Найти в Дзене
Иршат Мухаррямов

Педагогика в университете. День 1

Преподаю в университете - пошел на курсы повышения квалификации (ПК) для профессорско-педагогического состава (ППС) по направлению педагогика. Разбирали эффективность педагогической практики, думали над вопросом отличия педагога от преподавателя, выясняли нестыковки в разных документах по образовательной деятельности. Далее дискуссировали насчет контура развития личности и т.д. Ниже привожу краткую выжимку (даже некую обобщенную стенограмму), вдруг кому-то будет интересно. Отличие педагога от преподавателя. Кто должен воспитывать? Педагог - это лицо ведущее воспитание и охрану воспитанника. Раньше педагоги были рабами при дворах.
Как итог встал вопрос: А должен ли преподаватель университета заниматься воспитанием студентов? Общая педагогика имеет 4 раздела. Какие это разделы я не записал, можно найти в интернете. Есть Федеральный Закон об образовании в РФ - там есть всё что касается образовательной деятельности от садика до высших учебных заведений.
Под определение Образование в этом
Оглавление

Преподаю в университете - пошел на курсы повышения квалификации (ПК) для профессорско-педагогического состава (ППС) по направлению педагогика. Разбирали эффективность педагогической практики, думали над вопросом отличия педагога от преподавателя, выясняли нестыковки в разных документах по образовательной деятельности. Далее дискуссировали насчет контура развития личности и т.д. Ниже привожу краткую выжимку (даже некую обобщенную стенограмму), вдруг кому-то будет интересно.

Отличие педагога от преподавателя. Кто должен воспитывать?

Педагог - это лицо ведущее воспитание и охрану воспитанника. Раньше педагоги были рабами при дворах.
Как итог встал вопрос: А должен ли преподаватель университета заниматься воспитанием студентов?

Общая педагогика имеет 4 раздела. Какие это разделы я не записал, можно найти в интернете.

Есть Федеральный Закон об образовании в РФ - там есть всё что касается образовательной деятельности от садика до высших учебных заведений.
Под определение
Образование в этом законе попадает и начальное, и школьное и/или высшее образование. Ключевое в определении понятия Образование - это "деятельность направленная".
Как итог, с этого всего приняли, что до слова "высшее" есть союзы "и/или", что говорит о том, что к нам не относится нравственное воспитание, и главное для нас, как для преподавателей университета - это профессиональное воспитание.

Какая-то статья №12 в которой прописано, что должны содержать образовательные программы. Думаю, что ведущий курсов зачитывал эту статью из того же Федерального закона об образовании в РФ.
Как итог отметили, что относительно преподавателей университета, важно, чтобы содержание профессионального образования обеспечивало получение квалификации студентом.

Кто должен воспитывать детей? Поэтому обратились к статье №63 в Федеральном Законе "Семейный кодекс РФ".
Там речь про "Родители должны ...", "Родители имеют право ...".
Таким образом, можно сказать окончательно, воспитание ребенка (детей) на стороне родителей до 18 лет (то есть до наступления полноценного дееспособного возраста (частично дееспособность наступает с 14 лет и до 18 лет)).
Как итог, проговорили, что на практике иначе, потому что начиная со школы родители рассчитывают на образовательную систему (то есть на воспитателей, учителей, преподавателей), а эти в свою очередь на родителей. Так и живём...
Но, всё же, несмотря на такой итог, есть профессиональный стандарт и там прописано в трудовых функциях "Проведение воспитательных работ со студентами".

Общий итог получился таким, что в исполнениях документов по образованию есть ошибки (коллизии). Остается вопрос "Как быть?".
Решение - мы не должны заменять и подменять родителей.

Далее мы обсуждали Контур развития личности.

Мы не стали брать все направления развития личности, а лишь отметили то, что касается преподавателей университета - это социализация в профессиональном сегменте.

Ведущий курсы психолог спросил нас "Что такое профессия?"
Были разные варианты ответов, например, "Это то, чем человек живет", "Это то, на чем можно зарабатывать себе на жизнь", "Это точка зрения на мир" и т.д. и т.п.

1 форма - это хобби.
Это когда человек кайфует от процесса. Если спросить такого человека про результат, то скорее всего он ответит "Да пофиг на результат". Человек живет этим. Можно ли на хобби заработать? Да, если совместить хобби и профессию.
2 форма - это призвание.
Человек приспособлен к этому всем своим существом. То есть не нужно грести против течения, ты плывешь по течению в нужном направлении. У людей с призванием есть одна небольшая проблемка - это отсутствие вариантов, потому что шаг вправо/влево и они считают это чем-то недостижимым.
Если в команде есть люди с призванием, то их нужно постоянно хвалить, подпитывать, хорошо платить зарплату и премировать.
3 форма - это профессия.
Это конкретный труд.
Это главный инструмент для обеспечения достатка и благополучия в жизни человека.
Главное при такой форме занятости - это то, чтобы не было отторжения и отвращения.
И в основном эта форма проявляется в том, что есть момент "Сколько бы не зарабатывал - денег будет всегда не хватать, так как тратится много энергии на преодоление отторжения/отвращения".

Дальше мы начали говорить о таком понятии как Продукт.

Только вот я забыл, к чему мы это начали, толи к итоговым профессиональным знаниям, которые мы "вложим" в голову студента, толи это к чему-то еще...
Феномен ценности - 2 грани ценности:
1) для того, кто этот продукт произвел;
(тут подумал, что я как преподаватель трачу время/силы/нервы на создание лекций/заданий/уроков и т.д.)
2) для тех, кто этот продукт хочет заполучить (продукт обращенный по ту сторону прилавка).
(наверное тут речь про студентов, которые пришли получать знания).

Хороший продукт - это якобы такой продукт, который произведен профессионалом, имеющий все время достаточно хороший и пропорциональный спрос. (Я тут подумал о том, что были усилия на создание, например, лекционного материала, и со стороны студента должен быть пропорциональный (даже чуть больше) интерес к этому продукту. Мол якобы тогда будут создаваться в дальнейшем хорошие продукты. Может ошибаюсь).
Важно произвести продукт с минимальными усилиями/затратами. Этому соответствует современная интенсификация (автоматизация, технологизация, цифровизация и т.д.)

С каким важным вопросом в настоящее время обращаются студенты к штатному психологу университета?

Путь студента в основном - это 4 года бакалавриата и потом 2 года магистратура. Это долгое время, если так подумать.
Приходит студент (курс так 3-4) и говорит: "Я не знаю кем буду и что буду делать когда окончу университет" или "Учусь-учусь, но тяжело понять в правильном ли направлении я иду или нет?", "Хочется быть и тем специалистом и этим... Как быть. Вроде и нравится и не нравится. Тяжело определиться".
Психолог предлагает студенту описать ответ на вопрос: "Как ты себе представляешь свой рабочий день с момента когда ты проснулся и т.д.?"
и далее психолог корректируя видимо как-то консультирует обратившегося к нему студента.

Главное, что мы поняли - это выражение "Если каждый следующий/последующий шаг расширяет (не сужает) твои последующие возможности, то значит ты движешься в правильном направлении".

Уровни окружения человека:

-2

Не знаю почему это мы начали, но раз записал, значит важно.
Тут мы определили место преподавателя в жизни студента как человека.
Приведу по порядку уровни, которые у меня записаны и дам расшифровки.
1) Родитель-ребенок (в детстве).
Не знаю как это сюда попало.
2) Начальство.
3) Первая встреча с кем-то....
4) Знакомые.
5) Приятели - это те, с кем приятно проводить время; студенты иногда говорят, что "Я пойду на пару, если это будет интересно" или "Пара неинтересная, не пойду" - это по той причине, что студент ищет приятное времяпровождение (приятелей).
6) Партнеры -
тут должен быть педагог - это те люди с которыми можно что-то замутить, например рыбалку, тут есть договоренности и выполнение.
7) Друзья - хорошие партнеры; друзья очень нужны в юности, так как в основном в юности неприятности разные кажутся катастрофой и нужен рядом друг с кем это можно разделить, так как поделился и стало легче.
Привычка к друзьям это идет из юности.
Чем больше человек приобретает автономность, тем меньше друзей хочется и в итоге остаются только самые-самые друзья.
8) Близкие друзья - это уже очень серьезный уровень, и если такие друзья кидают человека, то происходит катастрофа.
9) Близкие люди (
не пойму почему тут нет родителей) - такому уровню людей хочется дарить просто так, потому что человеку хорошо от того, что этому хорошо.
10) Интимный круг - можно "повернуться" к таким людям самыми уязвимыми местами.

Если Вы дочитали до конца эту публикацию, то возможно этот материал показался Вам как выдернутые тезисы. Не буду спорить, я ведь не конспектировал, а лишь делал пометки.