Найти тему
Записки логопеда

10 видов интеллекта

Теория множественного интеллекта.
Теория множественного интеллекта.

Поговорим о теории множественного интеллекта, которая на данный момент не имеет научно-доказательной базы, но очень популярна среди педагогов по всему миру.

Что такое интеллект? Это прежде способность человека эффективно адаптироваться к окружающей среде, либо путем внесения изменений в самого себя, либо путем изменения среды, либо поиском новой среды.

В связи с развитием цивилизации, с развитием точных инженерных, социальных и гуманитарных наук человечество стало понимать, что понятие об интеллекте и его составляющих не так просто и однозначно, как казалось раньше.

Интеллект это не предмет и не некий механизм в нашей в голове. Это ресурс, который дает использовать различные формы мышления.

Это способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленная культурной и социальной средой.

Это не один психический процесс, а скорее сочетание многих психических процессов, направленных на эффективную адаптацию к окружающей среде.

Понятие об интеллекте зависит от стоящих перед человеком целей:

  • выживание - адаптация к окружающей среде путем изменения себя либо путем изменения среды либо выбор новой среды
  • развитие в рамках той или иной культуры - умение вписаться в социальную группу, накопление опыта
  • решение задачи - используя имеющиеся знания выбрать наиболее оптимальный способ в зависимости от изменения обстоятельств

По стабильности интеллект делится на

  • постоянный - жизненный опыт, знания, полученные в результате обучения
  • развивающийся - выбор правильного решения в связи с изменяющимися условиями окружающей среды
4 сферы интеллекта
4 сферы интеллекта

4 типа интеллекта (по Стивену Кови)

В современном мире часто говорят о важности развития интеллекта. Но не все задумывались о том, что существует несколько типов интеллекта, каждый из которых играет свою роль в нашей жизни.Мы рассмотрим четыре основных типа интеллекта - физический, ментальный, эмоциональный и духовный.

Физический интеллект (PQ - Physical Quotient):

Физический или телесный интеллект – это способность человека управлять своим телом, координировать движения, контролировать свои физические реакции на внешние раздражители. Важность физического интеллекта сложно переоценить, ведь именно он помогает нам сохранять здоровье, избегать травм и быть активными на протяжении всей жизни.

Ментальный интеллект (IQ - Intelligence Quotient):

Ментальный или умственный интеллект – это наша способность мыслить, анализировать, решать проблемы и обучаться. IQ играет ключевую роль в образовании, карьере и развитии личности. Однако стоит помнить, что этот тип интеллекта не является единственным показателем нашего интеллектуального развития.

Эмоциональный интеллект (EQ - Emotional Quotient):

Эмоциональный интеллект – это умение понимать свои эмоции и чувства, а также управлять ими. EQ помогает нам лучше понимать других людей, налаживать отношения и избегать конфликтов. Эмоциональный интеллект особенно важен в межличностных отношениях, поскольку позволяет нам быть более эмпатичными и понимать потребности окружающих.

Духовный интеллект (SQ - Spiritual Quotient):

Духовный или интуитивный интеллект – это осознание своего места в мире, понимание своих ценностей и целей, а также умение находить смысл в жизни. SQ помогает человеку найти свое призвание, определить свои приоритеты и следовать своим истинным желаниям. Духовный интеллект также связан с осознанностью и способностью к медитации.

Заключение:

Итак, каждый из этих типов интеллекта имеет свою значимость и роль в нашей жизни, и их развитие может значительно улучшить качество нашей жизни. Важно помнить, что не существует “лучшего” или “худшего” типа интеллекта – все они важны и взаимосвязаны между собой. Поэтому важно уделять внимание развитию каждого из них, и тогда наша жизнь станет более гармоничной и полноценной.

-3

Способность к обучаемости включает в себя:

  • способность к приобретению знаний
  • познавательная активность (хочу все знать, мне это интересно)
  • креативность (воображение, рождение гипотез, склонность к фантазированию)
  • стремление к самореализации, творческая активность
  • способность применять знания - умение решать задачи на основе полученного багажа
  • мотивация достижений (ставить цели и добиваться их)
  • адаптивное поведение в окружающей среде (умение применять свои знания и навыки в жизни)

К различным аспектам интеллектуальности относятся:

рассуждение, творчество, ассоциирование, обобщение, распознавание образов, решение проблем, запоминание, планирование, достижение целей, обучение, оптимизация, самосохранение, зрение, обработка языка, классифицирование, индукция и дедукция, приобретение и обработка знаний.

Об измерение интеллекта
Применение интеллектуальных тестов, раскрывающих индивидуальные различия в способностях, дифференцирует тем самым людей на более способных и менее способных. Такая дифференциация в современном мире имеет серьезные последствия и сопряжена со значительными этическими проблемами. Невозможно определить интеллект вне многообразных форм взаимодействия индивида с окружающей средой.

Поэтому для логопедии как и для всей дефектологии в целом имеет значение такая опция как “наблюдение в динамике”, когда специалист наблюдает ребенка в течении какого-то времени, смотрит, как он развивается, обучается и только тогда можно точно сделать вывод об интеллектуальных способностях малыша.

-4

10 видов интеллектуальных способностей

Скорее всего правильно употребить термин “интеллектуальные способности”.
Потому что интеллект генетически передается человеку при рождении как цвет глаз или форма ушей, а вот способности можно коррелировать, они изменяются в течении жизни из-за ряда факторов в лучшую или худшую сторону, прогресс или регресс.
Об этом надо помнить всегда, если человек перестанет развивать какую-либо способность в себе, перестанет работать над ней - она начинает ухудшаться.

Разберем все виды интеллекта поподробнее, чтобы понять, как можно их развивать и вместе и по отдельности.

В современном мире все больше внимания уделяется развитию индивидуальных способностей человека. Одним из ключевых факторов, влияющих на успешность и удовлетворенность жизнью, является интеллект. Существует множество различных классификаций видов интеллекта, однако наиболее популярной и признанной является теория 10 типов интеллекта, предложенная психологом Говардом Гарднером.

Им была разработана теория множественного интеллекта. На основании своих наблюдений он пришел к выводу, что вместо единого интеллекта у человека присутствуют несколько различных интеллектуальных способностей.
Например, он считает, что интеллект ребенка, который прекрасно решает логические задачи, не выше, чем у того, который с этими заданиями справиться не может. Просто у него другой тип мышления. Он, может быть, знает все о насекомых или играет на трех музыкальных инструментах.

1.Творческий интеллект

Творческий или дивергентный интеллект — это способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения, создавать что-то уникальное и оригинальное. Люди с высоким творческим интеллектом обладают развитой фантазией, воображением и креативностью.

2. Личностный интеллект

Личностный или внутренний интеллект — это умение осознавать свои эмоции, чувства, желания и потребности, а также способность управлять ими. Люди с развитым личностным интеллектом умеют анализировать свои мотивы, управлять стрессом и создавать гармонию в своей жизни.

3. Социальный интеллект

Социальный или внешний интеллект — это понимание и взаимодействие с другими людьми, умение находить общий язык, слушать и понимать других. Социально интеллектуальные люди могут адаптироваться к различным социальным ситуациям, разрешать конфликты и взаимодействовать с различными группами людей.

4. Духовный интеллект

Духовный или экзистенциальный интеллект — это осознание своего места в мире, понимание смысла жизни и своего предназначения. Люди, обладающие духовным интеллектом, стремятся к саморазвитию, самопознанию и поиску истины.

5. Физический интеллект

Физический интеллект — это координация движений, ловкость, быстрота реакции и способность к обучению физическим навыкам. Физически интеллектуальные люди обладают хорошей физической формой, умеют заботиться о своем здоровье и развивают свои спортивные навыки.

6. Сенсорный интеллект

Сенсорный или перцептивный интеллект — это восприятие информации через органы чувств. Люди с сенсорным интеллектом обладают тонким восприятием мира, они умеют наслаждаться красотой природы, искусства, музыки и т. д.

7. Эмоциональный интеллект

Эмоциональный или аффективный интеллект — умение понимать свои и чужие эмоции, управлять ими и использовать их для достижения своих целей. Эмоционально интеллектуальные люди способны к эмпатии, саморегуляции и разрешению конфликтов.

8. Математический интеллект

Математический или логико-математический интеллект — способность к решению сложных математических задач, анализу и синтезу числовых данных. Математически интеллектуальные люди легко осваивают математику, физику и другие точные науки.

9. Пространственный интеллект

Пространственный или визуализационный интеллект — способность представлять и создавать образы и модели в уме, умение ориентироваться в пространстве и мысленно перемещаться между различными точками.

Пространственно интеллектуальные люди успешно занимаются архитектурой, дизайном, географией и другими науками, связанными с пространственным мышлением.

10. Вербальный интеллект

Вербальный или лингвистический интеллект — способность использовать и понимать язык, читать, писать и говорить на разных языках. Вербально интеллектуальные люди имеют хорошие навыки коммуникации и обучения, они успешно осваивают иностранные языки и работают в сфере журналистики, филологии и лингвистики.

Таким образом, теория 10 видов интеллекта представляет собой комплексную и разностороннюю систему оценки интеллектуальных способностей человека, которая позволяет выявить его сильные и слабые стороны и определить направления для саморазвития и личностного роста

-5

Виды интеллекта и обучение

Все эти стороны проявления интеллектуальной деятельности связано между собой, в этом есть свои плюсы и минусы.

  • Недоразвитие одного вида тянет за собой другой
  • Может компенсировать отстающий вид за счет другого
  • Каждый из этих интеллектов может развиваться независимо от остальных. Так известны случаи удивительного лингвистического таланта – феномена врожденной грамотности, при отсутствии других ярко выраженных способностей.
  • Но в тоже время развитие одного вида интеллекта может влиять и на совершенствование остальных, как, например, широко известный факт, что развитие физических способностей влияет на улучшение умственной деятельности.

Часто можем наблюдать, что отличник в школе потом в жизни зарабатывает мало, а двоечник может стать бизнесменом. Это как раз наглядно показывает неравномерность у обоих одноклассников развития разных сторон их интеллекта. У двоечника хуже развита ментальная сфера, но он преуспевает за счет развития личностного и и социального интеллекта, возможно и физического.
Отличник, наоборот, имеет хорошо развитый математический интеллект, но может отставать в социальном и эмоциональном плане.

Интересно исследование психолога В.Н. Дружинина об интеллекте, креативности и обучаемости. Было выявлено четыре группы детей с разными уровнями развития креативности и интеллекта, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем .

1. Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, были уверены в своих способностях, имели адекватный уровень самооценки, обладали внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, сохраняют личную независимость суждений и действий.

2. Дети с высоким уровнем интеллекта и низкой креативностью стремятся к школьным успехам, крайне тяжело переживают неудачу, у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, сдержанны, скрытны, не любят высказывать публично свои мысли, дистанцируются от одноклассников. У них мало близких друзей. Они не любят быть предоставлены сами себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов, деятельности.

3. Дети, обладающим низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности часто попадают в ситуацию «изгоев». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения «на стороне» (кружки, хобби и т.д.). Они более тревожны, страдают от неверия в себя, комплекса неполноценности. Учителя часто характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться.

4. Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках», имеют адекватную самооценку и довольны своим положением. Низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Как применить теорию к отдельному ребенку?

Для чего важно знать, какие именно типы интеллекта преобладают у ребенка? Прежде всего, для того, чтобы подобрать тот способ обучения, который ему подходит.

1. Все типы интеллекта связаны между собой и их можно развивать. Развивая одну способность, мы будем помогать развиваться другим, смежным этой, способностям. Обычно у детей хорошо развиты два или три типа интеллекта. Другим надо немного помочь включиться. Для некоторых потребуются серьезные усилия.

2. Тип интеллекта указывает не только на способности человека. Это также подсказка, какой именно стиль и способы обучения подходят, чтобы лучшим образом развить эту способность.

3. Используя удобный нам способ познания, мы во много раз увеличиваем эффективность обучения. Подбирая ребенку задания с учетом его особенностей, мы помогаем ему не только познать новое, но и с радостью учиться.

4. Плохие оценки в школе говорят не о низком интеллекте ребенка и его неспособности к обучению. Это прежде всего показатель недоработанной системы образования.

5. Ученик с плохими оценками имеет в будущем равные с отличниками шансы на успех, если будет развивать свой тип интеллекта.

6. Тесты на уровень IQ не могут достоверно оценивать интеллект и способности человека. Каждый из нас умен и развит в своей области.

Если увлекать ребенка с ранних лет счетом, чтением, словесными играми, то с большой вероятностью можем предположить, что у него будет формироваться интеллекты логико-математический вместе с вербально-лингвистическим.

Но легко сказать «увлекать ребенка». Некоторые малыши долго не могут увлечься книгами, настольными играми. Они неусидчивы, подвижны, им часто нужно менять вид деятельность. Попытки усадить их собирать мозаику или паззлы заканчиваются плачем. Не спешите ругать такого ребенка. Предложите ему другие виды деятельности, например, подвижные игры. А уже через двигательную активность попробуйте добавить знакомство с буквами и счетом.

Какие выводы мы можем сделать на основе теории Гарднера?

  • Она поощряет нас ценить и уважать людей, которые провалились по тесту IQ. И правда, ведь можно прекрасно разбираться в себе и людях и при этом иметь некоторые проблемы со стандартным тестом. Во многих областях уровень IQ совершенно не помогает достичь большого успеха, а в некоторых и вовсе мешает.
  • Она поощряет нас развивать в себе многогранность. Каждый человек может иметь практически все модели интеллекта на высоком уровне. Это возвеличивает личность в общем и целом.

Гарднер был одним из первых, кто заявил, что таланты у человека могут быть совершенно разные, а главное — научиться их применять. Он пытался доказать, что тест IQ бывает красноречивым только в отдельных ситуациях и ничего не может сказать о личности в целом. Многих его теория привела в восторг, особенно людей, на которых ставили крест в учебных заведениях, исходя из стандартного теста.

https://www.youtube.com/channel/UCNkwKWU8G3ZiukJwB6LSu8Q
https://vk.com/logopedx
https://instagram.com/logopediks_
https://t.me/nikolaevalogoped