Найти тему
Сергей Рязанцев

Священники-белогвардейцы?

В одном из свежих "Уроков русского" писатель Захар Прилепин рассказал удивительное - про чуть ли не святого Ленина и страшную поповскую конницу.

Мол, если большевики иногда и стреляли или сажали священников (никуда от этих исторических фактов не деться), то исключительно за дело - то есть за борьбу с оружием в руках против добрейшей советской власти.

В качестве доказательств приводится цитата из мемуаров большевика Фёдора Фомина, который через 50 лет (!!!) после Гражданской вдруг припомнил:

...откуда-то появились странно одетые конники.

Вооруженные клинками и винтовками, они лихо мчались на нас, а длинные полы их черных одеяний развевались по ветру. Это был полк «Христа-спасителя», состоявший исключительно из священников. Видно, плохи были дела у Деникина, если он посадил на коней вооруженных попов. Служители Иисуса Христа вели себя отнюдь не по-христиански: размахивая клинками, они бросились рубить «антихристов».

Но полк «Христа-спасителя» — увы! — не спас белых.

Вылетела наша кавалерия, врезалась в гущу поповских ряс. И через несколько минут половина «христовых воинов» была положена на месте, а другая, преследуемая нашими конниками, бросилась наутек.

История России XX-го века для меня одна из самых интересных тем.

Я перечитал сотни книг, исторических работ, дневников, писем, воспоминаний непосредственных участников как с "красной", так и с "белой" сторон - но нигде ни слова, ни полслова про "отряды боевых попов".

Упоминаемый в тексте генерал Антон Деникин оставил пятитомные "Очерки русской смуты", где в мельчайших подробностях описывает свои главные и второстепенные сражения.

И никаких "Полков Христа Спасителя" под его командованием нет.

По простой причине - это топорное враньё - не имеющее никакого отношения к действительности. Откроем первоисточник "Записки старого чекиста".

Изданная в 1964 году посредственная книжонка наполнена лозунгами "за советскую власть" и "антирелигиозной пропагандой" под видом воспоминаний.

Время такое было.

Никита Сергеевич грозился "показать по телевизору последнего попа", миллионными тиражами издавалась "Библиотека атеиста", закрывались церкви, комсомольские патрули не пускали людей в храмы на праздники и т.д.

В церковной истории остался даже термин "хрущёвские гонения".

Особой популярностью тогда пользовался жанр "раскаяния бывших служителей культа". Какие-то попы-расстриги (изверженные из сана священнослужители) ездили по городам и весям с безбожными лекциями, писали книги и брошюры, на тему "алчных церковников, которые обманывают простой народ, но я прозрел, вырвался и расскажу вам всю правду".

Сейчас читать эти иудины анекдоты противно и смешно.

И книга Фомина с первых же страниц просто сочится чёрной желчью:

На убой «за царя и за веру православную»...

Или:

Началась панихида по «христолюбивым воинам, павшим на поле брани за веру, царя и отечество».

Автор осознанно высмеивает даже похороны русских солдат - лишь бы плюнуть в безответную тогда Церковь. В последних главах завравшийся чекист настолько увлекается, что рисует настоящий антицерковный триллер: женский монастырь, в котором монахини живут вперемешку с монахами (!), под руководством "преподобной" Матрёны (!!), устраивая в подвалах оргии (!!!), причём все иноки поголовно - вооружённые до зубов переодетые белогвардейцы (!!!!).

Но полюбившие друг друга монах Алексей и монахиня Галя, не желая больше оргий, кличут на помощь добрых чекистов, которые ночью нападают на обитель и "ликвидируют банду"...

Занавес.

И вот эту дикую дичь пытаются выдать за "исторические свидетельства".

Чудовищная некомпетентность по элементарным вопросам, в которых ориентируются дети из воскресной школы. Например, "преподобный" - это один из чинов святости и живая "настоятельница мужоженского монастыря" носить его не могла при всё желании.

-2

Справочная информация:

Священнику воевать запрещено канонами Церкви.

Он не может брать в руки оружие, потому что, если убьет человека, даже случайно, подлежит извержению из сана. 66-е апостольское правило гласит: когда кто-либо из клира в сваре, то есть в драке, кого-нибудь ударит и единым ударением убиет — тот будет извержен из сана.

Так что даже если священник применит физическую силу в целях самообороны (например, защиты храма) и убьет человека, он все равно извергается из сана и не сможет больше служить.

Именно по этой причине духовным лицам запрещаются занятия, связанные с пролитием человеческой крови, например, врачебная практика, особенно хирургия («Номоканон» при Большом Требнике, ст.132). Хотя в данном случае бывали исключения, например святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Священник может быть полковым священником, капелланом, то есть быть рядом с солдатами, поддерживать их духовно, исповедовать, причащать, беседовать. Капеллану даже присваиваются воинские звания, но оружия он в руки все равно не берет.

Потому никаких "священников-белогвардейцев" никогда не было.

Давайте отличать исторические источники от дурных хрущёвских агиток.

И самое главное - нельзя оправдывать преступления баснями старых чекистов.

-----------------------------------------------

"Великая Отечественная Спецоперация"

Автору важна обратная связь, комментарии приветствуются

"Жертвоприношения наших дней"

-----------------------------------------------