Да! Это повесть мечтателя о мечтателях. Потому что написать её мог только неисправимый выдумщик, человек, живущий мечтой и верящий в неё, и по совместительству подрабатывающий волшебником. Александр Грин чудно обозначил жанр своей волшебной повести - феерия. Здесь всё феерично прекрасно от травы и глаз робкой Ассоль до моря и тех самых алых парусов, символа безумной мечты и надежды, что она сбудется непременно. Нужно только вырасти. Ведь так обещал волшебник. Конечно, я читала Алые паруса в детстве. Но тогда моя душа видимо была вся в предчувствии,в ожидании любви. И одно это ожидание я списывала, считывала в повести. И больше ничего. И не увидела много всякого чудесного помимо. Знаете, какой сейчас мой любимый эпизод в повести? Я его назвала Сон в траве. В книге это 3 глава, под названием Рассвет.
Дымилась и горела трава; влажные цветы выглядели как дети, насильно умытые холодной водой. Зеленый мир дышал бесчисленностью крошечных ртов, мешая проходить Грэю среди своей ликующей тесноты. Капитан выбрался на открытое место, заросшее пестрой травой, и увидел здесь спящую молодую девушку.
Художник Михаил Бычков. Алые паруса, иллюстрация.
Как вам, что трава "дымилась и горела"? Сначала подумала: просто сказочный мир и сказочная трава. Но он и сказочный, и реальный сразу вместе. Это рассвет и дымка предрассветная над травой, а горит она видимо от первых робких лучиков солнца. И вот это "насильно умытые" о цветах, мне ужасно понравилось. Здесь Грэй впервые встречает Ассоль и рассматривает её, не подозревая, что напоминает собой фавна с картины Арнольда Бёклина. Стала искать эту странную позу фавна корточках. Обнаружила для себя, что у Бёклина много картин с фавнами. И выбрала самого сказочного, без спящей красавицы.
Фавн, подпевающий дрозду.
Это мог быть и такой фавн... (но слишком страстный)
1 свернуть
_____________ Или такой... (но слишком умилительно расслабленный)
2 свернуть
Сравнение с фавном неслучайно. Фавн - добрый, милостивый бог полей, лугов, гор, он покровитель пастухов, рыбаков и животных, ниспосылающий плодородие. Почему я выбрала фавна, подпевающего дрозду? Потому что чёрный дрозд - противоречивый и таинственный символ. В христианской иконографии дрозд часто изображается с веточкой во рту, что символизирует новую жизнь, обновление, преображение. Но в то же время чёрный дрозд это символ искушения плоти. Что ж, всё сошлось. Идиллическая картина слияния с природой и зарождением волшебного чувства, любви. Надо сказать, что Грэй сам спал перед встречей с Ассоль и видел дурные сны, навеявшие тоску. После он прогонял туман тоски в синем дыме трубки. И только, когда тоска перешла в задумчивую рассеянность, он словно направляемый путеводной звездой, а на самом деле, не ведая куда плыть, вышел в отрытой море, а потом к ручью, на берегах которого и встретил Ассоль.
Во власти такого чувства был теперь Грэй; он мог бы, правда, сказать: – «Я жду, я вижу, я скоро узнаю …», – но даже эти слова равнялись не большему, чем отдельные чертежи в отношении архитектурного замысла. В этих веяниях была еще сила светлого возбуждения.
В феерии Грина вера в мечту и добро, не просто вера, а верность своей мечте. Вера и мечта ни в чём не нуждаются. А человеку, чтобы оставаться человеком необходима чуткость, внимательность и деятельное сострадание чужой беде.
Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.