1.1. Архитектура
1.2. Монументальная живопись
1.3. Иконопись и книжная миниатюра
1.4. Декоративно-прикладное искусство
Важнейшие даты:
начало XII в. — «Повесть временных лет»
Термины: былина, берестяная грамота, граффити, летопись, жития, крестово-купольный храм, плинфа, зернь, скань, перегородчатая эмаль
Персоналии: Кирилл и Мефодий, митрополит Киевский Иларион
Литература:
1. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов (Гриф МО) - 4-е изд. - М.: Высшая школа, 2007. - 536 с.
2. Культура Руси X - начала XIII века // История России. - М. : Аст, 1997. - С. 215-233.
3. Художественная культура Древней и средневековой Руси // Мировая художественная культура. Том 1. - М., 2005. - С. 176.
Искусство Древней Руси зародилось одновременно с формированием феодальных отношений и первых государственных образований славянских племен. Важнейшую роль в зодчестве и живописи этого времени играет распространение христианства. Именно христианские храмы стали первыми каменными сооружениями на русских землях, исключительное значение имела также иконопись и храмовая фреска.
Быстрое социальное, политическое и культурное развитие русских земель приводит к творческой переработке этих источников и возникновению самобытного и величественного стиля в зодчестве, фреске, декоративном искусстве Руси. Однако в XIII веке в связи с монголо-татарским нашествием эти процессы в культуре затормозились и даже остановились, а значительная часть памятников домонгольской русской культуры была безвозвратно утрачена.
1.1. Архитектура
Глубокие исторические традиции древнейшего русского деревянного зодчества отражали эстетические представления русского народа. Накануне превращения христианства в государственную религию русский народ обладал развитым и своеобразным архитектурным искусством. Это было причиной быстрого освоения техники каменного зодчества и его выдающихся художественных и конструктивных особенностей.
На торговых путях у слияния рек или у речных излучин из крупных поселений славян выросли города и возникли новые. Они состояли из крепости на холме (детинец, кремль) - резиденции князя и убежища для горожан в случае нападения врагов, окруженной земляным валом с рубленой стеной поверху и со рвом извне, и из посада, часто также укрепленного.
1. Смысл понятия "посад", например: часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники; 2. Факт, например: — посад населяли посадские люди; — посад делился на ремесленные и торговые слободы.
Улицы посада шли к кремлю (Псков) или параллельно реке (Новгород), местами имели деревянные мостовые и застраивались в безлесных районах мазанками, частично углубленными в землю (Суздаль). Дома богатых горожан состояли из нескольких связанных между собой разновысоких срубов на подклетах, имели наружные крыльца, башню и помещались в глубине двора (Новгород).
С конца IX - начала X века стали появляться каменные крепостные стены (Изборск, Старая Ладога). Общими для городов Древней Руси были искусное использование рельефа местности в стратегических и художественных целях, живописность силуэта, где доминировал кремль с его зданиями с сиявшими позолотой кровлями и церковными куполами.
В распространении на Руси каменной монументальной архитектуры огромную роль сыграли византийские мастера. По своей культуре Византия в те времена была передовой страной Европы. Ее зодчие и художники в процессе многовекового развития византийской культуры создали стройную и законченную систему искусства. Византийское зодчество еще в VI веке создало классический тип крестово-купольного храма. Его основой является прямоугольник с четырьмя столпами, несущими главу и членящими внутреннее пространство здания на девять частей. Примыкающие к подкупольному квадрату и крытые полуциркульными сводами ячейки образуют крестообразную основу плана: угловые части перекрывались купольными и полуциркульными сводами. С востока примыкали граненые или полукруглые помещения алтаря, жертвенника и дьяконника - апсиды. Алтарь отделялся невысокой преградой (зачаток позднейшего иконостаса). В западной части храма устраивалось помещение второго яруса - хоры, открытые в помещение для молящихся. Внутри храм богато украшался мозаикой и фресками, поражал отделкой полов, панелей и входов полированным камнем и инкрустацией, рельефная резьба по камню и драгоценная утварь завершали синтез всех видов искусства, подчиненных архитектуре.
Смысл понятия "мозаика": изображение или узор из скреплённых друг с другом кусочков цветного непрозрачного стекла (смальты), разноцветных камешков, эмали, дерева; факт: мозаику на Руси использовали как один из способов украшения стен храмов.
Смысл понятия "фреска": техника живописи водяными красками по сырой штукатурке; факт: сохранились фрески в Софийском соборе в Киеве.
Внешний облик храма отражал его внутреннее устройство: фасады соответственно осям внутренних столбов членились узкими выступами - лопатками, завершаясь полудугами посводного покрытия - закомарами.
Наглядное представление об архитектуре раннего этапа Древней Руси дают некоторые сохранившиеся храмы XI века. Замечательный памятник древнерусского зодчества - самый ранний из сохранившихся храмов Новгорода - собор Святой Софии (1045-1050).
Строгий силуэт храма увенчан пятью куполами. От закомар к земле идут мощные лопатки. Первоначально стены Софийского собора не были оштукатурены, облик этого здания, сложенного из грубо обтесанных камней, был суровым и мощным. После XII века стены собора покрывает побелка, что придает ему еще более торжественный вид. Памятники княжеского строительства в Новгороде и Пскове начала XII-XIII веков характеризуются новыми чертами - стремлением к большей строгости и простоте церковной архитектуры. Исчезает динамика в композиции строгого и замкнутого объема храма, отмирают башни, служившие парадным ходом на хоры, исчезают открытые галереи, площадь хор уменьшается.
Строгим обликом отличается храм Николы на Ярославовом дворище (1113 г.).
Плоские лопатки фасадов и ярусы декоративных двухступенчатых ниш составляют все его внешнее убранство. Первоначальное пятиглавие верха, видимо, было сознательным подражанием Софийскому собору.
Характерная для новгородской архитектуры лаконичность форм, строгость и ясность пропорций доведены до совершенства в облике Георгиевского собора Юрьева монастыря (1119 г.).
Башня, примыкающая к высокому объему собора, получила квадратную в плане форму и органически слилась с ним. Собор завершают три поставленные асимметрично главы: одна над средокрестием, две другие - на углах западной стороны основного объема. Ниши и лопатки подчеркивают величественную плоскостность его стен.
В начале XII века Новгород превращается в вечевую республику. В 1136 г. богатое купечество завладевает всем государственным аппаратом, оттесняя князя на роль военачальника. Потеря князьями власти над городом означала и потерю власти над детинцем. Князья окончательно переселяются в городище, подле которого возникает княжеский Юрьев монастырь, а несколько позже - церковь Спаса на Нередице.
Вслед за постройкой Юрьева монастыря наступает резкий упадок княжеского строительства в Новгороде. В напряженной политической обстановке 20-30-х годов XII столетия возводятся два последних княжеских храма в городе: церковь Иоанна на Опоках (1127 г.)
и церковь Успения на Торгу(1135 г.).
Обе постройки сохранились крайне плохо. После 1135 года князья не выстроили в Новгороде ни одного здания. Князья начиная с XII века чувствовали себя в Новгороде крайне непрочно. Нередко сбегавшие с «новгородского стола» по собственному почину, а чаще изгоняемые вечевым решением, они не стремились к крупному строительству, требовавшему длительного времени и больших средств.
Только с учетом этих новых политических условий может быть понят последний памятник княжеского строительства в Новгороде - церковь Спаса на Нередице, заложенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичем в дворцовом монастыре, подле княжеской резиденции на городище.
Церковь Спаса на Нередице представляет кубического типа постройку, почти квадратную в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий щелевидный ход в толще западной стены ведет на хоры. По сравнению с пышными княжескими сооружениями XI и начала XII века церковь Спаса на Нередице - скромная небольшая постройка, всем своим художественным обликом тесно связанная с новым течением в новгородском зодчестве.
Во второй половине XII века в Новгороде складывается новый тип храма. Вместо грандиозных и немногочисленных сооружений появляются здания небольшие по величине, но строящиеся в очень большом количестве. Они по сравнению с величественными парадными сооружениями начала века значительно проще, скромнее.
Первая дошедшая до нас постройка нового типа - церковь Благовещения у деревни Аркажи под Новгородом, выстроенная в 1179 году, сохранилась только на две трети высоты.
Верхняя часть стен и своды перестроены в более позднее время. Храм имеет квадратный план с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне. Внутри четыре прямоугольных столба поддерживали купол.
История древнейшей поры зодчества Пскова до сих пор остается мало изученной. Важнейшим памятником Пскова был городской Троицкий собор (около 1193 г.). Этот храм не дошел до нас, будучи перестроен в XIV, а затем в XVII веке, но иконные изображения позволяют представить его первоначальный облик. Это был прямоугольный храм с тремя апсидами с востока. Его основной четырехстолпный массив возвышался над пониженными частями, усложненный с юга и севера двумя высокими притворами. Плоские лопатки сменились пилястрами. Храм имел подкупольный постамент.
Самобытная архитектурная школа складывается во второй половине XII века в городах Владимиро-Суздальского княжества - самой могущественного княжества русского домонгольского средневековья. Владимиро-Суздальские князья стремились к расширению границ своих владений и консолидации русских княжеств вокруг своего престола. Притязания на лидерство подчеркивала архитектура владимиро-суздальских храмов - величественная и монументальная.
При князе Юрии Долгоруком были сооружены Церковь Бориса и Глеба в Кидекше (1152) и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152 г.), четырехстолпные однокупольные храмы.
Апсиды, полуцилиндрические в плане, сильно выступают из основного объема. При строительстве этих сооружений мастера пользовались блоками белого камня - этот строительный материал станет традиционным для зодчества владимиро-суздальской школы. Уже в середине XII века появляется излюбленный прием, применявшийся затем практически во всех храмах владимиро-суздальской школы: поверх вертикальных лопаток приблизительно на середине высоты стен располагается горизонтальный уступ; таким образом, снаружи объем храма четко делится на два горизонтальных яруса. Окна располагались только в верхней части и были очень невелики по размеру.
Подлинного расцвета достигает зодчество Владимиро-Суздальского княжества во времена правления князя Андрея Боголюбского. Перенеся столицу во Владимир, князь Андрей разворачивает здесь интенсивное строительство. Храмы древнего Владимира не знают себе равных по величине и богатству убранства во всех русских княжествах XII века.
Главным зданием Владимира, построенным в самой высокой точке города, стал возведенный в 1158-1161 годах Успенский собор.
Это большое шестистолпное здание вскоре после сооружения пострадало при пожаре и в 1185 году было реконструировано - первоначальное сооружение было взято в своеобразный «футляр» дополнительных наружных стен. Судя по сохранившимся стенам и столбам, Успенский собор, построенный Андреем Боголюбским, был изящнее, чем храмы середины века. Интерьер более просторен, воздушен. Летописи сообщают, что в древности интерьер Успенского собора был богато украшен цветными тканями и позолотой, - возможно, позолочены были резные каменные детали.
Одним из знаменитейших памятников древнерусского зодчества является церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 году. В то время она была частью монастырского комплекса, однако другие постройки не сохранились. Как храм придорожного монастыря, построенного при подъезде к Боголюбову и Владимиру у слияния рек Нерли и Клязьмы, церковь Покрова имела исключительно важное значение. В облике церкви значительно усложняется наружное расчленение объема за счет многоуступчатых лопаток, закомар и оконных проемов. Излюбленный мотив зодчих - колонки. Первоначально большие колонки на всю высоту здания были прислонены к лопаткам, на них опирались резные каменные желоба-водометы между закомарами; колонки украшают порталы, барабан и аспиды.
Важнейшая особенность владимиро-суздальского зодчества, впервые проявившаяся при строительстве церкви Покрова на Нерли, - использование в наружном декоре невысокого изобразительного рельефа. В центральных закомарах церкви находятся резные изображения царя Давида, играющего на гуслях, и внимающих ему зверей. В боковых закомарах располагаются изображения терзающих друг друга хищников. Распространено такое толкование изображения: царь Давид метафорически изображает Владимиро-Суздальское княжество, объединяющее вокруг себя другие русские земли.
Во времена правления наследника Андрея Боголюбского, князя Всеволода Большое Гнездо, монументальное зодчество Владимиро-Суздальской земли получает продолжение и развитие. Возводится каменная крепостная стена Владимира с надвратной церковью в объеме ворот, после пожара расширяется Успенский собор.
В 1194-1197 годах князь Всеволод возводит во Владимире свою дворцовую церковь - Дмитриевский собор.
Это четырехстолпный, одноглавый трехапсидный храм. Уникальная особенность Дмитриевского собора в том, что наружные стены в своем верхнем ярусе сплошь покрыты резными изображениями. Здесь использован тот же мотив, что и в храме Покрова на Нерли, - царь Давид-псалмопевец в окружении зверей. Однако животных, реальных и фантастических, здесь значительно больше. В резьбе собора также есть изображения популярных русских святых Бориса и Глеба, самого князя Всеволода с сыновьями. Велика в резном убранстве Дмитриевского собора роль растительного орнамента.
Именно растительные формы фантастических деревьев стали основным мотивом резного декора Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-1234). Этот храм более тяжеловесен и массивен по сравнению с величественными и изящными храмами города Владимира.
Уникальный ход развития владимиро-суздальской архитектурной школы был прерван нашествием монголо-татар.
1. 2. Монументальная живопись
Византийская традиция играла значительную роль в древнерусском искусстве, но вместе с тем это искусство приобретает свой собственный отпечаток русской действительности: смягчаются черты мрачного византийского аскетизма, образы становятся более простыми, человечными, земными. Русские мастера вносят в искусство свои вкусы и представления, обогащая его славянскими орнаментальными мотивами и образами славянской мифологии.
В новгородском Софийском соборе сохранился один интереснейший живописный фрагмент, который обычно датировался 1144 годом.
Роспись выполнена по тонкому слою белой подгрунтовки, положенной прямо на камни, едва прикрытые очень тонким слоем обмазки. Представлены Константин и Елена. Лицо Елены, с изогнутым носом и огромными глазами, выделяется своим чисто восточным типом. Изящные графически точные линии проведены уверенной, опытной рукой с изумительной легкостью. Светлые и нежные краски (преобладают голубой, белый и розовато-оранжевый цвета) подкупают необычайной прозрачностью и какой-то особенной воздушностью.
К иному направлению новгородской живописи, больше связанному с западноевропейской традицией, принадлежат фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря. Работавшие здесь художники помещали на стенах фигуры святых. Среди немногочисленных эпизодов повествовательного цикла особенно выразительны те, которые посвящены истории Иоанна Крестителя со сценой пира у Ирода и танцующей Саломеей.
Под влиянием византийского искусства, вероятно, находился автор фрески «Иов на гноище» в Николо-Дворищенском соборе Новгорода. Она иллюстрирует один из библейских рассказов о многострадальном Иове, у которого Бог отнял все, чтобы испытать силу его веры. В ликах, которые трактованы с помощью светотеневой моделировки, в их восточных типах, в теплом охристом колорите сказалось знакомство художника с византийскими образцами.
Памятники новгородской монументальной живописи первой половины XII века особенно при сравнении их с росписями конца века, отмечаются разностильностью. По-видимому, в это время в Новгороде работали еще различные артели, часть которых приехала из других городов. Параллельно стала складываться и своя местная школа, которая постепенно начала играть господствующую роль.
Во второй половине XII века в Новгороде формируется местная школа мастеров фрески. Она претворила все заимствованное со стороны в единый, специфический новгородский стиль живописи, который достигает наиболее полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге (около 1167), Благовещения в Аркажах (1179) и особенно Спаса на Нередице (1199). В этих фресковых циклах заметно стремление к орнаментализации художественной формы и к упрощению художественных приемов.
Росписи Георгиевской церкви отмечены печатью единого стиля. В основном они выполнены одним мастером. Если он имел помощников, то ему удалось целиком подчинить их своей творческой воле. Фрески отличаются цветовой гармонией и изысканностью рисунка. После фресок церкви Спаса на Нередице они являются крупнейшим памятником русской монументальной живописи домонгольской эпохи.
Во Владимиро-Суздальской Руси, судя по сохранившимся остаткам фресок Переславля-Залесского, Владимира и Суздаля, а также по единичным иконам, местные художники домонгольского периода во многом опирались на творческое наследие Киева. Вниманием пользовалось и византийское искусство: фрески Дмитриевского собора во Владимире исполнялись константинопольскими и русскими мастерами (около 1197). По художественному совершенству это лучшие фрески XII века. Свобода живописной манеры и изумительный по красоте серебристый колорит сочетаются с остро индивидуальными характеристиками одухотворенных образов. Особенно выразительны фигуры апостолов Павла, Матфея, Марка и Симеона на северном склоне большого свода собора.
Во Владимире и Суздале памятников живописи XII века сохранилось очень мало. До нас дошли незначительные фрагменты фресок на наружной стене Успенского собора во Владимире, построенного при Андрее Боголюбском. Фрески эти после перестройки храма Всеволодом III оказались внутри собора на стенах его боковых нефов. Под арками аркатурно-колончатого пояса были изображены фигуры святых; окно обрамлено орнаментом из туго закрученных завитков, в центре которых помещен трилистник. В верхней части над окном симметрично расположены два павлина. Несмотря на плохую сохранность живописи, ее светлые тона и характер орнамента позволяют говорить о тесной связи с традициями киевской живописи IX века.
1.3. Иконопись и книжная миниатюра
К владимиро-суздальской школе относится несколько больших икон XII - начала XIII века: «Богоматерь Боголюбская» (середина XII века), «Дмитрий Солунский» из Дмитрова (конец XII - начало XIII века), «Богоматерь Великая Панагия» из Ярославля (первая четверть XIII века). Их отличают мягкость письма и тонкая гармония красок.
Икона «Богоматерь Боголюбская» связана с именем великого князя Андрея Боголюбского. Она написана по его заказу.
Согласно легенде, икона была создана в память явившегося Андрею во сне видения в 1158 году. На иконе Мария представлена стоящей. В одной руке она держит свиток, другую подняла в молении, обращаясь к Спасу, чья полуфигура изображена в правом верхнем углу. На верхнем поле иконы помещены полуфигуры Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи и двух ангелов. Мария выступает заступницей за род человеческий и за заказчика иконы. Была ли эта икона исполнена византийским мастером или русским иконописцем, сказать крайне трудно, так как она находится в очень плохой сохранности. Во всяком случае, ясно одно - это памятник исключительно высокой художественной ценности. Среброфонная икона Дмитрия Солунского из Успенского собора города Дмитрова очень сильно пострадала от времени. Лучше всего сохранилось лицо, подкупающее выражением торжественного величия. Глаза, брови, нос, усы, рот, овал лица очерчены тяжелыми линиями. Художник, видимо, хотел подчеркнуть душевную стойкость воителя и его бесстрашие. Дмитрия Солунского он изобразил восседающим на троне, с мечом в руках. Поскольку на иконе был обнаружен княжеский знак собственности Всеволода, который украшает спинку трона, есть основания предполагать, что икона была пожертвована великим князем Всеволодом Юрьевичем Успенскому собору в Дмитрове. Тем самым определяется время ее возникновения (конец XII - начало XIII века).
От новгородской станковой живописи XIII века до нас дошел целый ряд превосходных памятников. Среди них едва ли не первое место занимает большая икона «Николай Чудотворец» из Новодевичьего монастыря в Москве. Вокруг Николая, на полях иконы, изображены «Престол уготованный» (так называемая «Этимасия») и полуфигуры и фигуры святых Козьмы, Дамиана, Бориса, Глеба, Флора, Лавра, Параскевы, Евдокии, Фетинии и Анастасии.
Великолепен лик Николая, на котором лежит печать глубокой мысли. Придав голове удлиненную форму, непомерно увеличив лоб, подчеркнув впалость щек, прихотливо изогнув брови, художник достиг желаемого эффекта - ему удалось создать образ сурового византийского теолога, фанатичного и неприступного. В соответствии с этим замыслом мастер подобрал краски, образующие сдержанную, аскетическую гамму: полуфигура святого выделяется на серебристом фоне, лицо имеет оливково-желтый тон, морщины и складки кожи выделены красновато-коричневой краской, которой также слегка притушеваны все тени. Оживленное серебряной штриховкой одеяние окрашено в коричнево-вишневый цвет.
Совсем в иной красочной гамме выполнены фигурки на полях иконы, возникшие, вероятно, несколько позднее. Выделяясь яркими пятнами на белом фоне, они написаны легко и свободно. В одеждах смело, сопоставлены киноварные, лимонно-желтые, интенсивные синие, голубые и темно-вишневые тона. И в данном случае можно говорить о характерном для новгородской школы понимании цвета, настолько большой сочностью обладают все эти краски. Именно в этих изображениях выступают те стилистические черты, которые получили в дальнейшем господство в новгородской иконописи: чистая и яркая цветовая гамма, свободная, энергичная манера письма, смелый отход от традиционных канонов в сторону усиления реализма образов. Новгородское происхождение иконы «Николай Чудотворец» подтверждается, прежде всего, изображением на полях излюбленных новгородских святых - Флора, Лавра, Анастасии и Параскевы.
Благодаря тому, что Новгород не знал монгольского ига, в нем никогда не пресекалась местная художественная традиция. Здесь, в отличие от других русских областей, отсутствует разрыв между искусством XII и XIV веков. XIII столетие было здесь тем мостом, который соединяет эти два столь различных периода. Как раз на протяжении XIII столетия живое народное творчество проявило себя с особой силой. Смягчилась суровость ликов, упростилась композиция, рисунок делается обобщеннее и лаконичнее, краски накладываются одним ровным тоном, без оттенков и почти без светотени, силуэт приобретает все большее значение, палитра светлеет и загорается яркими киноварными, белоснежными, изумрудно-зелеными и лимонно-желтыми тонами. Так уже в XIII веке закладывается основание для расцвета новгородской иконописи XV столетия.
К самому началу XII века относится замечательный памятник новгородской миниатюры - «Мстиславово Евангелие», писанное в Новгороде поповичем Алексой Лазаревичем для новгородского князя Мстислава. Миниатюры с изображениями четырех евангелистов, украшающие эту рукопись, воспроизводят в основных чертах соответствующие изображения киевского «Остромирова Евангелия». Автор дал более упрощенный и свободный как в цвете, так и в рисунке и в то же время более выразительный вариант. Таким образом, в миниатюрах «Мстиславова Евангелия» достаточно ясно проступают черты местной новгородской школы
1.4. Декоративно-прикладное искусство
Выдающимися памятниками декоративного искусства являются серебряные сионы-ризницы новгородского Софийского собора, датируемые XI - XII веками.
Это большие сосуды, употреблявшиеся при богослужении, имеющие вид церковки. Особенно интересен «большой сион» (высотой 74 см), имеющий двенадцать колонок и шесть двустворчатых дверок. На каждой створке имеется по фигурке апостола. Стройные фигурки апостолов исполнены в технике невысокого выпуклого рельефа. Имена апостолов всюду приведены по-русски, что служит доказательством русского происхождения сионов.
Для ювелирных изделий XI-XIII веков характерно применение серебра. В многочисленных изделиях - браслетах, серьгах и т. п. искусно применялась чернь. Многие предметы из серебра украшались изображениями фантастических зверей и птиц, сплетенных лентами; встречаются изредка и человеческие фигурки. Помимо черни мастера-серебряники прекрасно владели литьем, ковкой, зернью и сканью. Скань, или филигрань, заключается в исполнении на поверхности предмета сложного узора путем напаивания тонкой золотой или серебряной нити, образующей кружево.
Техника зерни заключалась в напаивании на поверхность предмета десятков, даже сотен мельчайших шариков или зернышек металла.
Ювелирное искусство Владимиро-Суздальской земли XII-XIII веков стояло на очень высоком уровне и имело ряд местных отличий. До наших дней дошли, главным образом в виде кладов, роскошные ожерелья, серьги («кояты»), украшенные эмалью, серебряные браслеты («наручи»)
со своеобразным орнаментом, воспроизводящим мотивы владимиро-суздальской архитектуры (арочные пояса, колонки), с изображениями птиц, зверей человеческих фигур, обязательно выделяемых позолотой на общем серебряном фоне.
Высокого уровня мастерства достигли и ювелиры Новгорода. Самым замечательным примером мастерства новгородских ювелиров-серебряников XII века являются кратиры (серебряные сосуды для причастного вина) новгородского Софийского собора.
Известны имена их создателей, так как сосуды подписаны: один делал мастер Коста (Константин), другой - мастер Братило (Флор). Оба сосуда, каждый высотой в 22 см, почти тождественны по форме, орнаментам и украшающим стенки сосудов фигуркам святых, выполненным в технике плоского, невысокого рельефа. В отличие от стройных фигур апостолов на сионах Софийского собора, фигуры на кратирах Косты и Братилы коренасты и большеголовы; эта черта роднит их с новгородской монументальной живописью XII века.