Найти в Дзене
История за минуту

ИСКУССТВО IX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIII ВЕКА

1.1. Архитектура 1.2. Монументальная живопись 1.3. Иконопись и книжная миниатюра 1.4. Декоративно-прикладное искусство Важнейшие даты: начало XII в. — «Повесть временных лет» Термины: былина, берестяная грамота, граффити, летопись, жития, крестово-купольный храм, плинфа, зернь, скань, перегородчатая эмаль Персоналии: Кирилл и Мефодий, митрополит Киевский Иларион Литература: 1. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов (Гриф МО) - 4-е изд. - М.: Высшая школа, 2007. - 536 с. 2. Культура Руси X - начала XIII века // История России. - М. : Аст, 1997. - С. 215-233. 3. Художественная культура Древней и средневековой Руси // Мировая художественная культура. Том 1. - М., 2005. - С. 176. Искусство Древней Руси зародилось одновременно с формированием феодаль­ных отношений и первых государственных образований славянских племен. Важней­шую роль в зодчестве и живописи этого времени играет распространение христи­анства. Именно христианские храмы стали первыми к

1.1. Архитектура

1.2. Монументальная живопись

1.3. Иконопись и книжная миниатюра

1.4. Декоративно-прикладное искусство

Важнейшие даты:

начало XII в. — «Повесть временных лет»

Термины: былина, берестяная грамота, граффити, летопись, жития, крестово-купольный храм, плинфа, зернь, скань, перегородчатая эмаль

Персоналии: Кирилл и Мефодий, митрополит Киевский Иларион

Литература:

1. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов (Гриф МО) - 4-е изд. - М.: Высшая школа, 2007. - 536 с.

2. Культура Руси X - начала XIII века // История России. - М. : Аст, 1997. - С. 215-233.

3. Художественная культура Древней и средневековой Руси // Мировая художественная культура. Том 1. - М., 2005. - С. 176.

Искусство Древней Руси зародилось одновременно с формированием феодаль­ных отношений и первых государственных образований славянских племен. Важней­шую роль в зодчестве и живописи этого времени играет распространение христи­анства. Именно христианские храмы стали первыми каменными сооружениями на русских землях, исключительное значение имела также иконопись и храмовая фреска.

Быстрое социальное, полити­ческое и культурное развитие русских земель приводит к творческой переработ­ке этих источников и возникновению самобытного и величественного стиля в зодчестве, фреске, декоративном искусстве Руси. Однако в XIII веке в связи с монголо-татарским на­шествием эти процессы в культуре затормозились и даже остановились, а значи­тельная часть памятников домонгольской русской культуры была безвозвратно утрачена.

1.1. Архитектура

Глубокие исторические традиции древ­нейшего русского деревянного зодчества отражали эстетические представления рус­ского народа. Накануне превращения хри­стианства в государственную религию рус­ский народ обладал развитым и своеоб­разным архитектурным искусством. Это было причиной быстрого освоения тех­ники каменного зодчества и его выдаю­щихся художественных и конструктив­ных особенностей.

На торговых путях у слияния рек или у речных излучин из крупных поселений славян выросли города и возникли но­вые. Они состояли из крепости на холме (детинец, кремль) - резиденции князя и убежища для горожан в случае нападе­ния врагов, окруженной земляным ва­лом с рубленой стеной поверху и со рвом извне, и из посада, часто также укреп­ленного.

1. Смысл понятия "посад", например: часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники; 2.  Факт, например: —  посад населяли посадские люди; —  посад делился на ремесленные и торговые слободы.

Новгородский детинец Великий Новгород
Новгородский детинец Великий Новгород

Улицы посада шли к кремлю (Псков) или параллельно реке (Новгород), места­ми имели деревянные мостовые и заст­раивались в безлесных районах мазан­ками, частично углубленными в землю (Суздаль). Дома богатых горожан состояли из нескольких связанных между собой разновысоких срубов на подклетах, имели наружные крыльца, башню и помещались в глуби­не двора (Новгород).

С конца IX - начала X века стали по­являться каменные крепостные стены (Изборск, Старая Ладога). Общими для горо­дов Древней Руси были искусное использо­вание рельефа местности в стратегических и художественных целях, живописность си­луэта, где доминировал кремль с его зда­ниями с сиявшими позолотой кровлями и церковными куполами.

В распространении на Руси камен­ной монументальной архитектуры огром­ную роль сыграли византийские мастера. По своей культуре Византия в те време­на была передовой страной Европы. Ее зодчие и художники в процессе многове­кового развития византийской культуры создали стройную и законченную систе­му искусства. Византийское зодчество еще в VI веке создало классический тип крестово-купольного храма. Его основой является прямо­угольник с четырьмя столпами, несущими главу и членящими внутреннее прост­ранство здания на девять частей. Примы­кающие к подкупольному квадрату и кры­тые полуциркульными сводами ячейки образуют крестообразную основу плана: угловые части перекрывались купольны­ми и полуциркульными сводами. С вос­тока примыкали граненые или полукруг­лые помещения алтаря, жертвенника и дьяконника - апсиды. Алтарь отделялся невысокой преградой (зачаток поздней­шего иконостаса). В западной части хра­ма устраивалось помещение второго яру­са - хоры, открытые в помещение для молящихся. Внутри храм богато укра­шался мозаикой и фресками, поражал отделкой полов, панелей и входов поли­рованным камнем и инкрустацией, рельефная резьба по камню и драгоценная ут­варь завершали синтез всех видов искус­ства, подчиненных архитектуре.

Смысл понятия "мозаика": изображение или узор из скреплённых друг с другом кусочков цветного непрозрачного стекла (смальты), разноцветных камешков, эмали, дерева; факт: мозаику на Руси использовали как один из способов украшения стен храмов.

Смысл понятия "фреска": техника живописи водяными красками по сырой штукатурке; факт: сохранились фрески в Софийском соборе в Киеве.

Схема крестово-купольного храма
Схема крестово-купольного храма

Внеш­ний облик храма отражал его внутреннее устройство: фасады соответственно осям внутренних столбов членились узкими выступами - лопатками, завершаясь по­лудугами посводного покрытия - зако­марами.

Наглядное представление об архитек­туре раннего этапа Древней Руси дают не­которые сохранившиеся храмы XI века. Замечательный памятник древнерус­ского зодчества - самый ранний из со­хранившихся храмов Новгорода - собор Святой Софии (1045-1050).

Строгий си­луэт храма увенчан пятью куполами. От закомар к земле идут мощные лопатки. Первоначально стены Софийского собо­ра не были оштукатурены, облик этого здания, сложенного из грубо обтесанных камней, был суровым и мощным. После XII века стены собора покрывает побел­ка, что придает ему еще более торжест­венный вид. Памятники княжеского строительст­ва в Новгороде и Пскове начала XII-XIII веков характеризуются новыми чер­тами - стремлением к большей строгос­ти и простоте церковной архитектуры. Исчезает динамика в композиции стро­гого и замкнутого объема храма, отмирают башни, служившие парадным ходом на хоры, исчезают открытые галереи, пло­щадь хор уменьшается.

Строгим обликом отличается храм Ни­колы на Ярославовом дворище (1113 г.).

-4

Плоские лопатки фасадов и ярусы деко­ративных двухступенчатых ниш составля­ют все его внешнее убранство. Первона­чальное пятиглавие верха, видимо, было сознательным подражанием Софийскому собору.

Характерная для новгородской архи­тектуры лаконичность форм, строгость и ясность пропорций доведены до совер­шенства в облике Георгиевского собора Юрьева монастыря (1119 г.).

Башня, при­мыкающая к высокому объему собора, получила квадратную в плане форму и органически слилась с ним. Собор за­вершают три поставленные асимметрич­но главы: одна над средокрестием, две другие - на углах западной стороны ос­новного объема. Ниши и лопатки подчер­кивают величественную плоскостность его стен.

В начале XII века Новгород превра­щается в вечевую республику. В 1136 г. бо­гатое купечество завладевает всем госу­дарственным аппаратом, оттесняя князя на роль военачальника. Потеря князья­ми власти над городом означала и поте­рю власти над детинцем. Князья оконча­тельно переселяются в городище, подле которого возникает княжеский Юрьев монастырь, а несколько позже - церковь Спаса на Нередице.

Вслед за постройкой Юрьева монасты­ря наступает резкий упадок княжеского строительства в Новгороде. В напряжен­ной политической обстановке 20-30-х го­дов XII столетия возводятся два последних княжеских храма в городе: церковь Иоанна на Опоках (1127 г.)

церковь Иоанна на Опоках
церковь Иоанна на Опоках

и церковь Успения на Торгу(1135 г.).

церковь Успения на Торгу
церковь Успения на Торгу

Обе постройки сохранились крайне плохо. После 1135 года князья не выстроили в Новгороде ни одного здания. Князья начиная с XII века чувствовали себя в Новгороде крайне непрочно. Нередко сбегавшие с «новгородского стола» по собственному почину, а чаще изгоняемые вечевым ре­шением, они не стремились к крупному строительству, требовавшему длительного времени и больших средств.

Только с учетом этих новых полити­ческих условий может быть понят по­следний памятник княжеского строитель­ства в Новгороде - церковь Спаса на Нередице, заложенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичем в дворцовом монастыре, подле княжеской резиденции на городище.

Церковь Спаса на Нередице
Церковь Спаса на Нередице

Церковь Спаса на Нередице пред­ставляет кубического типа постройку, почти квадратную в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единствен­ный купол. Узкий щелевидный ход в толще западной стены ведет на хоры. По сравнению с пышными княжес­кими сооружениями XI и начала XII века церковь Спаса на Нередице - скромная небольшая постройка, всем своим худо­жественным обликом тесно связанная с новым течением в новгородском зодчест­ве.

Во второй половине XII века в Нов­городе складывается новый тип храма. Вместо грандиозных и немногочислен­ных сооружений появляются здания не­большие по величине, но строящиеся в очень большом количестве. Они по срав­нению с величественными парадными со­оружениями начала века значительно про­ще, скромнее.

Первая дошедшая до нас постройка нового типа - церковь Благовещения у деревни Аркажи под Новгородом, вы­строенная в 1179 году, сохранилась толь­ко на две трети высоты.

церковь Благовещения у деревни Аркажи
церковь Благовещения у деревни Аркажи

Верхняя часть стен и своды перестроены в более по­зднее время. Храм имеет квадратный план с тремя полуциркульными апсида­ми на восточной стороне. Внутри четы­ре прямоугольных столба поддержива­ли купол.

История древнейшей поры зодчества Пскова до сих пор остается мало изучен­ной. Важнейшим памятником Пскова был городской Троицкий собор (около 1193 г.). Этот храм не дошел до нас, будучи пе­рестроен в XIV, а затем в XVII веке, но иконные изображения позволяют пред­ставить его первоначальный облик. Это был прямоугольный храм с тремя апси­дами с востока. Его основной четырехстолпный массив возвышался над по­ниженными частями, усложненный с юга и севера двумя высокими притво­рами. Плоские лопатки сменились пи­лястрами. Храм имел подкупольный по­стамент.

Троицкий собор
Троицкий собор

Самобытная архитектурная школа скла­дывается во второй половине XII века в городах Владимиро-Суздальского кня­жества - самой могущественного княжества русского домонгольского средневековья. Владимиро-Суздальские князья стреми­лись к расширению границ своих владе­ний и консолидации русских княжеств вокруг своего престола. Притязания на лидерство подчеркивала архитектура владимиро-суздальских храмов - величест­венная и монументальная.

При князе Юрии Долгоруком были сооружены Церковь Бориса и Глеба в Кидекше (1152) и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152 г.), четырехстолпные однокупольные храмы.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Апсиды, полуцилиндрические в плане, сильно выступают из основного объема. При строительстве этих сооружений мас­тера пользовались блоками белого камня - этот строительный материал станет традиционным для зодчества владимиро-суздальской школы. Уже в середине XII века появляется излюбленный прием, применявшийся за­тем практически во всех храмах владимиро-суздальской школы: поверх вертикаль­ных лопаток приблизительно на середине высоты стен располагается горизонталь­ный уступ; таким образом, снаружи объем храма четко делится на два горизонталь­ных яруса. Окна располагались только в верхней части и были очень невелики по размеру.

Подлинного расцвета достигает зод­чество Владимиро-Суздальского княжества во времена правления князя Андрея Боголюбского. Перенеся столицу во Вла­димир, князь Андрей разворачивает здесь интенсивное строительство. Храмы древ­него Владимира не знают себе равных по величине и богатству убранства во всех русских княжествах XII века.

Главным зданием Владимира, пост­роенным в самой высокой точке города, стал возведенный в 1158-1161 годах Ус­пенский собор.

Это большое шестистолпное здание вскоре после сооружения по­страдало при пожаре и в 1185 году было реконструировано - первоначальное со­оружение было взято в своеобразный «футляр» дополнительных наружных стен. Судя по сохранившимся стенам и стол­бам, Успенский собор, построенный Ан­дреем Боголюбским, был изящнее, чем храмы середины века. Интерьер более просторен, воздушен. Летописи сооб­щают, что в древности интерьер Успен­ского собора был богато украшен цвет­ными тканями и позолотой, - возмож­но, позолочены были резные каменные детали.

Одним из знаменитейших памятни­ков древнерусского зодчества является церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 году. В то время она была частью монастырского комплекса, однако дру­гие постройки не сохранились. Как храм придорожного монастыря, построенного при подъезде к Боголюбову и Владимиру у слияния рек Нерли и Клязьмы, церковь Покрова имела исключительно важное значение. В облике церкви значительно усложняется наружное расчленение объема за счет многоуступча­тых лопаток, закомар и оконных про­емов. Излюбленный мотив зодчих - ко­лонки. Первоначально большие колонки на всю высоту здания были прислонены к лопаткам, на них опирались резные ка­менные желоба-водометы между закомарами; колонки украшают порталы, барабан и аспиды.

церковь Покрова на Нерли
церковь Покрова на Нерли

Важнейшая особенность владимиро-суздальского зодчества, впервые проявив­шаяся при строительстве церкви Покрова на Нерли, - использование в наружном декоре невысокого изобразительного ре­льефа. В центральных закомарах церкви находятся резные изображения царя Да­вида, играющего на гуслях, и внимаю­щих ему зверей. В боковых закомарах располагаются изображения терзающих друг друга хищников. Распространено такое толкование изображения: царь Да­вид метафорически изображает Владимиро-Суздальское княжество, объединяющее вокруг себя другие русские земли.

Во времена правления наследника Ан­дрея Боголюбского, князя Всеволода Большое Гнездо, монументаль­ное зодчество Владимиро-Суздальской зем­ли получает продолжение и развитие. Воз­водится каменная крепостная стена Вла­димира с надвратной церковью в объеме ворот, после пожара расширяется Успен­ский собор.

В 1194-1197 годах князь Всеволод возводит во Владимире свою дворцовую церковь - Дмитриевский собор.

Это четырехстолпный, одноглавый трехапсидный храм. Уникальная особенность Дмит­риевского собора в том, что наружные стены в своем верхнем ярусе сплошь по­крыты резными изображениями. Здесь использован тот же мотив, что и в храме Покрова на Нерли, - царь Давид-псалмо­певец в окружении зверей. Однако живот­ных, реальных и фантастических, здесь значительно больше. В резьбе собора так­же есть изображения популярных русских святых Бориса и Глеба, самого князя Все­волода с сыновьями. Велика в резном уб­ранстве Дмитриевского собора роль рас­тительного орнамента.

Именно растительные формы фанта­стических деревьев стали основным мо­тивом резного декора Георгиевского со­бора в Юрьеве-Польском (1230-1234). Этот храм более тяжеловесен и массивен по срав­нению с величественными и изящными храмами города Владимира.

Уникальный ход развития владимиро-суздальской архитектурной школы был прерван нашествием монголо-татар.

1. 2. Монументальная живопись

Византийская традиция играла значи­тельную роль в древнерусском искусстве, но вместе с тем это искусство приобретает свой собственный отпечаток русской дей­ствительности: смягчаются черты мрачно­го византийского аскетизма, образы ста­новятся более простыми, человечными, земными. Русские мастера вносят в ис­кусство свои вкусы и представления, обо­гащая его славянскими орнаментальными мотивами и образами славянской мифо­логии.

В новгородском Софийском соборе сохранился один интереснейший живо­писный фрагмент, который обычно да­тировался 1144 годом.

-17

Рос­пись выполнена по тонкому слою белой подгрунтовки, положенной прямо на кам­ни, едва прикрытые очень тонким слоем обмазки. Представлены Константин и Елена. Лицо Елены, с изогнутым носом и огромными глазами, выделяется своим чисто восточным типом. Изящные гра­фически точные линии проведены уве­ренной, опытной рукой с изумительной легкостью. Светлые и нежные краски (пре­обладают голубой, белый и розовато-оранжевый цвета) подкупают необычай­ной прозрачностью и какой-то особен­ной воздушностью.

К иному направлению новгородской живописи, больше связанному с западно­европейской традицией, принадлежат фре­ски собора Рождества Богородицы Антониева монастыря. Работавшие здесь худож­ники помещали на стенах фигуры святых. Среди немногочисленных эпизодов пове­ствовательного цикла особенно выразительны те, которые посвящены истории Иоанна Крестителя со сценой пира у Иро­да и танцующей Саломеей.

-18

Под влиянием византийского искус­ства, вероятно, находился автор фрески «Иов на гноище» в Николо-Дворищенском соборе Новгорода. Она иллюстрирует один из библейских рассказов о многострадаль­ном Иове, у которого Бог отнял все, что­бы испытать силу его веры. В ликах, ко­торые трактованы с помощью светотене­вой моделировки, в их восточных типах, в теплом охристом колорите сказалось зна­комство художника с византийскими об­разцами.

-19

Памятники новгородской монументальной живописи первой половины XII века особенно при сравнении их с росписями конца века, отмечаются разностильностью. По-видимому, в это время в Новгороде работали еще различные артели, часть которых приехала из других городов. Параллельно стала складываться и своя местная школа, которая постепенно начала играть господствующую роль.

Во второй половине XII века в Новго­роде формируется местная школа мастеров фрески. Она претворила все заимствован­ное со стороны в единый, специфический новгородский стиль живописи, который достигает наиболее полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ла­доге (около 1167), Благовещения в Аркажах (1179) и особенно Спаса на Нередице (1199). В этих фресковых циклах заметно стремление к орнаментализации художест­венной формы и к упрощению художест­венных приемов.

Росписи Георгиевской церкви отме­чены печатью единого стиля. В основном они выполнены одним мастером. Если он имел помощников, то ему удалось цели­ком подчинить их своей творческой воле. Фрески отличаются цветовой гармонией и изысканностью рисунка. После фресок церкви Спаса на Нередице они являются крупнейшим памятником русской мону­ментальной живописи домонгольской эпохи.

Во Владимиро-Суздальской Руси, су­дя по сохранившимся остаткам фресок Переславля-Залесского, Владимира и Суз­даля, а также по единичным иконам, местные художники домонгольского периода во многом опирались на творческое наследие Киева. Вниманием поль­зовалось и византийское искусство: фре­ски Дмитриевского собора во Владими­ре исполнялись константинопольскими и русскими мастерами (около 1197). По художественному совершенству это луч­шие фрески XII века. Свобода живопис­ной манеры и изумительный по красоте серебристый колорит сочетаются с остро индивидуальными характеристиками оду­хотворенных образов. Особенно вырази­тельны фигуры апостолов Павла, Мат­фея, Марка и Симеона на северном скло­не большого свода собора.

Во Владимире и Суздале памятников живописи XII века сохранилось очень ма­ло. До нас дошли незначительные фраг­менты фресок на наружной стене Успен­ского собора во Владимире, построенного при Андрее Боголюбском. Фрески эти по­сле перестройки храма Всеволодом III оказались внутри собора на стенах его бо­ковых нефов. Под арками аркатурно-колончатого пояса были изображены фигуры святых; окно обрамлено орнаментом из туго закрученных завитков, в центре кото­рых помещен трилистник. В верхней части над окном симметрично расположены два павлина. Несмотря на плохую сохранность живописи, ее светлые тона и характер ор­намента позволяют говорить о тесной связи с традициями киевской живописи IX века.

1.3. Иконопись и книжная миниатюра

К владимиро-суздальской школе отно­сится несколько больших икон XII - на­чала XIII века: «Богоматерь Боголюбская» (середина XII века), «Дмитрий Солунский» из Дмитрова (конец XII - начало XIII века), «Богоматерь Великая Панагия» из Ярославля (первая четверть XIII века). Их отличают мягкость письма и тонкая гармония красок.

Икона «Богоматерь Боголюбская» свя­зана с именем великого князя Андрея Боголюбского. Она написана по его за­казу.

-23

Согласно легенде, икона была созда­на в память явившегося Андрею во сне видения в 1158 году. На иконе Мария представлена стоящей. В одной руке она держит свиток, другую подняла в моле­нии, обращаясь к Спасу, чья полуфигура изображена в правом верхнем углу. На верхнем поле иконы помещены полуфи­гуры Христа, Богородицы, Иоанна Пред­течи и двух ангелов. Мария выступает заступницей за род человеческий и за за­казчика иконы. Была ли эта икона испол­нена византийским мастером или рус­ским иконописцем, сказать крайне труд­но, так как она находится в очень плохой сохранности. Во всяком случае, ясно од­но - это памятник исключительно вы­сокой художественной ценности. Среброфонная икона Дмитрия Солунского из Успенского собора города Дмитрова очень сильно пострадала от времени. Лучше всего сохранилось лицо, подкупающее выражением торжественного величия. Глаза, брови, нос, усы, рот, овал лица очерчены тяжелыми линиями. Худож­ник, видимо, хотел подчеркнуть душев­ную стойкость воителя и его бесстрашие. Дмитрия Солунского он изобразил воссе­дающим на троне, с мечом в руках. Поскольку на иконе был обнаружен княжеский знак собственности Всеволо­да, который украшает спинку трона, есть основания предполагать, что икона была пожертвована великим князем Всево­лодом Юрьевичем Успенскому собору в Дмитрове. Тем самым определяется вре­мя ее возникновения (конец XII - нача­ло XIII века).

-24

От новгородской станковой живопи­си XIII века до нас дошел целый ряд превосходных памятников. Среди них ед­ва ли не первое место занимает большая икона «Николай Чудотворец» из Ново­девичьего монастыря в Москве. Вокруг Николая, на полях иконы, изображены «Престол уготованный» (так называемая «Этимасия») и полуфигуры и фигуры святых Козьмы, Дамиана, Бориса, Глеба, Флора, Лавра, Параскевы, Евдокии, Фетинии и Анастасии.

-25

Великолепен лик Ни­колая, на котором лежит печать глубо­кой мысли. Придав голове удлиненную форму, непомерно увеличив лоб, подчерк­нув впалость щек, прихотливо изогнув брови, художник достиг желаемого эф­фекта - ему удалось создать образ суро­вого византийского теолога, фанатичного и неприступного. В соответствии с этим замыслом мастер подобрал краски, обра­зующие сдержанную, аскетическую гам­му: полуфигура святого выделяется на се­ребристом фоне, лицо имеет оливково-желтый тон, морщины и складки кожи выделены красновато-коричневой крас­кой, которой также слегка притушеваны все тени. Оживленное серебряной штри­ховкой одеяние окрашено в коричнево-вишневый цвет.

Совсем в иной красочной гамме вы­полнены фигурки на полях иконы, воз­никшие, вероятно, несколько позднее. Выделяясь яркими пятнами на белом фоне, они написаны легко и свободно. В одеждах смело, сопоставлены киновар­ные, лимонно-желтые, интенсивные синие, голубые и темно-вишневые тона. И в данном случае можно говорить о харак­терном для новгородской школы пони­мании цвета, настолько большой сочно­стью обладают все эти краски. Именно в этих изображениях выступают те стилистические черты, которые получили в дальнейшем господство в новгородской иконописи: чистая и яркая цветовая гам­ма, свободная, энергичная манера пись­ма, смелый отход от традиционных ка­нонов в сторону усиления реализма об­разов. Новгородское происхождение иконы «Николай Чудотворец» подтверждается, прежде всего, изображением на полях из­любленных новгородских святых - Флора, Лавра, Анастасии и Параскевы.

Благодаря тому, что Новгород не знал монгольского ига, в нем никогда не пре­секалась местная художественная тради­ция. Здесь, в отличие от других русских областей, отсутствует разрыв между ис­кусством XII и XIV веков. XIII столетие было здесь тем мостом, который соеди­няет эти два столь различных периода. Как раз на протяжении XIII столетия живое народное творчество проявило себя с особой силой. Смягчилась суровость ли­ков, упростилась композиция, рисунок делается обобщеннее и лаконичнее, кра­ски накладываются одним ровным тоном, без оттенков и почти без светотени, силуэт приобретает все большее значе­ние, палитра светлеет и загорается ярки­ми киноварными, белоснежными, изум­рудно-зелеными и лимонно-желтыми тонами. Так уже в XIII веке закладыва­ется основание для расцвета новгород­ской иконописи XV столетия.

«Мстиславово Евангелие». До 1117 г. Москва. ГИМ.
«Мстиславово Евангелие». До 1117 г. Москва. ГИМ.

К самому началу XII века относится замечательный памятник новгородской миниатюры - «Мстиславово Евангелие», писанное в Новгороде поповичем Алек­сой Лазаревичем для новгородского князя Мстислава. Миниатюры с изображениями четырех евангелистов, украшающие эту рукопись, воспроизводят в основных чер­тах соответствующие изображения киев­ского «Остромирова Евангелия». Автор дал более упрощенный и свободный как в цвете, так и в рисунке и в то же время бо­лее выразительный вариант. Таким образом, в миниатюрах «Мстиславова Евангелия» достаточно ясно проступают черты мест­ной новгородской школы

1.4. Декоративно-прикладное искусство

Выдающимися памятниками декора­тивного искусства являются серебряные сионы-ризницы новгородского Софийского собора, датируемые XI - XII веками.

-27

Это большие сосуды, употреблявшиеся при богослужении, имеющие вид церков­ки. Особенно интересен «большой сион» (высотой 74 см), имеющий двенадцать колонок и шесть двустворчатых дверок. На каждой створке имеется по фигурке апостола. Стройные фигурки апостолов исполнены в технике невысокого вы­пуклого рельефа. Имена апостолов всюду приведены по-русски, что служит дока­зательством русского происхождения сионов.

Для ювелирных изделий XI-XIII ве­ков характерно применение серебра. В мно­гочисленных изделиях - браслетах, серь­гах и т. п. искусно применялась чернь. Многие предметы из серебра украшались изображениями фантастических зверей и птиц, сплетенных лентами; встречаются из­редка и человеческие фигурки. Помимо черни мастера-серебряники прекрасно вла­дели литьем, ковкой, зернью и сканью. Скань, или филигрань, заключается в ис­полнении на поверхности предмета слож­ного узора путем напаивания тонкой зо­лотой или серебряной нити, образующей кружево.

Техника зерни заключалась в на­паивании на поверхность предмета десят­ков, даже сотен мельчайших шариков или зернышек металла.

Ювелирное искусство Владимиро-Суздальской земли XII-XIII веков стояло на очень высоком уровне и имело ряд мест­ных отличий. До наших дней дошли, глав­ным образом в виде кладов, роскошные ожерелья, серьги («кояты»), украшенные эмалью, серебряные браслеты («наручи»)

-30

со своеобразным орнаментом, воспроизводя­щим мотивы владимиро-суздальской архи­тектуры (арочные пояса, колонки), с изо­бражениями птиц, зверей человеческих фигур, обязательно выделяемых позоло­той на общем серебряном фоне.

Высокого уровня мастерства достиг­ли и ювелиры Новгорода. Самым заме­чательным примером мастерства новго­родских ювелиров-серебряников XII века являются кратиры (серебряные сосуды для причастного вина) новгородского Со­фийского собора.

-31

Известны имена их со­здателей, так как сосуды подписаны: один делал мастер Коста (Константин), дру­гой - мастер Братило (Флор). Оба сосу­да, каждый высотой в 22 см, почти тожде­ственны по форме, орнаментам и украша­ющим стенки сосудов фигуркам святых, выполненным в технике плоского, невы­сокого рельефа. В отличие от стройных фигур апостолов на сионах Софийского собора, фигуры на кратирах Косты и Братилы коренасты и большеголовы; эта чер­та роднит их с новгородской монумен­тальной живописью XII века.