятся.

Так как правительство серьёзно взялось за регулирование внутренних цен на топливо, то в ближайшее время их роста не должно быть, они взлетели и так, куда еще то. Но и снижение цен тоже будет ограничено минимальной себестоимостью продукции для НПЗ,

Если за ошибки, волокиту и разгильдяйство не наказывать, они будут повторяться. Сейчас, после того как по проблеме жестко высказался лично Президент, принято хвалить правительство за принятые меры. Серый экспорт у нас фактически заблокирован, экспортная продажа биржевого топлива запрещена, ФАС проснулась наконец-то.

Чиновники наперегонки бегут с докладами о принятых мерах, отчитываясь о неких результатах, но где они все были хотя бы месяц назад, когда проблема с топливом уже была очевидна простым людям, когда её теми же самыми методами можно было решить, не дожидаясь нынешних последствий.

-3

здесь чуть-чуть сократим, там чуть-чуть добавим

Осенние полевые работы близки к завершению, сезон отпусков закончен, а ущерб экономике уже нанесен. Цены на АЗС пока не откликнулись на меры правительства по их нормализации, так как нефтяной рынок внутренних цен сильно монополизирован, несмотря на снижение оптовых цен, разница в рознице для конечного потребителя несущественна. Меры правительства не успели оказать влияния на цены на заправках, потому что туда отгружаются закупленные ранее запасы по более высоким котировкам.

Запрет на экспорт нефтепродуктов снимается, потому что разрешили экспортировать топливо, которое идет по трубопроводам в порты, основная артерия для экспорта и количество экспортеров резко снижается. Для небольшого бизнеса возможности по экспорту закрываются. Теперь у нас останется фактически пять экспортеров дизельного топлива, то есть те самые вертикально интегрированные компании. Они получили эксклюзивные права на экспорт.

Главный итог всей этой бензиновой билеберды, это выплаты по демпферу, которые весной сократили в два раза, что стало одним из главных факторов, почему цены в России стали подниматься. Компании, захотели добрать то, что им не будет доплачивать государство, за счет потребителя, то есть нас решили потрясти, как груш.

А почему весной было принято решение снизить выплаты по демпферу нефтяникам, а потому что весной доходы бюджета оказались существенно ниже, чем планировалось. И мы увидели повышение налогообложения для ряда отраслей, когда было решено выплачивать из бюджета меньше денег нефтяникам.

Минфин ожидал, что снижение демпфера позволит бюджету экономить 30 млрд. рублей в месяц. Теперь ситуация с наполнением бюджета резко улучшилась. Мировые цены на нефть выросли, сократилась скидка на российскую нефть, рубль существенно ослаб.

А так как сейчас доходы бюджета стали расти, на первый план вышла задача, стабилизировать ситуацию на топливном рынке, так как речь зашла уже о социально-политической стабильности. Люди каждый день заправляют свои автомобили топливом и видят растущие цены на АЗС, у них растет возмущение, страдает и сельское хозяйство. Поэтому решено было вернуть демпфер к прежним объемам.

А почему на топливном рынке произошел такой перекос, а потому что из-за роста мировых цен на нефть экспортировать топливо в рублевом выражении стало значительно выгоднее, чем продавать внутри России. Чтобы внутренние цены не начали расти в такой ситуации, доплата нефтяникам от государства должна была значительно увеличиться, а её, наоборот, в два раза снизили.

Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.