Здравствуйте дорогие читатели!
Введение
Так случилось, что сегодня вашему вниманию предстанет не очередной топ музеев какого-нибудь очаровательного российского города, а скорее небольшое расследование, посвященное жизни и творчеству Николая и Василия Рыбинских - российских художников середины XIX века.
Если вам довелось наткнуться хотя бы на одну из моих предыдущих статей про путешествия, то вы уже наверное поняли, что я в восторге от русской живописи. В качестве забавы мне нравится иногда заходить на аукционы и смотреть картины малоизвестных художников той поры и узнавать об их авторах. Именно так началась эта история.
Однажды просматривая в интернете лоты мне на глаза попался милый осенний пейзаж с авторской подписью - А.Рыбинскiй 1906.
Мне стало стало любопытно узнать что же это за художник А. Рыбинский и увидеть другие его работы, но на все мои запросы браузер выдавал мне либо современных художников из города Рыбинск ярославской области, либо статью об одном из трех известных однофамильцев, живших в XIX веке. Звали их Василий Петрович, Николай Петрович и Федор Васильевич. Двое из них были скорее всего братьями и вся их жизнь в сумме уложилась в 3 параграфа текста и дюжину картин. Последний же был, судя по дате рождения (1859 год) и отчеству, сыном Василия Петровича и даже учился в том же московском училище зодчества и ваяния, что и предполагаемый отец и впоследствии стал архитектором.
Василий и Николай Петрович Рыбинские
Итак, как я уже говорил, про братьев Рыбинских известно немного и информация из некоторых источников порой весьма противоречивая - братьев зачастую путают и события жизни одного приписывают другому. Это касается и даты рождения Николая - так в некоторых источниках пишут 1820, а не 1835 (хотя из двух братьев он является младшим, а Василий родился в 1826 году), ему же ошибочно приписывают работу над литографиями к "курсам рисования" Саврасова и картину голландского живописца Саломона ван Рейсдала "речной пейзаж на пароме" 1631 года. Но обо всем по порядку.
Доподлинно известно что оба они родились в Нижегородской Губернии и получили вольную за свои выдающиеся способности к рисованию в 1846 и 1847 годах соответственно. Далее, в середине 50х, они оба учатся в уже упомянутом московском училище (школе) зодчества и ваяния, причем старший брат рисует преимущественно акварельными красками, а младший масляными. В 1854 несколько рисунков работы Василия покупает великая княгиня Мария Николаевна, а в 1858 их автор отправляется в Рим пансионером Академии Художеств, а вслед за ним туда же уезжает и его брат ( последняя информация взята из итальянского источника).
В Италии братья пробудут, судя по картинам, около двух лет, в течении которых Василий напишет и отправит в Москву несколько видов окрестностей Рима (либо утеряны, либо находятся в частных коллекциях), которые будут представлены в единственной на тот момент в Москве картинной галерее купца Родионова. Что касается Николая, то в память об Италии нам остался "пейзаж в лучах вечернего солнца" 1859 года (продан ан аукционе Bukowskis, датой написания стоит 1889 год). После чего они возвращаются в Москву, и по пути Василий пишет "Черноморских казаков" и "у колодца".
После 1860 года о жизни братьев информации фактически нет. Известно что Василий был среди художников, делавших рисунки для курса рисования, составленного Пукиревым и Саврасовым в 1869 году. На фотографии представлено издание 1874 года только ввиду лучшего разрешения файла. Из него же мы можем узнать что Василий действительно был старшим из братьев - приписка старший есть как на обложке, так и на подписи к литографиям. Увы, иллюстрации к этому пособию это последние из известных работ автора. Как складывалась его жизнь после 1869 года остается загадкой.
Судьба Николая Петровича после поездки в Италию также покрыта тайной. Из достоверных источников известно что в 1875 году он находился в работном доме и подавал ходатайство в Академию Художеств о предоставлении утраченного им в Москве аттестата на звание художника. Его последняя установленная работа - мальчик коробейник 1889 года представлена выше. Цвета стали темнее, а техника в разы более примитивной - очевидно сказалось отсутствие практики. Забавно также что многие площадки, занимающиеся мониторингом аукционов произведений искусства, приписывают кисти Николаю Петровичу картину Саломона ван Рейсдаля 1639 года, хранящуюся в Старой Пинакотете в Мюнхене.
Наше время
Найденная мною информация была невероятно увлекательной, но я так и не узнал главного - кто же такой А. Рыбинский? Является ли он потомком одного из братьев, просто однофамилец или подражатель?
Я решил вернуться туда откуда начал и посмотреть другие лоты продавца. Благо картин среди них было всего две. Вторую вы сейчас видите на своем экране.
К сожалению разобрать подпись автора я не смог, однако мое внимание привлекла табличка на раме и наклейка на задней стороне картины. НАдпись на табличке гласит:
Профессор Етторе Люизано. Член римской академии наук.
Занимающий кафедру судебной медицины
Москва. Загородн. пр., 74 прот.* Техн. Инст.
*прот. - против (напротив)
Надпись довольно интересная, но толку от нее мало и приведенная на ней информация выглядит скорее как шутка.
Дело в том что никакой Римской академии наук не существует. В Италии с 1603 года действует так называемая Национальная академия деи Линчеи, но функционировала она не долго и к 1630 году ее деятельность сошла на нет. В середине XIX века (1847 год), когда наши герои находились в Италии, в Риме была учреждена Папская академия наук, но это совсем другая история.
Смущает и адрес - Москва, Загородный проезд 74 - его просто не существует. Однако в Санкт-Петербурге находилось здание на пересечении Московского (до 1956 Забалканского) и Загородного проспекта 28/76. Это был доходный дом Н.М. Рулева - купца, торговавшего шелком, шерстью и бумагой - не дошедший до наших дней, поскольку на его месте в 1955 году была построена станция метро Технологический институт. В соседнем здании №74 в 1912 году находилась типография А. Смолинскаго (Смолинского), но информации о ней я не нашел. Сам дом, по-видимому, снесен и заново построен в 1917 году. Однако это может быть просто бюрократический казус, связанный с революцией и постановкой на учет старых зданий. Снова тупик.
Далее я решил посмотреть наклейку на холсте. В это сложно поверить, но мне удалось разобрать надпись:
Из собрания В.Д. Колядова
Я снова обратился к интернету в надежде найти хоть какую-то информацию об этом коллекционере, но область поиска слишком обширна - это может быть любой человек живший в XX веке. Однако мне удалось найти не его самого, а предметы из его коллекции. В основном это предметы религиозной тематики, картин среди них нет, но на всех присутствует уже виденная нами табличка с итальянским профессором.
Поэтому я решил проверить злополучного Етторе Луюизано и тут меня ждал сюрприз. Это имя фигурирует в рассказе Романа Доброго (настоящее имя Роман Антропов 1876 - 1913) гроб с двойным дном, посвященном противостоянию российского сыщика Ивана Путилина (1830-1893) и польского афериста Домбровского. В рассказе знаменитый следователь ловит преступника на живца, выставив в музее гроб, в котором незадачливый мошеyник "забыл" драгоценность. Приходит в музей Добровский будучи загримированным под итальянского ученого и протягивает помощнику сыщика визитку следующего содержания:
Профессор Етторе Люизано
член римской академии наук,
занимающий кафедру судебной медицины.
Рим
Звучит знакомо не правда ли?
Но это еще не все, я продолжил раскапывать информацию о "профессоре" и нашел еще одного такого же как я - интересующегося странными табличками на картинах. Но интерес этого человека был более очевиден - он продавал картину, картину за подписью Н. Рыбинского.
Однако меня поразило не то что я нашел ранее не появлявшуюся на аукционах картину Николая Петровича, хотя и это само по себе достижение. Нет, меня поразило сходство между этой картиной Рыбинского и картиной неизвестного художника, которую я упоминал выше. Смотрите сами.
Композиционно они практически идентичны, только картина Рыбинского выглядит как эпизод более полной версии 1906 года - та же постройка в левом верхнем углу, кусты слева снизу, зима, лес и пара людей, бредущая по дороге. Странно что кому-то пришло в голову сделать копию не самой известной картины не самого известного художника с такой точностью. Последнее местонахождение картины 1886 года город Минск, но я сомневаюсь, что кто-то решит переехать из Москвы в Минск в конце XIX века ( да простят меня белорусы), хотя всякое может быть.
Вывод
Я бы хотел сделать какой-нибудь потрясающий вывод о том что Николай Рыбинский смог выбраться из нищеты работного дома и продолжил писать картины вплоть до 1906 года, когда ему был уже 71 год, и что у него даже были ученики, вдохновляющиеся его работами, но для этого нужно перерыть кучу архивов и подключить искусствоведов для сравнительного анализа полотен и выявления индивидуальных особенностей художника.
До тех пор это лишь небольшой рассказ о том как много можно узнать о судьбе человека, жившего 200 лет назад, имея пару свободных вечеров и доступ к интернету.
PS
Пока готовил эту статью на аукционе всплыла еще одна картина за авторством якобы Николая Рыбинского 1906 года написания. На этот раз это слабенькая копия картины "Лунная ночь" Крамского. Подобные работы были популярны в Советском Союзе в середине века и вы хоть сейчас можете найти кучу копий "детей, бегущих от грозы" Маковского на условном Авито. Поэтому теперь я склоняюсь скорее к тому что кто-то решил подзаработать на растущем спросе на русское искусство, выдав советский винтаж за антиквариат.
Большое спасибо за чтение!