Роман российского историка, журналиста и писателя Александра Владимировича Самоварова (1959-2021) «Организованный хаос» по жанру роман-антиутопия, и, соответственно жанру, переносит нас на несколько десятков лет вперед (написан роман в 2009 году).
Человечество сделало огромный скачок вперед в области медицины. Люди живут теперь лет до 200, практически не болея. Открыты новые неиссякаемые источники энергии. Практически выполнено одно из условий коммунизма – деньги ликвидированы, товары и продукты распределяются по потребностям. Появилась новая формация людей, обладающих сверхъестественными способностями. Началась кампания по благоустройству вселенной.
Все люди были разделены по категориям и отправились на вечное поселение каждый в свой округ: наркоманы, алкоголики, интеллигенты, коммунисты, фашисты – для каждой «категории» населения свой округ со всеми удобствами.
И вот, на фоне такого мироустройства и разворачивается довольно невнятный сюжет романа. Журналист-алкоголик Иван и его подруга, дочь сенатора Алиса, путешествуют по округам с какой-то им самим поначалу неясной целью (позже эта цель объясняется довольно просто). Постепенно им становится понятно, что в этом мире что-то не так, а роман приобретает черты памфлета.
Очень остро и зло описан президент и его окружение. В уста президента автор вложил философское осмысление политического устройства мира:
«В каждом великом политике ум сочетался с интуицией и прекрасным знанием людей… Знаешь, почему политики играют часто шутовские роли? Когда тебя воля рока поднимает над людьми, ты понимаешь, что, как бы гениален ни был, все равно недостоин стоять над ними. Но перед тобой ползают на карачках. И ты начинаешь презирать людей. Однако, презрение приходится скрывать… Умный политик не позволит открытого презрения по отношению к своим подданным. И вот это презрение и выражается в шутовстве».
Очень по-современному звучат и рассуждения о порядочности и подлости в политике. Ярко описан мятеж против президентской власти, особенно его заключительная часть, где и победители, и побежденные все равно кормятся с одного стола, и кормятся вполне неплохо. Некоторые из умозаключений романа звучат очень актуально и очень невесело, например:
«Всякая идеология вырабатывается мизерным количеством людей, а потом навязывается большинству… Часть большинства обманывают, а другой части отвинчивают головы… Любую идеологию, прежде чем она овладеет умами большинства, поддерживает власть… Человек на подсознательном уровне понимает, что ему лучше самому искренне поверить в истинность исповедуемого властью мировоззрения, чем бороться против нее. От подсознания идет сигнал к сознанию, и вот перед вами искренне верящий человек и, что самое поразительное, часто способный жизнь отдать за новую веру».
Ничего не напоминает?
Постепенно становится понятен и главный смысл романа, главный вопрос, мучающий его героев:
«Что такое свобода, в чем смысл жизни человека, человечества, что такое счастье».
На некоторые из этих вопросов автор устами своих героев пытается дать ответы:
«Самое большое счастье для человека – родиться в родном доме, посадить сад, вырастить детей, защитить в случае надобности свою страну, свой род и семью и уйти в землю там же, где он родился. И чтоб без перемен, эволюций и революций».
Это что касается счастья. Со свободой получилось сложнее. В эпилоге романа героям предоставлена полная свобода в самом буквальном смысле: их высаживают в малонаселенную часть земли, практически на необитаемый остров. Казалось бы – куда свободнее? Живи и радуйся! Но тут оказалось, что свобода подразумевает не только лежание на диване, но и добывание пищи насущной, а это оказалось одному из героев не под силу, да и желания у него не было. Что ни говори, в алкогольном округе жить было куда проще.
Но постепенно все утрясается, и герои становятся родоначальниками нового племени – племени свободных людей. На этом роман заканчивается, хотя можно догадаться, что впереди их ждут еще немало неожиданностей, испытаний и разочарований.
Несмотря на не очень понравившееся начало романа и своеобразную манеру письма Александра Самоварова, вторая половина его произведения оказалась очень достойным чтением. В чем-то роман напомнил «Мертвый язык» Крусанова. И то, и другое заставило задуматься.
Этот материал был ранее размещён мною здесь.