В одном из свежих "Уроков русского" писатель Захар Прилепин рассказал удивительное - про чуть ли не святого Ленина и страшную поповскую конницу.
Мол, если большевики иногда и стреляли или сажали священников (никуда от этих исторических фактов не деться), то исключительно за дело - то есть за борьбу с оружием в руках против добрейшей советской власти.
В качестве доказательств приводится цитата из мемуаров большевика Фёдора Фомина, который через 50 лет (!!!) после Гражданской вдруг припомнил:
...откуда-то появились странно одетые конники.
Вооруженные клинками и винтовками, они лихо мчались на нас, а длинные полы их черных одеяний развевались по ветру. Это был полк «Христа-спасителя», состоявший исключительно из священников. Видно, плохи были дела у Деникина, если он посадил на коней вооруженных попов. Служители Иисуса Христа вели себя отнюдь не по-христиански: размахивая клинками, они бросились рубить «антихристов».
Но полк «Христа-спасителя» — увы! — не спас белых.
Вылетела наша кавалерия, врезалась в гущу поповских ряс. И через несколько минут половина «христовых воинов» была положена на месте, а другая, преследуемая нашими конниками, бросилась наутек.
История России XX-го века для меня одна из самых интересных тем.
Я перечитал сотни книг, исторических работ, дневников, писем, воспоминаний непосредственных участников как с "красной", так и с "белой" сторон - но нигде ни слова, ни полслова про "отряды боевых попов".
Упоминаемый в тексте генерал Антон Деникин оставил пятитомные "Очерки русской смуты", где в мельчайших подробностях описывает свои главные и второстепенные сражения.
И никаких "Полков Христа Спасителя" под его командованием нет.
По простой причине - это топорное враньё - не имеющее никакого отношения к действительности. Откроем первоисточник "Записки старого чекиста".
Изданная в 1964 году посредственная книжонка наполнена лозунгами "за советскую власть" и "антирелигиозной пропагандой" под видом воспоминаний.
Время такое было.
Никита Сергеевич грозился "показать по телевизору последнего попа", миллионными тиражами издавалась "Библиотека атеиста", закрывались церкви, комсомольские патрули не пускали людей в храмы на праздники и т.д.
В церковной истории остался даже термин "хрущёвские гонения".
Особой популярностью тогда пользовался жанр "раскаяния бывших служителей культа". Какие-то попы-расстриги (изверженные из сана священнослужители) ездили по городам и весям с безбожными лекциями, писали книги и брошюры, на тему "алчных церковников, которые обманывают простой народ, но я прозрел, вырвался и расскажу вам всю правду".
Сейчас читать эти иудины анекдоты противно и смешно.
И книга Фомина с первых же страниц просто сочится чёрной желчью:
На убой «за царя и за веру православную»...
Или:
Началась панихида по «христолюбивым воинам, павшим на поле брани за веру, царя и отечество».
Автор осознанно высмеивает даже похороны русских солдат - лишь бы плюнуть в безответную тогда Церковь. В последних главах завравшийся чекист настолько увлекается, что рисует настоящий антицерковный триллер: женский монастырь, в котором монахини живут вперемешку с монахами (!), под руководством "преподобной" Матрёны (!!), устраивая в подвалах оргии (!!!), причём все иноки поголовно - вооружённые до зубов переодетые белогвардейцы (!!!!).
Но полюбившие друг друга монах Алексей и монахиня Галя, не желая больше оргий, кличут на помощь добрых чекистов, которые ночью нападают на обитель и "ликвидируют банду"...
Занавес.
И вот эту дикую дичь пытаются выдать за "исторические свидетельства".
Чудовищная некомпетентность по элементарным вопросам, в которых ориентируются дети из воскресной школы. Например, "преподобный" - это один из чинов святости и живая "настоятельница мужоженского монастыря" носить его не могла при всё желании.
Священнику воевать запрещено канонами Церкви.
Он не может брать в руки оружие, потому что, если убьет человека, даже случайно, подлежит извержению из сана. 66-е апостольское правило гласит: когда кто-либо из клира в сваре, то есть в драке, кого-нибудь ударит и единым ударением убиет — тот будет извержен из сана.
Так что даже если священник применит физическую силу в целях самообороны (например, защиты храма) и убьет человека, он все равно извергается из сана и не сможет больше служить.
Именно по этой причине духовным лицам запрещаются занятия, связанные с пролитием человеческой крови, например, врачебная практика, особенно хирургия («Номоканон» при Большом Требнике, ст.132). Хотя в данном случае бывали исключения, например святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
Священник может быть полковым священником, капелланом, то есть быть рядом с солдатами, поддерживать их духовно, исповедовать, причащать, беседовать. Капеллану даже присваиваются воинские звания, но оружия он в руки все равно не берет.
Потому никаких "священников-белогвардейцев" никогда не было.
Давайте отличать исторические источники от дурных хрущёвских агиток.
И самое главное - нельзя оправдывать преступления баснями старых чекистов.
-----------------------------------------------
"Великая Отечественная Спецоперация"
Автору важна обратная связь, комментарии приветствуются
-----------------------------------------------