Боже мой, какой позор! Я не знаю, куда прятать глаза от стыда… Во всем мире не хватит пепла, чтобы осыпать им мою несчастную голову. Недопустимо и непростительно!
Я уже неделю как вернулся на свой канал, накропал уже ни много ни мало пять заметок и… ни слова об Украине! Такого не позволяют себе даже фуд-блоггеры, бизнес-коучи и профессиональные чакрооткрыватели. Конечно, главным образом они сейчас объясняют нам все тонкости событий в Израиле, но совсем забывать об Украине!.. За это Дзен может и канал отобрать.
Пока этого не случилось, спешу накропать пару строк. Про военные действия ничего писать не буду. Вам по официальным каналам все рассказывают, к чему повторять? А если не повторять, а хоть словечко от себя добавить — это уже дискредитация Вооруженных Сил получается. У меня и в мыслях такого быть не может.
А поговорим мы лучше о мире. Грядущем. Уж не знаю, когда именно грядущем, но рано или поздно… Не так ли? И хочется мне порассуждать, каким он будет этот мир. Не в политическом или даже экономическом плане, а в головах людей.
Понятное дело, что есть в такой постановке вопроса некое лукавство: сознание человеческое немало от политики с экономикой зависит. И все же, попробуем насколько возможно от всего этого абстрагироваться. Представим себе, мир наступил, причем, не вчера, а, скажем, пару-тройку лет назад. Заглянем в межушное пространство людей будущего?
Сразу оговоримся: путешествие по вакууму не входит в наши планы. Не станем обращать внимание на явных идиотов. Их много с обеих сторон. Почитывая комментарии, можно сделать вывод, что их и вовсе подавляющее большинство, но это не так на самом деле. Дураков, конечно, больше, чем умных, но все же не настолько. Сейчас просто созданы благодатные условия, чтобы дураки были хорошо видны. Представьте, на многолюдной улице поставили несколько открытых бочек с яркой краской. Умные люди аккуратно обходят их стороной, а дураки с огромным удовольствием пачкают себя с головы до ног. Смотрите, какие мы яркие, как нас много и какие мы одинаковые!
Беда еще в том, что достаточное количество неглупых в общем-то людей оказались подвержены очень сильным эмоциям. А если говорить прямо — истерике. И сейчас немногим отличаются от дураков. Да, опять же — с обеих сторон.
В более спокойной обстановке идиоты в основном уйдут в тень, а неглупые, но подверженные истерике люди остынут и вновь обретут способность мыслить. И тогда…
Вы ждете от меня слов, что все вернется на круги своя? Что все будет как прежде? Ни в коем случае. Нет. Не будет. Вооруженные конфликты не могут не оставить следа в сознании людей, в этот конфликт вовлеченных. А вот каким будет этот след, насколько глубоким — зависит от многих факторов.
Такой вот пример: на механические свойства стали, нагретой до высокой температуры, сильно влияет способ охлаждения — вместе с печью, на воздухе, в воде, в масле… Так же очень важно, в каких условиях будут остывать нагретые сознания людей. Но так как мы договорились не упоминать экономическую и политическую составляющие, остановимся на том, что зависит от самого человека.
Метаморфозы, нанесенные нагревом, начнут постепенно отступать. Плоская, двумерная картинка окружающего мира перестанет казаться естественной. Мыслящий человек снова постарается взглянуть на мир с разных точек зрения — это, к слову, одна из главных отличительных особенностей мыслящего человека.
Если сейчас кто-то из вас подумал: «Ага, наконец-то хохлы поймут, что их обманывали!» или «Ну вот, кацапня прозреет в кои-то веки!», у меня для вас плохие новости…
У разных людей будут разные мнения, это нормально и даже правильно. Мы же человеки все-таки. Да, мы подвержены влиянию среды, в которой живем, и никуда от этого не денемся. Главное, чтобы эта среда не поглощала нас полностью.
Зайдите сейчас на любую страничку, где обсуждаются российско-украинские вопросы. Вы практически нигде не найдете там спора. Срач — сколько угодно, спор — нет. Спор — это когда стороны слушают аргументы друг друга, воспринимают их и пытаются опровергнуть или перебить своими. Сейчас никто другую сторону слышать просто не способен. Не говорю о том, чтобы согласиться — просто услышать. Нет, такая умильная убежденность в абсолютной Святой Правде на нашей стороне и сплошной Черной Лжи с противоположной. Во всем, в любой детали. Причем, априори. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Эта пелена спадет, я уверен. Я вообще иногда бываю оптимистом. Человек увидит странности в той картинке, которую сам же нарисовал в своем мозгу. Человек станет задавать себе вопросы и искать ответы… Ответы на некоторые вопросы и будут определяющими.
Например, сейчас в умах многих людей на Украине мирно сосуществуют два взаимоисключающих тезиса: «Мы — не братья с русскими!» и «Русские развязали братоубийственную войну!». Сейчас это никого особо не тревожит, но остывший мозг это перестанет устраивать. Он потребует остановиться только на одном из вариантов.
1. Мы — братья. Брат воевал с братом.
2. Мы — не братья. Имел место обычный военный конфликт, каких сейчас в мире несколько десятков.
Есть подобные каверзные вопросы и для российской стороны. И в них многим придется делать для себя трудный выбор. Да и приведенный выше не только для украинцев… Возможно, его только стоит немного по-другому сформулировать.
Конечно, каждый ответит по-своему. Но какое-то мнение все равно будет преобладать. Какой вариант лучше, я судить не возьмусь. Первый кажется предпочтительней, но, думается, взаимная неприязнь в таком случае будет длиться дольше… А закончится ли она потеплением — бог весть, сложно заглядывать так далеко в будущее.
Поживем — увидим.