Менделеевская линия, 2
Юридический факультет Петербургского университета был основным учебным заведением в сфере юридического образования в Российской империи. Здесь не только готовили кадры для судебного ведомства, но и занимались общей теорией юриспруденции. С 1830-х гг. занятия проходили в здании 12-коллегий на Васильевском острове, а в 1973 г. факультет переезжает на 22-ю линию Васильевского острова, дом 7.
Юридический факультет Петербургского императорского университета был одним из ведущих в области специального образования и в настоящее время считается старейшим в России, так как был учрежден вместе с университетом в 1724 году. Но реальная его работа начинается все-таки в 1819 году, когда будет учрежден Петербургский университет на новых началах.
Юридический факультет был одним из самых популярных и престижных. В XIX веке половина студентов университета училась именно на юрфаке. Юридический факультет играл важную роль не только в подготовке юридических кадров, но и российских чиновников. На факультете преподавали юристы-цивилисты (их было большинство), затем шли специалисты в области уголовного права и экономисты.
Юрфак Петербургского университета создал свою школу юридического образования, традиции которой, несмотря на все кардинальные изменения советского времени, продолжаются до сих пор.
Из числа студентов юридического факультета вышли известные юристы– практики и теоретики, те, кого принято называть столпами российской юридической наук - М. А. Балугьянский, И. Е. Андреевский (декан и ректор университета), А.Ф. Кони, академик М. М. Ковалевский, академик М. А. Дьяконов, А.Д. Градовский, Н. С. Таганцев, академик А. В. Венедиктов (декан Юридического факультета с 1944 по 1946 год), К. Д. Кавелин, П.Д. Калмыков, И. И. Кауфман, Н. М. Коркунов, Ф. Ф. Мартенс, О. С. Иоффе, Л. И. Петражицкий и др.
Выпускниками юрфака Петербургского-Ленинградского университета становились руководители государства: премьер-министры России А. Ф. Керенский, Б. В. Штюрмер, глава советского государства В. И. Ленин, президенты Российской федерации В. В. Путин и Д. А. Медведев.
Но не только выпускниками-юристами славится юрфак СПбГУ.
Юридическое образование было одним из самых престижных практически весь XIX век. Постепенно оно вытесняет престижное и перспективное в плане карьеры военное образование. Многие родители XIX века (впрочем как XX и XXI веков!!!) твердили: «Получи сначала фундаментальное образование, востребованную профессию, а потом уже занимайся своей ерундой!». Ерундой при этом была живопись, сочинение музыки или театральная карьера.
Складывались целые династии певцов и композиторов с высшим юридическим образованием. В Мариинском театре в 1876–1902 годах с успехом выступал бас Федор Игнатьевич Стравинский, окончивший Нежинский юридический лицей. Но при этом Федор Стравинский был одним из лучших исполнителей роли Фарлафа в опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, Мельника в опере «Русалка» А. С. Даргомыжского и т.д. Несмотря на сложившуюся карьеру премьера императорской оперы, Федор Стравинский не особо поддерживал идею одного из своих сыновей стать композитором и настоял на том, чтобы его сын Игорь поступил на юридический факультет Петербургского университета. Игорь Стравинский учился, как говорится, «через пень-колоду» и больше внимания уделял сочинительству, а не юриспруденции. Он дошел до последнего курса обучения, но диплом не стал защищать и полностью посвятил себя музыке.
Юристы и, в частности, адвокаты будут героями не только судебной хроники и светской хроники, но и юмористических журналов и открыток.
В начале XX века была популярна серия открыток с карикатурами на различные типы студентов, которых художник В. Ф. Кадулин (псевдоним Наядин) разделил по специальностям.
С точки зрения художника студент-юрист науки постигает на деле: полицейское право при разгоне полицией митинга, финансовое – в очереди в ломбард, торговое – вступая в торг с татарином-старьевщиком, уголовное – попав в неловкую ситуацию с любовницей и ее мужем, семейное – пытаясь выжить в перенаселенном семейном гнезде.
Открытки эти были очень популярны в студенческой среде и были часто предметом подарка для своего однокурсника или милой курсистки.