608 подписчиков

Музеи Бахрейна - как продемонстрировать национальное достояние и сохранить интригу

Национальный музей Бахрейна (фото из личного архива)
Национальный музей Бахрейна (фото из личного архива)

Начну, пожалуй, с печального. Буквально с порога страны, как только узнали, что я веду блог об арабском востоке (муж у меня этим страшно гордится и везде об этом рассказывает), мне наперебой начали предлагать посетить злачные места и торговые центры. Когда я, выждав окончание предложений, спросила про музеи и исторические места, на меня посмотрели с таким выражением, где отчетливо читалось: "ты приперлась в Бахрейн по музеям ходить?!".

Причем муж мой гордится не только тем, что жена у него делает в блогерстве первые неуверенные шаги, но и тем, что жена эта совершенно равнодушна к шопингу, отдавая предпочтение музеям и выставкам, по которым ходит с задумчивым лицом, что-то бубнит себе под нос и постоянно сверяется с проверенными источниками. Потому как жена-шопоголик у него уже была, теперь у него для разнообразия "жена-ботаник")))

Как вы уже поняли, я действительно приперлась в Бахрейн именно за тем, чтобы ходить по музеям, крепостям и археологическим раскопкам, вот только для раскопок и крепостей выбрала неудачное время года, ибо жарко очень в начале октября.

1. Национальный музей Бахрейна

В первый же день, как только вещи были закинуты в комнату гостиницы, мы отправились на "культурную охоту", то есть в Национальный музей Бахрейна. Перед входом в этот отель мною была обнаружена выставка скульптуры, вот эта:

Эти каменные изваяния не являются частью музея и могут "кочевать", то есть "гастролировать" по иным заинтересованным площадкам, оставив место под другие проекты.

То, что сейчас выставляется перед главным входом в музей - это тематическая скульптура "женщина глазами мастера"))) Причем если в некоторых скульптурах отчетливо просматривается женская фигура, кое-где даже с ребенком на руках или беременная, то на некоторые скульптуры так и тянет сказать "я художник - я так вижу!".

Скульпторы у этих произведений разные, объединяет их лишь то, что все они граждане арабских государств. Большее число скульпторов, представивших свои работы - выходцы из Ирака, а также были скульпторы кувейтяне, бахрейнцы, иорданцы, египтяне и даже один саудовец затесался. Причем именно у саудовца скульптура вышла крайне символичной и сильно далекой от человеческой женщины, впрочем, ему простительно ввиду жизненных обстоятельств)))

Следующее, что меня поразило - вход в музей совершенно безвозмездный! Балуют меня КСА и Бахрейн, эдак я и совсем расслаблюсь от такой культурной халявы)))

При входе в музей первое, что вас ожидает, так это то, что вызвало во мне бурю негодования. Вот это:

Очень хотелось подойти к администратору и сказать: "или вы объяснитесь, или я негодую!". Как можно постелить посетителям под ноги карту своей страны? Или я одна такая щепетильная к подобным вопросам? И знаете что? Не я одна возмущалась этому факту, другие посетители из стран Европы и Азии ровно также жались к стенам, чтобы не наступать на нарисованный "остров", а пройти по нарисованному "морю".

А центральной экспозицией зала оказалась вот эта:

Это предметы, на которых сидел/ездил/стоял Папа Римский. Серьезно? В мусульманской стране с многовековой историей визит Папы Римского это "гвоздь сезона"? Удивили, так удивили бахрейнцы...

Далее в музее были залы: Дильмуна, Тилоса и ислама, древних документов и рукописей, зал традиций и обычаев, зал традиционных ремесел:

Экспозиции расположены по какой-то неведомой мне логике (да-да, я все еще пытаюсь нащупать у арабов логику елки-палки). Зал Тилоса по какой-то неведомой мне причине соединили с исламским периодом, тогда как период Тилоса прошел под греческим влиянием, а это значит, что прошел он под эгидой христианства.

Кстати, а вы знали, что Бахрейн стал первой страной, принявшей ислам из всех арабских государств, причем случилось это еще при жизни пророка Мухаммеда (мир ему!)? И в Бахрейне по сей день государственной религией является ислам суннитского толка (умеренный ислам), хотя и на территории страны после персидского периода половина населения исповедует ислам шиитского толка.

И именно исламу суннитского толка бахрейнские женщины обязаны тем, что все их права неукоснительно соблюдаются. А это право на: образование, выбор мужа, вождение автомобиля, право на развод, право на работу. И женщин, которые с удовольствием крутят баранки своих "пылесосов" (действительно дорогих авто с номерами Бахрейна я не увидела, только понаехавшие) на улицах очень много, причем водят куда лучше, чем кувейтянки, египтянки или саудовские дамы.

Национальный музей Бахрейна был открыт 15 декабря 1988 года эмиром Исой бен Салманом Аль-Халифой. Обошелся комплекс казне страны в 30 миллионов долларов и занимает 800 квадратных метров площади. Именно этот музей является самой популярной туристической достопримечательностью страны.

Здание Национального музея Бахрейна было спроектировано датскими архитекторами Кроном и Хартвигом Расмуссенами. Построен музей на искусственном полуострове с видом на соседний остров Мухаррак.

2. Выставка картин Хуссейна Касима Аль-Санни

Во втором крыле музея проходила выставка картин бахрейнского художника Хуссейна Касима Аль-Санни. Художник родился в 1938 году в Манаме и впервые начал писать свои картины в 6-летнем возрасте.

Впервые его картины попали на выставку в Египетской Миссии Образования в 1948 году, благодаря учителю Хуссейна, с тех пор его работы выставлялись в различных арт-галереях во многих арабских государствах.

Хуссейн Касим Аль-Санни (фото из личного архива)
Хуссейн Касим Аль-Санни (фото из личного архива)

Я не великий знаток арт-искусства, но, скорее всего, картины Хуссейна Касима Аль-Санни относятся к абстракционизму, но если среди моих читателей есть знатоки изобразительного искусства, то поправьте меня, пожалуйста:

Работы у художника интересные, цвета подобраны так, что картины хочется рассматривать, постигая тот смысл, что художник в них вложил. Однако некоторые картины весьма депрессивные (к примеру, картина № 3), которая выполнена в черно-белом цвете.

Есть среди моих читателей специалисты по изобразительному искусству? Расскажите в комментариях, что вы видите в этих картинах)))

3. Музей "Дом Корана"

А вот это обещанная интрига:

Интрига этого музея заключается в том, что увидеть экспонаты вы сможете только при личном посещении, так как фото- и видеосъемка на территории музея строго запрещена, даже за деньги запрещена и за идею тоже.

Посещение музея платное, стоимость 1 бахрейнский динар (2,5 доллара). На входе в музей нас встретил мужчина среднего возраста с очень приятной и мягкой наружностью, он был приветлив, но категоричен в своем запрете на фотографию.

Мой муж, по своему обыкновению, решил использовать наш главный козырь последних месяцев и выпалил: "Моя жена блогер! Она пишет об арабском востоке! Ваш музей будет в русском интернете!"))) Но мужчина приятной наружности выразил неописуемую радость за то, что россияне интересуются арабским востоком, но фотографировать категорически запретил)))

Эх, а в Саудовской Аравии фраза "моя жена блогер!" открывала все двери, даже самых пыльных чуланов, обеспечивала любую фото- и видеосъемку и рисовала на лицах улыбку с максимумом радушия)))

Музей "Дом Корана" был построен в Бахрейне в 1990 году в традиционном исламском стиле и считается одним из самых известных исламских музеев в мире. В нём хранятся рукописные издания Корана, собранные со всего исламского мира, научная и исламская литература, переводы Корана и другие представляющие значение материалы.

Строительство данного комплекса началось в 1984 году, а в марте 1990 года он был официально открыт Абдул-Латифом Джассимом Кану. Основу коллекции музея составляет личная коллекция редких рукописей и исламского искусства самого Кану. А вот строительство велось, в основном, на личные пожертвования жителей Бахрейна, и поверьте мне, они вовсе не богаты.

Музей состоит из 10 залов, расположенных на двух этажах. В нём демонстрируются редкие рукописи Корана разных периодов, начиная с первого века хиджры (700 г.). В нём хранятся рукописи из Саудовской Аравии (Мекки и Медины), Дамаска и Багдада, написанные на пергаменте.

Для старых и хрупких рукописей созданы идеальные условия хранения, в каждой витрине установлен барометр и измерители температуры и влажности. Особенно влажности, так как в Бахрейне природная влажность воздуха невероятно высока.

В музее хранятся редкие экземпляры Корана, напечатанные в 1694 г. в Германии, перевод Корана на латинский (1548 г.), первый экземпляр Корана, написанный во время правления халифа Усмана ибн Аффана, небольшие экземпляры Корана, которые можно прочитать только с помощью оптических приборов.

А еще, не поверите, в музее можно увидеть суры из священной книги мусульман, написанные на ..... зернах риса и чечевицы! Увидеть надпись можно только если использовать лупу, но насколько филигранно и точно была выполнена надпись на хрупком материале, да и саму надпись легко прочесть! Это совершенно удивительное зрелище.

По экземплярам Корана легко угадывается страна происхождения рукописи, так как в узорах священной книги угадываются традиционные узоры Индии, Аравии, Персии, Турции, Египта, Афганистана и ряда других государств.

Отдельная экспозиция представлена книгами Корана, переведенными на все языки мира (на русском тоже есть). Зрелище неимоверное, этот музей стоит того, чтобы его посетить немусульманам и даже окончательным и убежденным атеистам, так как, помимо религиозного смысла, в музее можно получить эстетическое удовольствие.

Вот я вас и познакомила с небольшой частью культурной жизни Бахрейна, мои уважаемые читатели и подписчики. Расскажите о своих впечатлениях об увиденном и прочитанном в комментариях!)))