Стивен Кинг начинал писать «Под куполом» два раза и два раза бросал. После большого перерыва, с третьей попытки, в 2009 году роман все-таки был опубликован.
Сериал вышел в 2013 году и имел ошеломительный успех, побив все рекорды по просмотрам с 1992 года. Первый сезон был положительно принят не только зрителями, но и критиками. Но дальше что-то пошло не так. В итоге проект закрыли после третьего сезона, а если по-хорошему, то остановиться надо было где-нибудь на середине второго.
Все смешалось в доме Облонских, люди, кони и разрезанные куполом коровы (эффектный момент, кстати). То, что задумывал Кинг, обросло таким слоем нелепиц, что я даже удивляться перестала. Искать логику тут бессмысленно, по-моему, ее нет. Нужно просто смотреть и воспринимать как факт всякого рода бедствия, которые сваливаются на головы жителей Честерс-Милл.
🎬Под куполом (2013-2015)
Under The Dome
Идея Стивена Кинга очень напомнила мне один старенький уже сериальчик 2006 года «Иерихон» (в котором, кстати, тоже хорош только первый сезон). Это история о поведении людей из небольшого города, которые оказавшись в неких экстремальных условиях и замкнутом пространстве, проявляют себя так, как умеют.
В провинциальном и неспешном «Иерихоне», где все друг друга знают, однажды на горизонте появляется ядерный гриб. Городок остается отрезан от остального мира, отключены все коммуникации. Жители остаются один на один со своими страхами. Нет света, мало еды, кто-то заболел и нет лекарств и прочее. На поверхность вылезают скелеты из шкафов и самые низменные человеческие качества.
В «Под куполом» Кинга все действие длится всего восемь дней. В сериале растянули на три недели. Вымышленный городок Честерс-Милл с населением меньше 2000 человек, внезапно накрывает купол диаметром около 16 км и высотой около 6 км. Честерс-Милл абсолютно изолирован от внешнего мира. Купол, несмотря на то что сквозь него проникает воздух, не могут пробить даже мощные ракеты. Внутри образуется свой микро-климат со всеми вытекающими последствиями. Как и почему купол образовался, не знает никто. Далее, конечно, все те же тайны и все те же мерзкие поступки, которые показывают, кто есть кто.
Запертые внутри, жители Честерс-Милл пытаются найти любые способы выжить в условиях сокращения ресурсов и роста напряженности. Кто-то ищет разгадку появления купола и того, что его питает, кто-то пытается захватить власть, кто-то влюбляется, кто-то рождается, кто-то умирает.
Честно говоря, с романом Кинга сериал объединяет едва ли не только наличие самого купола и несколько персонажей, судьба которых не изменена. Все остальное – плод буйной фантазии создателей сериала. В романе выжило всего 26 человек и купол исчез благодаря «хорошему настроению» инопланетного нечто. В экранизации, если ее можно так назвать, 1,5 сезона мы наблюдает борьбу с коконами, какие-то бессмысленные хождения из угла в угол, притянутое за уши развитие сюжета и бестолковый финал. Правда, стоит признать, что в законах жанра весьма закономерный.
Тем не менее, Стивен Кинг положительно отзывался о сериале после выхода первого сезона:
«На самом деле он очень хороший. И если вы присмотритесь, то заметите, что большинство мох персонажей остались на месте, хотя некоторых из них объединили в одного, а кое-кто сменил работу. То же самое верно и для главных событий, вроде бунта в супермаркете, причины крупных запасов пропана и звучащая в фильме тревога из-за уменьшающихся ресурсов. < >Есть только один элемент, который непременно должен быть одинаковым в книге и фильме: это сам Купол. Лучше всего считать роман и сериал единоутробными братьями. < > Ну, или если вы помешаны на научной фантастике - считайте их альтернативными версиями одной реальности».
Стивен Кинг
Даже характеры и действия некоторых главных героев оказались изменены. Так, например, один из центральных персонажей, сын Большого Джима – Джуниор в книге наркоман и садист с раковой опухолью в голове. Именно он убивает Энджи и Доди. Сам Джим погибает во время взрыва пропана, а не становится конгрессменом после пережитого апокалипсиса. Хотя, надо признать, это очень реалистичный финал, такие люди, как Джим выходят сухими из воды, да еще и на коне. У Джулии и Барби чувства вспыхивает в самом конце, тогда как в сериале - с первой серии.
У Кинга воздух заканчивается не из-за странных черных метеоритных яиц и инопланетян, а потому, что пропан взорвался.
Отлична даже сама идея возникновения купола в романе и сериале. По Кингу он создан в качестве игрушки, напоминающей «муравьиную ферму» инопланетным разумом. В сериале мир хотят захватить, мы все умрем, спасите-помогите)).
Собственно, развитию этой мысли и посвящены два последующие сезона.
Что понравилось:
- Выборочно неплохие актеры, достаточно свежие лица.
Главные герои: Дейл «Барби» Барбара (Майк Фогель)— ветеран войны, Джулия Шамвэй (Рашель Лефевр) - журналистка, долго не могла вспомнить, где я раньше видела актрису, а потом оказалось, что в «Сумерках» она была рыжей вампиршей Викторией, Джеймс «Большой Джим» Ренни (Дин Норрис) — единственный оставшийся в городе представитель власти, Джо Макаллистер (Колин Форд) – старшеклассник, Нори Калверт (Маккензи Линтц) – подружка Джо, Джуниор (Александр Кох) – сын Большого Джима.
- Динамичность и интрига, но только в первом сезоне!
Дальше - просто смотришь на экран с мыслью - ну и что вы тут еще придумали, давайте уже, выкладывайте, только побыстрее.
Не понравилось:
- Так себе диалоги
Только в третьем сезоне были стоящие. Джим и Джулия знатно стреляли словами. Острый юморок скрасил скуку. В остальном какое-то переливание из пустого в порожнее.
- Некоторые сцены просто глупые.
Вместо того, чтобы смириться, можно было придумать кучу разных способов по выживанию. Но нет, герои делают из масла и веревки свечку, и греются ей в машине без стекол, вместо того, чтобы, находясь в лесу, развести костер. Спички то есть.
- Некоторые моменты российскому зрителю покажутся странными.
Например, как можно замерзнуть насмерть при -16 с, находясь в куртке и шапке на улице всего пару часов?
- Слишком резкий перепад сюжетной линии.
Заметно вот это расхождение со стилем Кинга. Потому как Кинг в первую очередь ориентируется на характеры, на поведение людей. И только потом – мистика, фантастика, ужасы и прочее. Все это идет как бы фоном психологии героев. Именно в этом изюминка Кинга, которая во 2и 3 сезоне превратилась в поиски яйца и захват планеты инопланетным разумом.
Какой из всего этого можно сделать вывод?
Сериал реально хороший, но только в первом сезоне. И рекомендовать смело могу только его. К сожалению, там открытый финал и продолжение нужно, без него впечатление будет неполным. Поэтому будьте готовы к тому, что дальше, возможно, терпение ваше закончится и будет желание бросить)) Хотя я читала мнения, что все круто, людям нравится. Вдруг вы окажетесь в их числе, кто знает.