В Москву из Иерусалима прибыл олигарх Михаил Фридман. Прибыл с явной целью пересидеть возникшее на родине его предков военное обострение с малопредсказуемым финалом. А в Израиль он переселился после многолетнего житья в Лондоне, когда после событий февраля 2022 года оказался там под прессом унизительных санкций, из-под которых ему так и не удалось выскочить, несмотря на все попытки отмежеваться от нынешней России. Потому-то его явление в Москве и вызывает ряд вопросов.
Израильский бизнесмен родом из Львова
Пресс-секретарь президента отреагировал на вопрос о прибытии Михаила Фридмана, как всегда, дипломатично и невозмутимо: «Он гражданин России, а потому может возвращаться, здесь жить, отсюда уезжать». В том, что мудрый олигарх прозорливо сохранил российский паспорт, нет ничего удивительно. По опыту знает, что все может пригодиться. Но вот наличие этого документа не мешало Фридману, подобно коллеге по списку Forbs казахстанскому уроженцу Аркадию Воложу, всячески вычеркивать Россию из своей извилистой биографии. В частности, на Украине в рекламном буклете местного филиала Альфа-Банка его представляли как израильского бизнесмена, родившегося во Львове. И никакого российского духа.
К тому же Михаил Маратович обещал докапитализировать свою украинскую дочку Альфа-Банка. Но главное, он с коллегой Петром Авеном особо не скрывал, что они вместе внесли по $150 млн в фонд поддержки украинских вооруженных сил (хотя это не помогли доказать Западу отсутствие связи с «кровавым российским режимом»).
Ни хорошим русским, ни отличным евреем Фридману в Великобритании, где он пребывал с 2019 года, прослыть не удалось. Он попал под ограничительные санкции, усугубленные заморозкой его счетов. Все попытки судиться с британским государством ничего не дали. И, измаявшись в Лондоне, Фридман переселился в Израиль, где его ждал другой неприятный сюрприз.
Все равны, но кто-то равнее
Вот как раз факты того, что Фридман отрекался от России (но не от заработанных тут денег), и субсидирование украинской армии и возмутили часть нашего общества. Кое-кто даже надеялся, что Михаила Маратовича повяжут прямо на границе. Хотя бы для того, чтобы задать ему несколько неприятных вопросов. У всех же перед глазами примеры, когда задерживали куда более скромных спонсоров украинской армии.
Но, видимо, Фридман становится частью большой геополитической игры. Тот же Роман Абрамович давно пытается стать мостом в неофициальных контактах Кремля и Запада. Не исключено, что и предприимчивый Фридман также готов использовать свои связи с влиятельными еврейскими общинами и финансовыми кругами.
Понятно, что Абрамович и, видимо, Фридман борются прежде всего за сохранение собственных капиталов. И за свой вывод из-под санкций. А потому включают максимальную многовекторность, надеясь сохранить благорасположение всех сторон.
Теперь ждать Чубайса?
Почти одновременно с посадкой в Москве самолета Фридмана заговорили о вероятности возвращения и Анатолия Чубайса, также вояжирующего между Лондоном и Тель-Авивом. Утверждают, что якобы Анатолий Борисович попросил своих коллег по бизнесу и некоторых старых соратников провентилировать, нет ли «флажков» на границе. Нет ли в его отношении доследственных поверок, связанных с его руководством госкорпорацией «Роснано».
Но Анатолию Борисовичу (или уже Мойша Израилевичу) в России ничего не угрожает. Ведь на вопрос персонально о Чубайсе тот же Дмитрий Песков подтвердил, что «родина угрожать не может». Недаром один из оппозиционных депутатов недавно даже пошутил, что Чубайс еще станет нашим премьером.
Читайте также:
Россию разозлили всерьез: скоро США будут умолять нас о мире
Военный эксперт назвал два сценария развития конфликта Израиля и Палестины
Украина и Запад начинают проигрывать: речь Владимира Путина все показала
Больше интересных и эксклюзивных новостей — в нашем телеграм-канале