Ксения Полозова «Водолаз Коновалов и его космос»
Что в космосе тебе моем?
«Уважаемый Максим Петрович заерзал и дал от силы тридцать рублей. — В лучшие времена дам больше! — заявил он.
Лучшие времена скоро наступят, — сказал Остап».
И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»
Прозаический дебют Ксении Полозовой получился неоднозначным. Роман «Водолаз Коновалов и его космос», больше похожий на повесть, собрал тучу положительных рецензий. Ну, обычное дело – новый голос и, по всей видимости, молодой, всегда возбуждает критиков и рачителей современной русской литературы.
Узнать что-то о Ксении Полозовой практически невозможно – интервью она не дает, искать ее стихи (она ярославская поэтесса, если не врут многочисленные критики и критикессы) было непросто, но я собрался и даже нашел. Кстати, недурственные – чем-то похожи, нервом, что ли, на вирши Анны Долгаревой. Поэтому пусть Ксения приезжает на «Тверской переплет» - порасспрашиваем и о стихах.
Что касается текста – открытием года его можно назвать с некоторой натяжкой: роман Эдуарда Веркина «Снарк … Снарк» и «Повести Л-ских писателей» Константина Зарубина помощнее.
Хотя и в «Водолазе» есть несомненные плюсы, в первую очередь - объем, довольно скромный без лишних разлюли-малин.
Во вторую – жанр, как ни изгаляйся, а фантастический реализм – довольно частое явление в наших литературных Палестинах (это минус) , но оно недурно исполнено – а это товар дефицитный.
С остальным сложно – подавляющее большинство критиков сошлись на том, что главный герой произведения Полозовой – море. Не «Солярис», конечно, (у Лема все же океан), но довольно коварное и вместительное водохранилище.
Книга вышла в издательском доме «Городец», который открыл широкой публике такого несомненно одаренного и трудно воспринимаемого в личном общении автора как Александр Пелевин. Штука в том, что Пелевин тоже фантастический реалист и любит все эти игры со сном и явью, а также пространственно-временные флуктуации. И поэт в достаточной степени одаренный.
Так что желание издательства продолжить разработку золотоносной жилы понятно и морально оправдано. Тем более что «Водолаз» стилистически вполне приличен и со временем в кругах измученных татуировками молодых людей вполне может приобрести культовый статус.
Самое интересное для меня, каким будет второй роман Ксении Полозовой. Останется ли она автором одной книги как условная Ирина Денежкина или спустится с высот фантастического реализма на грешную русскую землю. Поглядим.
Потенциал у автора есть, все необходимые компоненты для молодежного интеллектуального бестселлера присутствуют.
Теплыми словами критиков и даже сестры по перу Анаит Григорян Полозова не обделена.
Ну и мы добавим скромные пять копеек. Ибо тридцать рублей у автора есть.