Найти тему
С чего вы это взяли?

Почему Пётр 1 перенес столицу в Петербург

Оглавление

Задумывались ли вы почему Пётр основал новую столицу именно на Неве, а не в более комфортном и сытном месте: на Юге, или в Прибалтике? Конечно, можно предположить, что такова была его блажь. Но, по-моему, это слишком простое объяснение. Давайте рассмотрим причины, которые могли повлиять на решение

Начнем с того, что формально Пётр никогда не переносил столицу из Москвы в Петербург. Такого указа просто нет. Однако Петербург стал столицей ещё до окончания Северной войны. Почему?

Стратегическое положение

Для того, чтобы утвердиться в качестве великой державы и победить в войне со шведами России был необходим флот, который мог бы защитить её торговлю. А для кораблей необходима удобная база.

Ей и стал Петербург. Широкое и глубокое устье Невы, прикрытое Кронштадтом, обеспечивало удобную гавань, где можно было расположить и свой флот, и принимать торговые корабли других держав.

При Иване III уже была попытка использовать тот же район: Ивангород и Юрьев (Нарву). Однако русский порт не устраивал ни Данию, ни Швецию, ни Речь Посполитую. Поэтому в 1581-м Нарва была захвачена и больше чем на 100 лет потеряна. Начав Северную войну Пётр, первым делом, попытался вернуть эти земли. Однако быстрый выход из войны Дании, и её флота развязал руки шведам, которые смогли быстро перебросить десятитысячное войско в Эстонию.

В комментариях меня поправили. Конечно, Нарва и была Нарвой, а Юрьев - это Дерпт/Тарту в 140 км к юго-западу. Конечно, Нарву Иван III не основывал, а Юрьев основали ещё в XI веке

К 1703-му году Россия имела лишь один прямой выход на европейский рынок: замерзающий порт в Архангельске. Однако путь в него был опасен, не слишком удобен, да и сам Архангельск на значительном удалении от центральной части страны.

Корнелий де Брюин. Вид Архангельска с моря. Амстердам. 1718 год
Корнелий де Брюин. Вид Архангельска с моря. Амстердам. 1718 год

Для бесперебойной торговли нужен был порт на Балтике, сравнительно недалеко от Москвы и Новгорода, который обеспечил бы прямую связь с Европой. Тем более, что шведское правительство прикладывало все усилия, чтобы отвернуть торговлю с Россией от Архангельска в пользу Нарвы. И эти усилия приносили успех. В 1690-е годы через Нарву прошли в 2,5 раза больше кораблей, чем 20 годами ранее и тенденция только усиливалась. В 1967-м из Нарвы в страны Западной Европы прошли 53 корабля, в 1698 - 88, 1699 - 139, а в 1700-м - 147. Естественно, за каждый корабль деньги уходили в шведскую казну и спокойно на это Пётр смотреть не мог.

Устье Невы же защищалось хуже, лишь небольшой крепостью Ниеншанц, и было доступнее благодаря прямому водному пути по Волхову и Ладоге.

Выгоднее устье Невы было и в военном плане:

  • с севера оно прикрыто дикими лесами, озёрами и болотами Карелии и Финляндии, укреплениями Валаамского монастыря, крепостью Орешек, которую русские войска вернули в 1702-м и архангельскими землями;
  • двигаясь с юга враг открывал себя для атаки из Пскова и Новгорода, да и дорог на этом направлении ещё не было;
  • с востока русские земли;
  • остаётся лишь один путь - с запада через залив. Поэтому первым делом Пётр прикрывает устье сразу двумя крепостями: Кронштадтом на острове Котлин и Петропавловской крепостью на Заячьем острове. Это не говоря об укреплениях Адмиралтейства.
Карта Иван-города, Яма, Капорья и Нотеборга 1676 года
Карта Иван-города, Яма, Капорья и Нотеборга 1676 года

То, что место было выбрано верно показали успешные действия против шведского десанта в 1704-1705-м и 1708-м годах. После чего инициатива в Ингерманландии полностью перешла к Петру.

В результате после взятия Нотебурга и Ниеншанца Пётр получил прекрасную базу для строительства флота с прямым выходом в Балтику да ещё и напрямую соединённую с Ладогой и Онегой, где также строился флот.

Ресурсы

Следующим немаловажным фактором стала доступность стратегических ресурсов. В первую очередь леса и железа для строительства флота и первого жилья. Да, хлеб было нужно подвозить, но для строительства флота качественный лес важнее, а его в окрестностях Невы и Ладоги практически неисчерпаемые запасы. А раз леса много, значит не нужно тратить время и силы на его доставку на верфи.

-5

Другой стратегически-важный ресурс как для флота, так и для страны в целом - железо и медь. На Онеге строятся Олонецские и Шуйский горные заводы. Тут для них были и руды, и вода в обилии и снова дерево для производства древесного угля.

Практически одновременно возникают карьеры и заводы по добыче песка и глины и производству черепицы и кирпича, необходимых для полноценного строительства города, особенно после того, как он получил столичный статус.

Для обеспечения растущего флота в 10-20-х годах возникают и новые поселения на базе военных заводов и лесопильных мельниц: Сестрорецк, Колпино, Ям-Ижора и другие.

Агломерация

Будущий Петербург обладал уникальными характеристиками. С одной стороны, на месте будущего города практически отсутствовали крупные поселения, лишь отдельные хутора, мызы и небольшой городок Ниен в устье Охты.

-6

С другой вокруг него существовало множество городов, городков и сёл с сетью дорог.

В результате многие из древних поселений стали «почками роста» при формировании городских слобод, комплексов и ансамблей, а также городов и поселений Санкт-Петербургской агломерации, другие, на внешних обводах будущей агломерации, сохранили свой сельский деревенский и хуторской статус». Так же сотни километров древних дорог стали либо городскими лицами в самом Санкт-Петербурге и других губернских, уездных и безуездных городах, либо сохранили значение пригородных дорог. На карте современного Санкт-Петербурга в трассировке фрагментов десятков улиц, проспектов и магистралей можно увидеть напоминание о дорогах допетербургского времени.

Система сельского расселения на территории Шведской Ингерманландии 1580–1703 гг. Реконструкция: С.В. Семенцов, Е.В. Скогорева, Н.А. Акулова.
Схема выполнена на топографической карте 1916 г
Система сельского расселения на территории Шведской Ингерманландии 1580–1703 гг. Реконструкция: С.В. Семенцов, Е.В. Скогорева, Н.А. Акулова. Схема выполнена на топографической карте 1916 г

Так как Петербург быстро обрёл столичный статус многие из стихийно возникших поселений и улиц были перестроены по идеям и желаниям самого Петра, чему так же сильно помогла изначальная слабая застройка территории Петербурга: не нужно было встраиваться в существующую архитектуру и инфраструктуру.

Торговля

Как уже говорилось в конце XVII века быстрыми темпами росла торговля через Нарву. Естественно, с началом Северной войны она полностью прекратилась.

Однако перспективность её Пётр осознавал. Здесь у Петербурга были две сильные стороны:

  • Время навигации, по сравнению с Архангельском, увеличивалось с 3,5 до 7 месяцев.
  • Сокращался путь до германских государств, в первую очередь Гамбурга, на долю купцов из которых приходилось 30% товарооборота и Голландии (28%). Порт на Балтике позволял развивать новые связи с Любеком и Ростоком.

Где царь, там и столица

Но, вспомним, что Петербург стал столицей явочным порядком. Никакого отдельного указа об учреждении столицы не было, как не было первоначального замысла по переносу города. Но в Петербурге всё чаще находился царь. А раз царь в своём новом идеальном городе, то за ним туда же переезжает чиновничий аппарат, двор и Сенат. Всё чаще в Петербург едут иностранные послы. Так к началу 1710-х годов Петербург получает сначала статус Ингерманландской губернии, а затем и статус столицы России.

-8

Конечно, произошло это не одномоментно и в первое время подданные не рвались ехать в новый город. Петру даже потребовалось издавать отдельные указы о переселении в Петербург дворянства, купечества и мастеровых людей, а также административными мерами снижать привлекательность Архангельска.

А как по вашему, что повлияло на это решение Петра?

Подписывайтесь на мой канал, высказывайте своё мнение, делитесь статьями. А также читайте мои статьи на канале Клуб Рационалистов.

Клуб Рационалистов | Дзен