До сих пор ломаются копья (при этом очень сильно ломаются!) по вопросу трагического начала Великой Отечественной. Именно трагическое, крайне неудачное начало войны для СССР и вызывает жаркие, бурные споры.
Если отбросить разные предубеждения, стереотипы и т.д., то главная причина поражения РККА не только в крайне неумных (это мягко говоря) планах ГШ, составленных под руководством тогдашнего начальника ГШ РККА Г.К.Жукова (об этом вспоминали генералы той поры - см. ряд статей на канале), но и в том, что напавший на СССР вермахт был в тот момент просто банально сильнее. Да, да - именно так!
В чем же сильнее противник был в тот, начальный период войны? Ответ однозначный - во всем! В силах и средствах.
Гитлеровцы были лучше подготовлены, гораздо опытнее и лучше оснащены, чем сражавшиеся против них части РККА. Можно сказать еще и о качестве управления войсками, что в тот момент у гитлеровцев было гораздо лучше.
Вторая Мировая война (и ее составная часть Великая Отечественная) справедливо считается войной танков. И есть очень много публикаций, что у Советского Союза танков было ... аж, немеряно! Да, вообще, всего было в разы больше! Почему тогда такие страшные поражения были в первые месяцы войны?
А потому, как утверждают отдельные, СССР руководил "кровавый тиран Сталин", уничтоживший всех самых-самых лучших полководцев во всей Вселенной (из группы "самого величайшего" и постоянно упоминаемого к месту и не к месту "великого поручика Тухачевского"), оставивший только бездарей типа К.Е.Ворошилова да С.М.Буденного. Ну и других таких же по знаниям и умениям. А все они, в силу своей тупости и ограниченности, и близко не могли воспользоваться таким колоссальным преимуществом в технике и вооружениях, что были у РККА.
Такая сила была у РККА! Но еще со времен Хрущева понеслось, что Сталин - не верил, запрещал, поэтому советские войска были не готовы и т.д., и т.п., и прочая такая же ерунда.
Регулярно приходится читать, что в составе РККА в западных округах было, по разным данным, аж не менее 14 тысяч танков разных типов, в то время, как у вермахта - только 4,3 тысячи. Это данные из статистического исследования "Россия и СССР в войнах ХХ века" (Москва, 2001 год). Более, чем 3-х кратное превосходство! Да, РККА одними танками вермахт в асфальт (или в землю) закатать должна была!
Самое любопытное, однако, в том, что в этом же сборнике группа его авторов признает, что при этом исправных танков у РККА в преддверии войны было ... всего 3,8 тысячи! Уже даже меньше, чем у напавшего вермахта!
Тех, кто стал ставить под сомнение десятилетиями тиражируемые цифры о колоссальном превосходстве РККА в танках, становится все больше. Но даже и ранее, косвенно, это подтверждалось в мемуарах военачальников Великой Отечественной.
Так, тот же Г.К.Жуков писал -
"...На Западном фронте ... развернувшиеся в первых числах июля сражения проходили в условиях превосходства мотобронетанковых сил ... противника..."
Ему вторит маршал Советского Союза А.М.Василевский -
"... К середине июля 1941 года в условиях крайне напряженной обстановки ... Ставка Верховного Главнокомандования создала новый стратегический фронт обороны путем выдвижения армий из своих резервов, но и он уступал врагу ... по танкам соотношение было 4 к 1 в пользу противника..."
Логичный вопрос - а куда за такое короткое время (меньше месяца с начала войны прошло!) делись тысячи танков из тех огромных цифр, что якобы были у РККА перед войной? Да их просто и не было!
Выходит, что "огромное превосходство РККА в танках" можно и нужно подвергать сомнению.
Когда говорят, что танки у гитлеровцев были так себе, ни чета нашим, предлагаю почитать дневники начальника Генерального штаба Сухопутных войск Германии генерал-полковника Франца Гальдера. Он тщательно фиксировал каждый день начавшейся военной кампании, был очень осведомленным человеком по действиям вермахта летом 1941 года.
Гальдер вел дневник, а не вспоминал о событиях спустя годы, когда что-то может уже и забыться за давностью лет. И писал для себя, а не на публику, лгать и привирать тут смысла нет.
Так вот, Гальдер постоянно выделял бронетанковые силы вермахта, писал, что делали войска Гудериана, Гота, фон Клейста, Гепнера.
Гитлеровские танковые группы шли впереди наступающих войск, буквально прошивая оборону советских войск стремительными ударами, устраивая "котлы".
Сила гитлеровских танковых частей была и в других компонентах - в числе и состоянии автопарка, числе артиллерии, ее мощи, минометы, пулеметы у личного состава, радиосвязь. И в этих компонентах у вермахта в то время было явное преимущество.
Важной составляющей была и сила других войск (авиация в первую очередь), организация снабжения, оперативное и тактическое умение военачальников, уровень боевой подготовки войск и т.д.
А как же наши КВ-1 и Т-34?
Как пишут, их было почти 1 500 в западных округах накануне войны. Почему они не дали возможность командованию РККА разгромить врага хотя бы в одном приграничном сражении? Успехи были, но локальные, а вот попытки контрнаступления с применением в том числе и КВ-1, и Т-34, с использованием крупных бронетанковых сил, к успеху так и не привели.
Наоборот, были поражения, в частности в танковых сражениях под Дубно-Бродами и Сенно-Лепелем.
Почему "слабые" танки Гитлера могли прорывать оборону, эффективно наступать и создавать "котлы", а наши танковые силы терпели поражения? Почему части РККА никак поначалу не могли остановить удары "слабых" танков Гитлера, их прорывы? А вермахт в первые месяцы останавливал и КВ-1, и Т-34...
Почему? А вот так было, согласно спецсообщению Особого отдела НКВД № 39405 от 1 августа 1941 года (документ из Российского государственного военного архива, Ф. 9. Оп. 39.Д. 100. Л. 318–319) -
"4-й мехкорпус с первых дней войны использовался командованием 6-й армии как часть прикрытия. В боях с противником корпусом потеряно 27 танков «KB» и 174 танка Т-34, кроме того, убыло по техническим неисправностям 133 танка указанных марок.
Большая часть этих потерь произошла по вине командования 6-й армии, которое перебрасывало части корпуса с места на место на дальние расстояния.
Были случаи, когда корпус со своими частями не успевал расположиться на новом рубеже или только подходил к нему, как следовал приказ 6-й армии с новым боевым заданием, вызывавшим новые дальние передвижения (Каменка-Струмилов, Мосциск и др.).
Вследствие частых переходов корпус в целом прошел 800 километров (а 32-я танковая дивизия — 1000 километров) и остался совершенно без материальной части.
Танки «KB» и Т-34 бросались на дорогах из-за незначительных неисправностей. Командование 6-й армии никакой работы по сбору оставленной на дорогах материальной части не проводило.
Силами корпуса было подобрано и эвакуировано 73 танка, подорвано и сожжено 98 танков.
Неправильно использовался корпус и в боевых операциях. Все бои, проведенные дивизиями корпуса, не сопровождались ни артиллерийским огнем, ни авиацией. Приданные танковым частям мотострелковые полки командованием 6-й армии с первого дня боевых действий были разбросаны мелкими частями, а 202-й и 32-й полки были задержаны для охраны штаба 6-й армии.
Отход частей командование 6-й армии не организовало. Формально приказом и на картах разграничивалось движение частей, однако основные маршруты всегда были чрезмерно перегружены. Армейских регулировщиков и начальников маршрутов не было, как например, при отходе из Львова на Злочев, когда 4-й мехкорпус соединился с частями 6-го стрелкового корпуса и 3-й кавдивизии и образовал многокилометровую колонну, создав на дорогах пробки"
Вот так с новыми танками обходились в войсках. Просто только руки развести остается!
Если говорить о попытках объяснения этого, то в первую очередь снова поднимается вопрос о "бездарях в руководстве РККА", что вовсю "нормальным генералам мешал Сталин, который лез, куда его не просили" и прочая ерунда, что пошла опять с хрущевских времен.
Сила танковых войск в СССР была явно преувеличена. Тем более, что наблюдался просто стремительный рост численности РККА перед войной. Наша страна стремилась быстро догнать Германию в плане военной мощи. Но гитлеровцы использовали в своих интересах практически всю мощь покоренной Европы, которая прилежно трудилась над усилением вермахта.
А качество и организация советских войск никак не успевала за наращиванием их количественного состава.
Стоит отметить, что отдельные советские командующие - Д.Т.Павлов, М.П.Кирпонос и еще ряд других совершенно оказались не готовы к такому развитию событий, растерялись, проявили безволие и т.п.
Когда еще говорят о возможном предательстве среди высшего генералитета РККА - прямых свидетельств нет, но отрицать такое не стоит, все было возможно. Хотя и преувеличивать тоже не стоит.
Ставшие уже обиходными цифры якобы колоссального преимущества РККА в бронетанковой технике являются очень сомнительными. Различия в ТТХ танков не такие и огромные. Но танковые войска - это, повторю, не только сами танки.
Есть еще один момент. Некоторые, начитавшись того самого перебежчика, "исследователя" Резуна, что прикинулся "Суворовым", пытаются объяснить причину поражения бронетанковых сил РККА в первые месяцы войны тем, что якобы советские танкисты готовились бронетанковым катком пройтись по Европе. А тут пришлось переходить к обороне, к чему, готовящиеся к наступлению советские танкисты, оказались совершенно не готовы.
Сей бред комментировать не стоит. Даже немецкие генералы отмечали, что советские войска гораздо лучше себя показали в первые месяцы войны в обороне, чем в наступлении. Об этом, в частности, вспоминал Эдгар фон Буттлар, полковник, а с 1943 года - генерал-майор вермахта.
Вот такой можно привести пример действий танкистов обеих сторон - 23 июня 1941 года, бой за г.Радзехов, Юго-Западное направление. Со стороны вермахта наступает 11-я танковая дивизия при поддержке авиации и артиллерии, со стороны РККА в обороне части 10-й и 32-й танковых дивизий, 81-й стрелковой дивизии.
В ходе боя, по советским данным, было потеряно 37 танков (из них 6 - Т-34), у гитлеровцев - 38 танков и бронемашин, 31 противотанковое орудие.
А по данным гитлеровцев, части РККА потеряли 68 танков.
Самое интересное дальше - в итоге части РККА отошли, а гитлеровская 11-я танковая дивизия подошла к р.Стырь и беспрепятственно ее форсировала. Вечером 25 июня 1941 года дивизия ворвалась в г. Дубно, где захватила целыми 23 единицы 203-мм гаубиц Б-4, не так и давно поступившими с завода.
Опять же, по мифам - у вермахта танков было гораздо меньше и гораздо худшего качества, они их теряли немало в боях, но при этом постоянно побеждали.
Советские танкисты мужественно и храбро сражались, но - парадокс - почему-то постоянно отступали при наличии гораздо большего количества бронетехники, при этом еще и лучшего качества, если опять верить десятилетним мифам.
Согласно спецсообщения Особого отдела НКВД Юго-Западного Фронта, основными причинами потерь советских танков в 1941 году были -
"...1) Громоздкость структуры командных пунктов, которая затрудняла тактическую маневренность бронетанковых соединений;
2) Слабая тактическая и техническая подготовка личного состава, особенно командного;
3) Плохая сколоченность частей и подразделений;
4) Частые изменения районов сосредоточения, следствием чего имели место большие марши, которые привели к сильной изношенности машин до участия их в боях (8-й механизированный корпус перед боем совершил марш около 500 км, потерял за это время до 45 % машин; 56-я дивизия совершила марш около 1000 км, потеряла до 35 % машин);
5) Отсутствие взаимодействия с танками артиллерии, авиации и пехоты и слабое прикрытие танковых соединений зенитными средствами;
6) Отсутствие разведывательных данных о противнике и местности, в результате чего значительное количество танков погибло в болотах;
7) Необеспеченность ремонтными средствами, запасными частями и эвакосредствами;
8) Проявление паникерства и трусости отдельными командирами.
По данным на 30 июля с. г. -
в 8-й танковой дивизии осталось 39 танков;
в 32-й танковой дивизии — 10 танков;
в 20-й танковой дивизии — 3 танка;
в 35-й танковой дивизии — 24 танка;
в 10-й танковой дивизии — 6 танков;
в 37-й танковой дивизии — 7 танков;
в 15-й танковой дивизии — 101 танк;
в 43-й танковой дивизии — 47 танков;
в 40-й танковой дивизии — 3 танка;
в 19-й танковой дивизии — 1 танк;
в 41-й танковой дивизии — 11 танков;
в 34-й танковой дивизии — 3 танка;
в 44-й танковой дивизии — 125 танков;
в 39-й танковой дивизии — 0 танков.
Вся оставшаяся в частях фронта материальная часть требует ремонта...»
Приходиться удивляться некоторым "исследователям", которые выдают просто фантастические цифры потерь советских танков. Михаил Барятинский в своей книге "Великая танковая война 1939-1945" написал буквально следующее -
"...Итак, итогом сражений июня — июля 1941 года стал разгром практически всех механизированных корпусов, дислоцировавшихся в приграничных военных округах. С 22 июня по 9 июля 1941 года потери Красной Армии составили 11 712 танков..."
Получается, что практически все танки РККА были уничтожены меньше, чем за месяц? Бред какой-то!
Для понимания причин разгрома РККА, надо посмотреть на структуру танковых войск в западных военных округах. Порядка 20% составляли легкие пулеметные танки и танкетки. Почти 30% бронетехники было не в боеготовом состоянии. И только 10% составляли танки нового типа.
Много танков, что по бумагам числились в войсках того же ЗапОВО, на самом деле уже выбыли из него.
А у гитлеровцев доля пулеметных танков Т-I составляла 8%. И вообще - все танки были в боеготовности, а почти 50% составляли танки и штурмовые орудия новых типов.
Если рассмотреть сражение под Дубно-Бродами, то есть данные разные (по количеству техники, принимавшей участие). Наиболее вероятные - у гитлеровцев было около 800 танков, из них 450 новых, а у РККА - 1 600 танков, из них танков новых типов - 250. Немцы в это сражении победили. Их экипажи были лучше подготовлены, советские танки Т-34 и КВ-1 в войсках были еще недостаточно хорошо освоены.
А вот еще пример, который отвечает на многие вопросы -
"...Наступавшие на Алитусском направлении 7-я и 20-я танковые дивизии ХХХIХ армейского моторизованного корпуса вермахта утром 22 июня смели части 128-й стрелковой дивизии генерал-майора Зотова, находящейся на границе, и устремились к Алитусу, где находились два моста через Неман ... Навстречу немецким танковым дивизиям вышла 5-я танковая дивизия.
...Немцы, встретив упорное сопротивление, замедлили движение, была вызвана авиация, открыла огонь артиллерия. Поставленные на прямую наводку советские орудия вскоре оказались уничтожены, танки, имевшиеся на западном берегу, сожжены... Немецкие танки прорвались... их атаковали подразделения 10-го танкового полка, возглавляемые капитаном Новиковым.
Советские танкисты понесли значительные потери, но и у немцев было выведено из строя до 30 танков. Огневую поддержку танкистам обеспечивал 5-й гаубичный полк, однако к полуночи он отошел..."
Что видим? Отличное взаимодействие у гитлеровцев, взаимоподдержка. А у нас?
А что дальше было с 5-й танковой дивизией РККА? Она указана в оперативной сводке №7 Западного Фронта от 25 июня 1941 года.
Ее остатки - 3 танка, 12 бронемашин и 40 автомобилей находились в 5 километрах юго-восточнее Молодечно. Это уже территория Белорусской ССР. Сама дивизия, как боевая единица, практически перестала существовать. И ее судьба совершенно не единична в те страшные дни.
А можно еще вспомнить совершенно непонятную ситуацию с 4-м механизированным корпусом РККА. Об этом написал в своей книге "Измена 1941 года" С.Г.Покровский.
4-й мехкорпус был одним из самых оснащенных в РККА. К 22 июня 1941 года в корпусе было 979 боевых танков, в том числе 414 танков Т-34 и КВ-1. А командовал корпусом ... да, да, то самый генерал Власов!
С началом войны корпус находился в лесах юго-западнее г.Львова. Гитлеровцы просто прошли мимо корпуса Власова. 26 июня Власов получил приказ штаба фронта на оступление в сторону Тернопольской области. Получается, что один из мощнейших мехкорпусов РККА никак не реагирует на прорыв гитлеровцев.
Шум поднял начальник автобронетанковых сил Юго-Западного Фронта генерал-майор Р.Н.Моргунов. Он говорит о недопустимости постоянных маршей мехкорпусов туда-сюда, которые по этой причине уже потеряли до 30% техники из-за поломок и невозможности ремонта в тех условиях.
В итоге мехкорпуса так толком и не воевали, как планировалось. Их загоняли маршами.
Увы, но обьективно стоит сказать, что превосходство танковых войск вермахта в начальный период войны было подавляющим. Они прорывали оборону наших войск, преуспели в окружениях, взятии городов. Даже в танковых сражениях тех дней оказались сильнее.
Танковые войска РККА оказались сильными и мощными на бумаге, в теЮ первые страшные недели, оказались гораздо слабее немецких. Единственное, на что тогда наши танкисты оказались способны - небольшие контрудары, которые смогли останавливать противника хотя бы и на несколько дней.
Но даже в тех крайне неблагоприятных условиях, советские танкисты сражались отчаянно и храбро. И получали тот самый необходимый опыт, что скажется уже совсем скоро.
Но повторять мифы, что у нас было огромое количество танков, которые все были исправны, в боеготовности, отлично подготовлены экипажи и т.д., мы легко могли вермахт раскатать и непонятно почему это не было сделано (наверно, Сталин виноват) - дело вредное.
Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.