Найти тему
Рок на БиС

Весь этот джаз. Лучшее за последние 70 лет. Год 1953-й. Kenny Drew, Charlie Mariano, George Lewis

Как и было обещано запускаем совместный с каналом filumjazz

filumjazz | Дзен

проект All That Jazz, в котором автор будет рассматривать лучшие по мнению западных обозревателей джазовые альбомы за последние 70 лет и высказывать собственное мнение по поводу услышанного. Будем рады, если наши читатели присоединятся к обсуждению в комментариях

Обложки альбомов взяты на discogs.com
Обложки альбомов взяты на discogs.com

Kenny Drew "Introducing the Kenny Drew Trio - New Faces, New Sounds"

Имя “Кенни Дрю” показалось изначально знакомым, но не сразу вспомнил, в каком контексте я его слышал раньше. Поискал — точно, он записан на раннем сольном альбоме Джона Колтрейна — “Blue Train”, выпущенным лейблом Blue Note Records в 1958-м. Эта пластинка записана на том же лейбле, но раньше на пять лет.

Вообще, понятие альбом обязано качественному технологическому прорыву в индустрии звукозаписи, который снял ограничения на длину композиций: раньше одна сторона пластинки была ограничена 2-мя минутами воспроизведения, позднее увеличенная до 5-ти минут. Вот почему дошедшие до нас записи раннего джаза имеют такую короткую длину: номера были попросту сокращены до возможностей носителя звука. В 1948-м году компания Columbia Records представила первую долгоиграющую пластинку, сторона которой уже могла вместить в себя до 20 минут звучания (позднее до 30-ти минут). В основном, это открыло новые возможности для записи классической музыки, но теперь и пластиночные компиляции джаза становятся более объёмными: во-первых, музыканты больше не скованы 2-х минутными лимитами на одну композицию, во-вторых, они имеют возможность записывать и выпускать за раз гораздо больше номеров. Да, понятие “альбом” ещё не существует: зачастую джазовые пластинки этого времени — это расширенные компиляции ранее записанных материалов для коротких пластинок или вновь записанные импровизации из текущего концертного репертуара — осмысленность в составлении альбомов придёт к музыкантам позже.

Пластинка “Introducing the Kenny Drew Trio” — это типичное желание зафиксировать концертный репертуар. Кенни не самый известный джазовый пианист по многим причинам, но основная, думаю, в том, что он довольно рано переехал жить в Европу и тем самым пропал с радаров американского джаза. Музыка ничем особенным, на мой взгляд, не выделяется из мейнстрима музыки того времени. Да она сыграна неплохими музыкантами, но и только. Возможно, она имеет какую-то историческую ценность, о которой я не знаю, но с течением времени на этот слой намыло много более ярких слоёв джаза.

Kenny Drew - Piano; Bass – Curly Russell; Drums – Art Blakey; Rudy Van Gelder -

Recorded By: Alfred Lion - Producer; John Hermansader - Design

Charlie Mariano "Boston All Stars"

Эта пластинка другого важного для американского джаза лейбла — Prestige Records. Про лейбл много тёплого пишет в своей автобиографии Майлз Дэвис.

Имя Чарли Мариано, признаюсь, услышал впервые, но музыка мне скорее понравилась. Материал пластинки тоже характерен для этого времени: здесь чувствуется мощный фундамент би-бопа и при этом есть робкие попытки обогатить звучание элементами только-только зарождающегося стиля кул-джаз. Порой, звук саксофона чересчур напоминает стиль Чарли Паркера, ещё живого на момент записи — эта вторичность слегка отталкивает. Но, в принципе, музыка вполне плотная и затейливая, несмотря на качество записи. До 1958-го года пластинки выходили в моно.

Charlie Mariano - Composer, Sax (Alto); Herb Pomeroy - Trumpet; Joe Gordon - Trumpet; Jim Clark - Sax (Tenor); George Meyers - Sax (Baritone); Sonny Truitt - Composer, Trombone; Roy Frazee - Piano; Richard Twardzik - Piano; Ira Gitler - Bells; Bernie Griggs - Bass; Jack Lawlor - Bass; Gene Glennon - Drums; Jimmy Weiner - Drums

George Lewis "Jazz Funeral in New Orleans"

Об этой музыке я читал в молодости, но никогда до этого не слушал. А читал я вот в каком контексте: в начале 30-х годов на смену новоорлеанскому “горячему” стилю джаза пришёл новый стиль — “свинг”. Практически сразу многие музыканты старой школы оказались не у дел, а значит — в нищите. Большинство музыкантов старой школы заканчивают свою карьеру в это время: мода неумолима. Но, как нам известно, история движется по спирали и самые упорные имеют второй шанс стать во главе новых трендов, когда маховик истории сделает круг. Так произошло и с Джорджем Люьюисом — все время 30-х он не сдавался и продолжал гнуть свою линию, пока хорошо забытое старое не стало вновь новым. В итоге в 40-х случился ренессанс раннего “горячего” джаза и, кстати, этот ренессанс получил своё уникальное узнаваемое название — “диксилэнд” Да, да, “диксилэнд” — это не новоорлеанская музыка эпохи раннего Луи Армстронга, а именно название ренессанса 40-х — не путайте. Музыка двух эпох имеет различия в звучании.

Jazz Funeral in New Orleans — это одна из классических пластинок эпохи “диксилэнда”. Если вам нравится этот стиль в джазе — держите её на видном месте.

George Lewis - Clarinet, Composer; Monette Moore - Vocals; Avery Howard - Trumpet, Vocals; Jim Robinson - Trombone; Alton Purnell - Piano, Vocals; Laurence Marrero - Banjo; Alcide Pavageau - Bass; Joe Watkins - Drums, Vocals

Автор статьи - Filumjazz

P.S. Ещё про один замечательный джазовый альбом, выпущенный в 1953 году, можно прочесть на канале filumjazz