Найти тему

Заключение. Алексей Боголюбов. "Не видел я никогда Москвы...", впечатления о выставке в ГТГ.

Алексей Боголюбов. "Это прежде моряк, а потом художник", впечатления о выставке в ГТГ.
Есть ли ЖИЗНЬ на ПЕНСИИ...?9 октября 2023

Из книги А. П. Боголюбова " Записки моряка-художника":

"Не видел я никогда Москвы. Я туда поехал на свидание с моим родным братом и другом Н. П. Боголюбовым, тогда рязанским помещиком... Наговорившись досыта, пошли мы с ним бродить по Белокаменной.

 "Вид Москвы от дома Хлудова". 1878. Холст, масло. Музей Москвы.
"Вид Москвы от дома Хлудова". 1878. Холст, масло. Музей Москвы.
Храм Василия Блаженного. 1870 г. Холст, масло. Частное собрание.
Храм Василия Блаженного. 1870 г. Холст, масло. Частное собрание.

"Не думал я никогда, что этот православный город так на меня подействует! Щетинистый Кремль с его башнями, Василий Блаженный, соборы скученные, всех возможных стилей и архитектур, Замоскворечье - все это было так чудно, так оригинально!"

"Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве". 1880. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
"Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве". 1880. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
"Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве". 1880. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фрагмент.
"Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве". 1880. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фрагмент.
"Голицынская больница в Москве". 1880. Вариант-повторение 1879 года. Холст, масло. ГРМ.
"Голицынская больница в Москве". 1880. Вариант-повторение 1879 года. Холст, масло. ГРМ.
"Голицынская больница в Москве". 1880. Вариант-повторение 1879 года. Холст, масло. Государственный Русский музей. Фрагмент.
"Голицынская больница в Москве". 1880. Вариант-повторение 1879 года. Холст, масло. Государственный Русский музей. Фрагмент.

В Москве Алексей Петрович впоследствии бывал неоднократно и даже выстроил дом по собственному проекту для себя и семьи брата. Сейчас на этом месте, в д. № 14 по Сущевской улице, в перестроенном здании находится Библиотека искусств им. А. П. Боголюбова. Здесь сохраняют память о художнике и об авторе книги "Записки моряка-художника", которую подготовили к переизданию.

Из книги А.П. Боголюбова "Записки моряка-художника":

"В Москве мы порешили с братом принять приглашение от директора пароходства по Волге "Самолет" В. А. Глазенапа, старого флотского знакомого, весной плыть по Волге от Твери до Астрахани для составления путеводителя. Брат взял на себя литературную-описательную часть, а я-иллюстрацию.

-7
"Ипатьевский монастырь близь Костромы".1861 г. Холст, масло. ГТГ.    Приобретена П.М. Третьяковым.
"Ипатьевский монастырь близь Костромы".1861 г. Холст, масло. ГТГ. Приобретена П.М. Третьяковым.

Выговорили себе при этом право взять своих жен и в половине мая поплыли и даже могли припевать "Вниз по матушке Волге", ибо путешествие было интересное, а тем более для меня, который и моряком, и художником столько прожил за границей, не имея понятия о своём Отечестве.

"Вид Нижнего Новгорода". 1878 г. Холст, масло. ГРМ.
"Вид Нижнего Новгорода". 1878 г. Холст, масло. ГРМ.
"Вид Нижнего Новгорода" . 1878 г. Холст, масло. ГРМ. Фрагмент
"Вид Нижнего Новгорода" . 1878 г. Холст, масло. ГРМ. Фрагмент

... и проехав Жигулевские горы, я подумал -Ну, что такое Рейн, Дунай со своими Железными воротами, и, наконец Саксонская Швейцария!? Какая это мелочь, и сколько этакого добра стоит на Волге, и никто не кричит о нем. Настанет время, и нас узнают!"

"Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд" 1862 г. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
"Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд" 1862 г. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
"Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд" 1862 г. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.  Фрагмент.
"Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд" 1862 г. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей. Фрагмент.

Путешествия по Волге были предприняты Алексеем Петровичем неоднократно. Впервые, в 1861 году для составления путеводителя и выполнения задания Гидрографического департамента - подготовить рисунки для альбома видов берегов Каспийского моря.

В 1863 г. - по маршруту Волга-Крым-Москва в свите цесаревича Николая Александровича, исполняя натурные виды волжских окрестностей и городов.

В 1867 г. - по маршруту Москва-Нижний Новгород-Казань в свите цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III), с которым дружны и благодаря этой дружбе появится Русский музей в Санкт-Петербурге.

В 1869 году сопровождает цесаревича Александра Александровича и его супругу Марию Федоровну в поездке по Волге и Дону.

Выставочные залы ГТГ.
Выставочные залы ГТГ.

Но судьба художника, при всей её многогранности, успешности, наполненности впечатлениями и удачами, была безжалостна в самые неподходящие моменты: в 1864 году родился сын Николай, а меньше чем через год скончалась от чахотки жена, а вслед за ней и сын. Тяжелое потрясение сказалось на здоровье художника и по настоянию врачей он переезжает на постоянное место жительства в Париж в 1874 г. Здесь становится попечителем молодых русских художников; продолжает состоять в Товариществе передвижных художественных выставок, членом которого останется до конца жизни, участвуя во всех выставках; занимается организацией музея в Саратове (на это уходит 10 лет) и рисовальной школы. Завещает средства на их содержание и передает свою коллекцию в фонд музея.

"Экуан". 1880 г. Дерево, масло. Поступило по завещанию автора. 1897 г. Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева
"Экуан". 1880 г. Дерево, масло. Поступило по завещанию автора. 1897 г. Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева

Скончался в Париже в 1896 г. Последняя воля Алексея Петровича Боголюбова, быть похороненным в России, в Санкт-Петербурге на Малоохтинском кладбище, рядом с могилами родителей, жены и сына, была выполнена. В настоящее время захоронение утеряно из-за событий во время Великой Отечественной Войны. Но память о художнике-моряке жива!