Найти тему
A.LIST

Российский коньяк должен быть из российского винограда.

Будет ли российский коньяк только из российского сырья, продолжатся ли поставки коньяка из Армении, контроль качества и многое другое в интервью Рейтинг с Председателем Союза производителей коньяка, спирта и алкогольной продукции, депутатом Государственной думы, Владиславом Резником о текущих реалиях коньячного рынка в России:

Сегодня количество коньяка из российского винограда примерно 20% от объемов продаж коньяка, но уже в конце 2027 года по новому стандарту будет полный переход на российский виноград. Локальная индустрия не готова полностью заместить импортное сырье. Обсуждается ли перенос вступления в силу нового стандарта или четкие сроки — это сознательный шаг, чтобы подтолкнуть предпринимателей к расширению производства?

Начнем с того, что исключительно из российского винограда в России должны будут производиться именно коньяки. Согласитесь, это честно – если это российский коньяк, он должен быть произведен из российского сырья.

П. 11. Статьи 24 Закона 468-ФЗ запрещает использование импортного сырья для производства определенного круга напитков - вина, крепленого вина, игристого вина, коньяка, а также виноградного сусла и коньячного дистиллята, используемых при их производстве.

И здесь производителям коньяка дана необходимая с точки зрения технологии отсрочка до 02.07.2028, которой они воспользовались – вы видите сообщения о существенном росте площадей виноградников в Дагестане, в том числе из участников Союза их закладывает Кизлярский коньячный завод, около 300 гектар, Дербентский коньячный комбинат закладывает более 150 в добавление к уже имеющимся.

При этом нет речи о полном запрете ввоза коньячного дистиллята, но произведенные из него напитки не смогут называться коньяком. Коньяк мы, таким образом или импортируем или производим из своего сырья.

Как по вашему мнению достаточно скорое (по меркам изменений в индустрии) вступление стандарта в полную силу повлияет на цены и ассортимент коньяка на полках магазинов уже в ближайшее время?

Не уверены, что данный стандарт существенно повлияет на ассортимент. Да, возможно, некоторые напитки будут переименованы для соответствия ему. Но на это отводится достаточное время, и мы уверены, что производители воспользуются им, чтобы донести до своего потребителя будущие изменения, приучить и объяснить причину смены наименования, если придется ее делать. Органолептика и качество не изменится от названия, и, если продукция нравится покупателю, то он останется ее потребителем.

Примерно 80% коньяка сейчас в России делается из импортных дистиллятов. Такие производства, собственно лидеры сегодня по объемам. Но они не вкладываются в развитие собственных виноградников и оборудование для дистилляции. Такие производители уйдут с рынка? Или вы видите, что они станут производить бренди, для которого нет жесткого стандарта? Или перейдут на производство других напитков?

В нашей стране исторически много коньячных заводов, не имеющих собственной сырьевой базы. В советское время было рациональнее везти дистиллят из регионов выращивания винограда и на месте производить и разливать конечную продукцию. В масштабах агломерации даже круговорот стеклянной тары было проще наладить, чем в масштабах страны. Многие и этих производств сейчас модернизированы, обладают отличными технологиями, существенными мощностями и их продукция благодаря современной логистике, доступна во всех регионах страны. Конечно, такие предприятия нужно всячески поддерживать и ни о каком их уходе с рынка речи не идет. Переход на импортные дистилляты в ситуации нехватки отечественного сырья для них был очевидным решением, теперь выбор за ними – производить российский коньяк и вкладываться в отечественное сырье или соответствовать новым требованиям в части наименования своей продукции (производить прочие виды алкогольных напитков, разрешенные законодательством). Уверены, что решение будет некой комбинацией из развития собственной сырьевой базы и производства коньяков и продолжения импорта качественного дистиллята и производства напитков из них.

Армения сейчас основной поставщик дистиллятов в Россию для коньяка. Есть ли сейчас политические риски, что импорт из Армении могут остановить?

Пока мы готовили данное интервью, многое изменилось, однако сегодня политическая ситуация объективно влияет на международные связи. Россия, при этом, готова сотрудничеству с проверенными партнерами, вопрос больше к партнерам – готовы ли они работать с Россией на тех же условиях.

Будет ли продолжена публичная информационная кампания по выявлению коньяка, не соответствующих стандартам, не только по импорту, но и российским производителям. В прессе часто появляется информация, что более половины продаваемых напитков в категории коньяк не соответствуют стандарту.

Да, мы постоянно проводим и будем производить экспертизы продукции с полки магазинов на соответствие ГОСТу. При этом наша задача, как союза производителей коньяка, спирта и алкогольной продукции – насколько это возможно, устранять ситуации, когда импортные производители имеют заведомо выигрышные позиции по отношению к российским. Так, наши производители находятся под очень серьезным контролем со стороны Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками, имеют свои сертифицированные лаборатории, постоянно работают над качеством, подтверждают соответствие ГОСТу своей продукции, что существенно влияет на себестоимость. Об иностранных же производителях, особенно в среднем и низком ценовом сегменте, этого сказать нельзя. Получается, что произведенный в России семилетний коньяк на полке стоит дороже, чем семилетний импортный напиток, который, как показывают результаты наших экспертиз, коньяком называться не может. Именно поэтому мы сосредоточены на проверке соответствия ГОСТу импортных коньяков, особенно в среднем ценовом сегменте. Мы также проверяем и российскую продукцию, если в ее составе присутствую импортные дистилляты.

Будут ли преференции российским производителям коньяка? Тем, кто инвестировал в виноградники и производство?

Данная работа ведется. Мы получаем и консолидируем от членов Союза пожелания по конкретным мерам и от имени отрасли обращаем на них внимание государственных органов. В конечном счете это та же работа – сделать отечественную качественную продукцию более конкурентной.

Будет ли специальная информационная программа Коньяк России от имени Союза? Выделяющая продукты из российского винограда из общего ассортимента товаров.

Союз представляет не только интересы производителей коньяка. Если Вы обратите внимание, то участниками Союза являются также и производители спирта и прочей алкогольной продукции. Недавно мы начали готовить презентационные фильмы о наших отечественных предприятиях Цель серии – познакомить потребителя с нашими компаниями, которым можно доверять и которыми действительно можно гордиться. Мы считаем, что это своевременная мера, в текущих условиях, когда часть потребителей меняет свои потребительские предпочтения.

Уже готовы фильмы про Кизлярский коньячный завод, Дербентский коньячный комбинат. Мы начали с них, поскольку там есть очень красивая история – вековые традиции, классическая технология производства коньяка, бочки, виноград. Мы хотели показать, что все это настоящее, и оно наше, отечественное. Сложнее делать фильмы про производителей водки, но и о них мы готовим обзорные фильмы. Однако даже в рамках подготовки этих фильмов и обсуждения следующих мы уже получили массу идей и материала для целостного информационного проекта «Коньяк России», но мы, понимая всю сложность реализации подобного проекта, не уверены, что это самая полезная инициатива, над которой мы могли бы работать.