Найти в Дзене

Наставления российскому гражданину от А.И. Солженицына

В ночь с 3 на 4 августа 2008 года скончался русский писатель ХХ века Александр Исаевич Солженицын. Его прогнозы о будущем России актуальны и сейчас. Узнаем, каков, по Солженицыну, путь нашей страны сегодня? Наставления российскому гражданину можно найти в самых разных произведениях Солженицына, но самое известное у нас «учебное пособие» писателя, конечно, статья «Как нам обустроить Россию». Часть учебного материала уже устарела, хотя бы потому, что распад СССР пошел по сценарию, который Александр Исаевич не предвидел. Так, например, произошло с его мечтой о сохранении славянского ядра: Украина, Беларусь и «русская часть» Казахстана остались вне современных российских границ. Однако есть и долгоиграющие уроки, которые стоит напомнить. Самое главное в жизни, все загадки её – хотите, я высыплю вам сейчас?
Не гонитесь за призрачным – за имуществом, за званиями: это наживается нервами десятилетий, а конфискуется в одну ночь.
Живите с ровным превосходством над жизнью – не пугайтесь беды и не
Александр Исаевич Солженицын (11 декабря 1918 - 3 августа 2008) - русский писатель, драматург, эссеист-публицист, поэт, общественный и политический деятель.
Александр Исаевич Солженицын (11 декабря 1918 - 3 августа 2008) - русский писатель, драматург, эссеист-публицист, поэт, общественный и политический деятель.

В ночь с 3 на 4 августа 2008 года скончался русский писатель ХХ века Александр Исаевич Солженицын. Его прогнозы о будущем России актуальны и сейчас. Узнаем, каков, по Солженицыну, путь нашей страны сегодня?

Наставления российскому гражданину можно найти в самых разных произведениях Солженицына, но самое известное у нас «учебное пособие» писателя, конечно, статья «Как нам обустроить Россию». Часть учебного материала уже устарела, хотя бы потому, что распад СССР пошел по сценарию, который Александр Исаевич не предвидел. Так, например, произошло с его мечтой о сохранении славянского ядра: Украина, Беларусь и «русская часть» Казахстана остались вне современных российских границ. Однако есть и долгоиграющие уроки, которые стоит напомнить.

Самое главное в жизни, все загадки её – хотите, я высыплю вам сейчас?
Не гонитесь за призрачным – за имуществом, за званиями: это наживается нервами десятилетий, а конфискуется в одну ночь.
Живите с ровным превосходством над жизнью – не пугайтесь беды и не томитесь по счастью. Все равно ведь и горького не до веку и сладкого не дополна. Довольно с вас, если вы не замерзаете и если жажда и голод не рвут вам когтями внутренностей… Если у вас не перешиблен хребет, ходят обе ноги, сгибаются обе руки, видят оба глаза и слышат оба уха – кому вам еще завидовать? Зависть к другим, больше всего съедает нас же.
Я давно не испытываю перед смертью никакого страха. Вот в юности надо мной реяла ранняя смерть моего отца (в 27 лет), и я боялся умереть прежде, чем осуществлю свои литературные замыслы. Но уже между моими 30 и 40 годами я обрел самое спокойное отношение к смерти. Ощущаю ее как естественную, но вовсе не конечную веху существования личности.
Я давно не испытываю перед смертью никакого страха. Вот в юности надо мной реяла ранняя смерть моего отца (в 27 лет), и я боялся умереть прежде, чем осуществлю свои литературные замыслы. Но уже между моими 30 и 40 годами я обрел самое спокойное отношение к смерти. Ощущаю ее как естественную, но вовсе не конечную веху существования личности.

Один из главных, так и не выученных уроков Солженицына, это урок о демократии. Солженицын не питает ни малейшей иллюзии в отношении демократии, поэтому и цитирует изречения Тита Ливия: «Борьба между партиями есть и всегда будет гораздо худшая беда для народа, чем война, голод, мор или любой другой гнев Бога» или, скажем,  Алексиса Токвиля: «Демократия - это господство посредственности». (Каждую из этих мыслей не следует воспринимать как абсолют, как и любой афоризм, они лишь точно и остроумно указывают на некие флюсы бытия, не более того).

Нам демократия кажется солнцем незаходящим. А что такое демократия? - угождение грубому большинству. Угождение большинству означает: равнение на посредственность, равнение по низшему уровню, отсечение самых тонких высоких стеблей.

Урок второй. Также неусвоенный: «Наш путь оздоровления - с низов». Между тем, мы пошли и продолжаем идти по пути переустройства нашей жизни исключительно сверху, меньше всего интересуясь основой пирамиды. Это проявляется и в политике, и в экономике. О политике. Солженицын:

«Демократия малых пространств тем сильна, что она непосредственная». Там внизу людей знают не по слову, а по конкретному делу, там кандидат на выборах не обезличен. Там и база обучения демократии. Мы же сделали демократию фантомной в форме партийного списка, где каждый кандидат в лучшем случае отвечает перед руководством своей партии, а вовсе не перед избирателями. К тому же, как замечает Солженицын, «у человека - взгляды, а у партии - идеология».

В результате, мы успешно имитируем, а не строим  демократию, лишая гражданина права знать своего кандидата, лишая его возможности проголосовать против  всех, лишая меньшинство права присутствия в Думе и т.д. Примеров, к сожалению, хватает с лихвой.

Об экономике. И о тех же низах. Солженицын: «Требуя (в условиях демократии) самодеятельности во всех областях жизни - как же не допустить ее с землей? Отказать деревне в частной собственности - значит закрыть ее уже навсегда». Возражения против этого шага известны и, надо признать, весомы. Тем не менее, тот факт, что следует обязательно учесть все возможные издержки, не отменяет принципиального вывода Солженицына. Без частной собственности на землю, деревню мы не поднимем, сколько бы еще не вбухивали в нее средств.

Я многие годы страдал: «Ну за что такая несчастная судьба России?! Почему Россия попала в руки бандитов, которые делают с ней что хотят?» Но прошли десятилетия и смотрю, что весь мир повторяет такую картину. И я понял, что это и есть узкие страшно тяжелые ворота, через которые мир должен пройти. Мы все должны протиснуться через этот ужас.
Я многие годы страдал: «Ну за что такая несчастная судьба России?! Почему Россия попала в руки бандитов, которые делают с ней что хотят?» Но прошли десятилетия и смотрю, что весь мир повторяет такую картину. И я понял, что это и есть узкие страшно тяжелые ворота, через которые мир должен пройти. Мы все должны протиснуться через этот ужас.

Урок третий. Солженицын: «Всю номенклатурную бюрократию, многомиллионный тунеядный управительный аппарат, костенящий всю народную жизнь, - с их высокими зарплатами, поблажками - кончаем кормить! Пусть идут на полезный труд, и сколько выручат». Этот урок теоретически усвоен, но практически не реализован. Разговоров о бюрократе хватает, но он только множится и жиреет в новой России. Почему? Возможно, потому что у нас демократия как раз не «с низов» и вообще не демократия, а ее имитация.

Урок четвертый. Солженицын: «Уважение к человеческой личности - более широкий принцип, чем демократия, и вот оно должно быть выдержано непременно». Вынужден констатировать: не выдержано. Почему? Ответ см. в предыдущем абзаце.

Наконец, урок пятый. Солженицын: «Источник силы или бессилия общества - духовный уровень жизни, а уже потом - уровень промышленности. Одна рыночная экономика и даже всеобщее изобилие - не могут быть венцом человечества. Если в нации иссякли духовные силы - никакое наилучшее государственное устройство и никакое промышленное развитие не спасет ее от смерти, с гнилым дуплом дерево не стоит. Среди всех возможных свобод - на первое место все равно выйдет свобода бессовестности: ее-то не запретишь, не предусмотришь никакими законами». Чистая атмосфера общества, увы, не может быть создана юридическими законами. Государственное устройство второстепеннее самого воздуха человеческих отношений.

Совсем не уровень благополучия делает счастье людей, а отношения сердец и наша точка зрения на нашу жизнь. И то и другое – всегда в нашей власти, а значит, человек всегда счастлив, если он хочет этого, и никто не может ему помешать.

Спустя почти четверть века очевидно, что всё, о чём ещё на закате Советского Союза говорил автор, не утратило актуальности и сейчас. Первейшая из основ государства и государственности, по Солженицыну, - не закон: «Чистота общественных отношений - основней, чем уровень изобилия». В нации должны жить духовные силы, без них – ей гибель, и не помогут ей никакие государственные системы и развитие промышленности. Если не будет в людях честности – первейшей из свобод станет свобода бессовестности. Не человеческие, но юридические отношения стали нормой в стране.

Протрите глаза, омойте сердце и выше всего оцените тех, кто любит вас и кто к вам расположен. Не обижайте их, не браните. Ни с кем из них не расставайтесь в ссоре. Ведь вы же не знаете, может быть, это ваш последний поступок и таким вы останетесь в их памяти.
Протрите глаза, омойте сердце и выше всего оцените тех, кто любит вас и кто к вам расположен. Не обижайте их, не браните. Ни с кем из них не расставайтесь в ссоре. Ведь вы же не знаете, может быть, это ваш последний поступок и таким вы останетесь в их памяти.

На этом всё, спасибо, что дочитали эту статью до конца, оставляйте Ваши комментарии и если Вам было интересно, то подписывайтесь на мой канал

P.S. Ниже предлагаю вашему вниманию фильм - Беседы с Солженицыным в фильм вошли съемки монологов Солженицына и диалогов его с Сокуровым о русской литературе и языке, о фольклоре и смысле творчества, об истории и современности. Некоторые высказывания писателя, полемические и нетривиальные, - сами по себе документ отечественной культуры. Крайне рекомендую к просмотру, фильм уникален и никого не оставит равнодушным.

Сокуров Беседы с Солженицыным. Части 1 и 2. 1999г.

Сокуров Беседы с Солженицыным. Части 3 и 4. 1999г.