Альберт Эдельфельт (1854-1905) считается первым великим художником Финляндии, мастером пленэра. Русский критик В.В. Стасов писал:
Лучше всех их финляндцев, конечно, Эдельфельт, а у него замечательнее всего картина «Прачки», полная здорового, свежего реализма и жизни.
Эдельфельт, сын отца шведского происхождения, рано проявил свой талант и в четырнадцать лет поступил в рисовальную школу Финского художественного общества, а затем поступил в Императорский университет в Хельсинки (Финляндия была в это время частью России). Затем государство предоставило ему стипендию для обучения в Антверпенской академии живописи. Эдельфельт преуспел в обучении и вскоре переехал в Париж. С этого времени он стал «парижанином» на большую часть времени каждого года, но каждое лето он возвращался в дом своей матери в Хайкко на южном побережье Финляндии. Во Франции он многому научился, завел полезные знакомства и нашел красивые модели в Париже, а его родина и её люди давали ему наибольшее вдохновение для творчества. В Париже Эдельфельт познакомился с пленэрной живописью, в 1875 году он встретил Жюля Бастьена-Лепажа (1848–84), который познакомил его с техникой рисования на пленэре. Хотя во Франции в это время был период развития импрессионистов, Эдельфельт не последовал их стилю, но возможно, находился под влиянием их философии. Можно также сказать, что Эдельфельт перенял французский реализм, но осветил его сиянием "северного" света. Вот некоторые из его «солнечных произведений», как он их называл.
Здесь показаны «Девушки в весельной лодке», в которой море ярко отражает небо, и «Под березами», где изображены две молодые женщины (возможно, сестры Эдельфельта).
Другие прекрасные примеры солнечных произведений «Мальчики, играющие на берегу» (1884 г.) и «Кораблестроители» (1886 г.).
Из ранних портретов Эдельфельта. особенно поразителен портрет его матери.
"Портрет матери художника, Александры Эдельфельт" (1883), изображает женщину спокойную, сильную и заботливую. Она была его главной опорой после смерти отца, когда Эдельфельту было четырнадцать. На протяжении всей своей жизни он написал ей сотни писем и постоянно обращался к ней за советом.
Замечателен портрет его сестры Эллен, написанный художником в двадцать два года. Нежность ощутима, как и большое техническое мастерство. Эта картина - одна из его первых великих работ, и она особенно трогательна, так как Эллен умерла в возрасте семнадцати лет от туберкулеза через несколько недель после того, как она была написана.
В Париже Эдельфельт писал преимущественно портреты, потому что они приносили деньги. Его прорывом стал исторический «портрет» средневековой шведской королевы Бланки (известной как Бьянка) с маленьким сыном Хоконом на коленях. Эдельфельт развивал навыки изображения основных человеческих эмоций; на этой картине ясно изображена радость и материнская любовь, возможно, отражающая его отношения с собственной матерью. После принятия в Салон в Париже в 1877 году картина была широко воспроизведена и выставлена во многих домах Франции, а также Финляндии и Швеции. Она остается одной из его самых популярных работ. С этого времени Эдельфельт пользовался большим спросом на портреты, составляющие около половины его работ, и выполнял заказы для российской и датской королевских семей.
Самый известный его портрет — Луи Пастера, изображающий учёного за работой в своей лаборатории. Портрет получил Гран-при Салона 1886 года, а затем золотую медаль на Всемирной выставке в Париже 1899 года, после чего Эдельфельт был назначен кавалером Ордена Почетного легиона, что является высоким званием для такого молодого человека (тридцати пяти лет). Работа была приобретена французским государством и фактически стала национальным достоянием; он выставлен в Музее д'Орсе.
Эдельфельт создал в Париже множество портретов, посвященных его многочисленным моделям. Одной из его фавориток, любовницей была Виржини. Очаровательная Виржини написана в его мастерской на фоне японского экрана.
«Люксембургский сад, Париж» - одна из немногих больших работ, написанных им в Париже. Картина стала культовой как отражение взгляда Эдельфельта на город, принявший его. Она была показана с большим эффектом на выставке. Эта картина, полная радости жизни, с великолепной передачей света и тени, яркими пятнами солнечного света на песке.
Возможно один из лучших пейзажей — «Хребет Каукола на закате». Для Эдельфельта финский пейзаж был не столько объектом сам по себе, сколько декорацией к его картинам, которые изображают весь спектр человеческих эмоций, включая нежность, любовь, преданность, силу духа, радость и печаль.
Печаль доминирует в картине, трогательно изображающей похороны ребенка. Трудно представить более необычную обстановку для такой темы, демонстрирующую гениальность Эдельфельта в поиске финских пейзажей, которые перекликаются с человеческими эмоциями. Обратите внимание, как отрезав нос лодки на картине, Эдельфельт сфокусировал взгляд зрителя в лодку, чтобы "присоединиться" к семье. Контраст между ярким небом и фоном и мрачным интерьером лодки усиливает чувство печали. Этот шедевр имел мгновенный успех во Франции (но, по-видимому, не в Финляндии) и получил бронзовую медаль на Парижском салоне 1880 года, став первой работой финского художника, получившей медаль. В ответ на неточное сообщение о призовой медали в финской газете Эдельфельт написал: “Это первый случай, когда какой-либо финн получил медаль; первый раз, когда о каком-либо финне заговорили как о художнике; первый раз, когда картина с финским сюжетом привлекла всеобщее внимание в Париже”.
Нежность в картине по финской легенде о Христе и Марии Магдалине, на берегу финского озера, Иисус в крестьянских башмаках, сделанных из бересты, и Мария в типичной карельской этнической одежде из восточной Финляндии. Поражает выражение преданности на лице Марии, а также нежность, проявляющаяся в позе Иисуса; обе эти эмоции усиливаются окружающим пейзажем.
"В море" мы видим рыбака и девушку в лодке, которая раскачивается в сильном море, по-видимому, перед надвигающимся штормом. В выражении их лиц сочетаются чувство тревоги и решимость. Выбор Эдельфельтом девушки, а не другого мужчины, придает дополнительную напряженность ситуации.
В 1886 году Санкт-Петербургская Академия художеств присвоила Эдельфельту звание академика, действительный член Императорской Академии художеств с 1895 года.
Эдельфельт скоропостижно скончался от сердечной недостаточности в 1905 году в возрасте пятидесяти одного года.
Источники: :Альберт Эдельфельт: современный художник в Европе конца века", каталог выставки, художественный музей Гетеборга; Стокгольм: Appell Förlag, 2022.
Фотографии: Википедия, Google Arts & Culture
🎨 Если статья была интересна, то прошу вас поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.