Наши войска, кажется, начали полномасштабное наступление на Авдеевку. Почему это направление так важно для нас, о чём говорят люди и что видим мы на линии боевого соприкосновения?
Проснулся на рассвете: разбудили громкие звуки работы нашей реактивной артиллерии, но тут же насторожил тот факт, что шли не одиночные пуски, а бесконечные выходы полных пакетов, чего слышать не приходилось уже давно. Первая мысль встревожила: неужто противник пытается прорываться на нашем направлении, вынудив арту вступить в дело?
Однако, уже совсем скоро, местные чаты и переклички Ясиноватой дали ответ на вопрос, что же происходит: работают по Авдеевке. Учитывая тот факт, что от меня до Авдеевки далеко не рукой подать, сразу же возникла мысль – не всё так просто.
Время шло, а звуки не стихали, наоборот: к безостановочной работе РСЗО прибавилась авиация, которая заходила раз за разом, а затем где-то недалеко прошелестел, рассекая воздух, вертолёт. Жители Ясиноватой, тем временем, стали писать: такого не помнят за все годы войны.
Удары со стороны Российской Армии на Авдеевском фронте наносились доселе регулярно, однако имели характер либо беспокоящего огня, нарушающего планы противника, либо были точечными, целью которых являлись отдельные укрепрайоны, склады и места скопления личного состава или техники. Однако именно такой интенсивности, такой плотности огня припомнить, действительно, не приходится. А потому в душе появилась робкая надежда: неужели мы взялись за этот участок?
Участок – один из самых сложных, один из самых проблемных. Несколько раз за период Специальной военной операции мы пытались взять этот город, однако не сложилось. Противник действительно выстроил там мощнейшую оборону: готовился атаковать, не забывая про оборону.
Одним из вариантов развития событий после начала полномасштабной эскалации в Донбассе киевские нацисты рассматривали молниеносный удар между Горловкой и Ясиноватой с последующим отрезанием и окружением городов. Плацдармом для реализации этого плана должна была стать именно Авдеевка, а потому сюда годами стягивали технику, вооружение, боеприпасы и, конечно же, людей. Но где атака, там и оборона, а потому готовили Авдеевку и к тому, чтобы сдерживать уже наш натиск. Как показывает практика, времени даром не теряли.
С момента освобождения Мариуполя после нескольких неудачных попыток взять Авдеевку ситуация приобрела характер, по сути, позиционного противостояния. Российские войска в героических боях взяли несколько населённых пунктов в этом районе, но главное сражение всё равно оставалось впереди.
Но время шло, а гражданский сектор продолжал страдать. Именно из Авдеевки и округи каждый день наносились один удар за другим: по Ясиноватой, Ясиноватскому округу, Донецку, Макеевке… Счёт раненых и погибших жителей неумолимо рос, каждый день разрушались жилые дома, школы, больницы…
Приехав из Мариуполя в Ясиноватую, снимая первый репортаж о тяжёлой ситуации в городе весной 2022-го, я разговорился с несколькими бабушками на лавке у многоквартирного дома. Их главный вопрос заключался в том, когда же мы возьмём Авдеевку. Я с полной уверенностью отвечал:
- Сейчас «Азовсталь» дозачистим – и возьмёмся!
Увы, я ошибся. Ошибся серьёзно, не на недели и не на месяцы. Но сегодня утром, кажется, мечты жителей Республики начали превращаться в действительность.
Мало кого может порадовать война, работа тяжёлых орудий и бесконечные разрывы на горизонте. Да и не радует это людей, живущих в Донецке, Ясиноватой, Горловке, Макеевке. Но для них это надежда. Надежда на то, что сотни снарядов не будут сыпаться им на головы день за днём, и самое главное – надежда на то, что их родные и близкие, которые оказались по ту сторону линии фронта в нацистской оккупации, наконец-то смогут воссоединиться с ними.
Ситуация в Авдеевке, к слову, катастрофичная, и «спасибо» за это можно сказать киевским гауляйтерам. Несколько месяцев назад я писал подробное сравнение Ясиноватой и Авдеевки, городов, оказавшихся в идентичных условиях. Вот только в городе железнодорожников, который с 2014 года находится в составе ДНР, ни на один день не прекращали свою работу спасатели МЧС, медики, правоохранители, есть электроэнергия и газоснабжение, работают больницы, аптеки, магазины. Да о чём речь! Несколько кафе есть в городе, приезжай! Встретят, накормят! В Авдеевке, о чём рассказывали сами люди, нет ни-че-го. А представители администрации сбежали сразу же, как первые снаряды обрушились на позиции нацистов.
Именно отсюда ещё столько тревог и переживаний за родных и близких. А как описать, сколько семей разделены в Ясиноватой и Авдеевке? Достаточно, мне кажется, только сказать, что центральная улица Ясиноватой плавно перетекает в авдеевскую. На мой взгляд, многозначительно.
Не буду описывать всё, что мы увидели на подступах к Авдеевке, показывать, что сняли. Как говорит военкор Комсомолки Дмитрий Стешин, чувствуйте грань, где заканчивается сенсация и начинается измена Родине. Когда придёт время, опишем. Но это потом, когда можно будет. А пока скажу лишь, что это было очень… очень… ностальгия, одним словом. На мгновение я вернулся в Мариуполь, в те самые дни, когда наши войска, когда наш батальон, шагали в победном марше, освобождая метр за метром родной земли.
Снимать на открытой местности было, конечно, немного не по себе. В том же Мариуполе, когда мы наступали на него через посёлки и уже по улицам самого города, так или иначе, чувствовалась защита домов, стен, заборов. Тут же мы застыли в чистом поле, вдруг прилетит – и не закроет ничего. Но всё же немного ещё поснимали, как затягивает дымом пожарища вражеские позиции. А наша артиллерия и авиация продолжала работать.
К вечеру уже много информации появилось в Сети. Дескать, взяли и тот посёлок, и этот. Иные опровергают, третьи и вовсе не согласны с тем, что наступление началось. На мой взгляд, началось. Долгожданное. Слишком много Донбасс настрадался от орудий, развёрнутых тут.
Что же касается первых результатов, дождёмся хотя бы завтра. А главное, что хочется сказать: наши ребята. Мы, у телефонов, у мониторов, лишь следим за ситуацией. А свободу нашей Родины отвоёвывают наши друзья, родные и близкие, там, с оружием в руках, на передовой. Прямо сейчас, в эти секунды, идут в ад. Идут, чтобы выжить и возвратиться. С Победой. Помолитесь за них.