Найти тему
CrystalSound

Особняк Бильдерлингов.

Отель Big Marine.

Недавно CrystalSound вместе с Гидами Петербурга побывал в удивительном особняке.

Особняк на Большой Морской 53/8 известен под названием "Особняк Бильдерлинга" - по фамилии последнего владельца. Построен он в середине XVIII века, но много раз переходил от хозяина к хозяину и достраивался-перестраивался.

Дом построен по проекту российский архитектора Людвига Францевича Шперера.

Сегодня особняком владеет частное лицо.

С 2014-го года на первых двух этажах располагается отель Big Marine.

-2

Заходим внутрь и оказываемся в холле отеля. Изначально на его месте был въезд во двор. Владельцу отеля отлично удалось подобрать дизайн холла к историческому интерьеру здания.

На входе нас встречают кариатиды.
На входе нас встречают кариатиды.
-4

Третий этаж особняка занимает квартира семьи Бильдерлингов.

До наших дней в комнатах квартиры сохранились подлинные элементы интерьера, а некоторые из помещений остались в первозданном виде. Квартира находится под охраной государства, но для сохранения требуются большие ресурсы, не говоря уже о затратах на её восстановление.

Особую атмосферу дому придают различные антикварные предметы, которые здесь можно встретить буквально на каждом шагу.

-5

Поднявшись на третий этаж, мы попадаем в прихожую, в которой стоит огромный старинный шкаф.

Проходим в загромождённую гостиную. Из декора в ней сохранились украшения над дверными проёмами - десюдепорт. Изображенные на них черепа оленей с гончими по обе стороны говорят нам об увлечении охотой.

-7

В следующем помещении располагалась библиотека. Прежде здесь всё было заставлено книгами, теперь же комната тоже заставлена разными вещами. От прежнего величия остались лишь печь и камин, украшенный фигурами Мефистофеля.

-8

Далее мы оказываемся в кабинете хозяина, с него начинается “мужская” половина дома.

Женщинам было строго-настрого запрещено входить в кабинет.

Как известно, муж и жена даже не спали в одной спальне (это считалось не гигиеничным). Обычно интерьерам женской спальни уделялось больше внимания, женщинам доставалось лучшее. Мужчины же жили в более строгих скромных условиях.

-9

Однако Пётр Александрович любил свою супругу, Софью Владимировну, поэтому в его кабинете висел её портрет. Собственно говоря, особняк был приобретён Петром Александровичем в качестве подарка на свадьбу.

Но давайте вернёмся к интерьерам. Архитектурная задумка Шперера заключалась в том, чтобы комнаты квартиры перетекали из одной в другую.

-10

Так, следующая комната начинается с печи, которую прежде ошибочно называли “голландкой”. На самом деле это турецкая печь, украшенная деколью (переводными картинками). Можно предположить, что раньше здесь была ванная комната. Подтверждают то, что комната выполнена в турецком стиле, оставшиеся элементы наличника с персидской вязью с цитатами из 8-ой суры Корана.

За дверьми турецкой комнаты располагался фонтан, который убрали в советские времена.

А вот за следующей дверью нас ждёт поистине восхитительная дубовая столовая, напоминающая гостиную А. Кельха. В былые времена многие списывали с неё интерьеры для своих домов. Так и у Бильдерлингов - Шперер попытался сочетать в этом помещении множество разных стилей. Стены и потолок украшены картинами с изображениями различных сказок. Здесь и Гаргантюа, и Белоснежка, и Мальчик-с-пальчик. На картинах потолка изображены знаки зодиака.

-11

При том, авторство картин неизвестно, так как они никогда не реставрировались, соответственно, и не вынимались из рам.

Расположенные напротив камины из красной памирской яшмы выполнены в стиле Микеланджело. И хотя это фальшкамины, они скрывают за собой печи.

-12

Поскольку яшма хорошо отдаёт тепло, всё помещение прогревается равномерно. Однако это не могло не сказаться на сохранности картин.

-13

Стены украшены фигурами медведей на цепях. Они могут символизировать как идею обуздать Россию, так и процесс сопровождения девушки во взрослую жизнь.

На выходе из гостиной нас провожают головы индийских слонов.

-14

Кстати, и сейчас здесь можно позавтракать и даже заказать фуршет.

-15

Проходим в следующую комнату, с которой начинается женская половина дома. Начинается она со спальни и будуара Софьи Владимировны. Комната украшена цветами, амурами, путти, голубками, и фигурой Деметры - богини плодородия.

-16
-17
-18

Я думал, что после впечатлений от столовой меня уже ничто не приведёт в больший восторг. Пока не попал в комнату - зимний сад с эркером, в котором стоит… фонтан. Этот фонтан, изображающий рождение Венеры, единственный в Петербурге. Выполнен он из шпиатра - смеси металлов на основе цинка.

Ещё один шедевр этой гостиной - потолок, по периметру украшенный фризом. Выполнен он росписью по полотну. На фризе изображён диафильм - история Амура и Психеи. Как и картины с детскими сказками в столовой, он здесь для того, чтобы с малых лет учить детей тому, как устроена жизнь.

-21
-22

Последняя комната квартиры - одновременно мужская и женская - это танцевальный зал. Здесь принимали гостей, а на двух роялях играли в четыре руки. Сейчас в этой комнате проводят семинары и лекции.

-23

Побывав в этой роскошной квартире, осознаёшь не только высокий уровень жизни семьи Бильдерлингов, но также узнаёшь о взаимоотношениях в семье и подходе к воспитанию детей. Удивительно, как эти детали отражаются в особенностях интерьеров дома. Потрясающе, что многие детали сохранились до наших дней и мы с вами можем погрузиться в атмосферу, которая царила здесь больше века назад.

Далее немного подробностей о самом доме для любителей истории.

В 1830-х годах домом владела одна из самых известных семей Москвы и Петербурга - Васильчиковых-Архаровых. Дом был открытым и гостеприимным, здесь принимали ближних и дальних родственников, петербургских литераторов. Молодой Николай Васильевич Гоголь был приглашен в семью Васильчиковых в качестве наставника для одного из сыновей.

В 1873 году дом подвергся кардинальным переделкам, когда в нём поселился камер-юнкер Двора Его Императорского Величества Павел Павлович Голенищев-Кутузов-Толстой. Павел Павлович приходился правнуком знаменитому полководцу, а фамилию он унаследовал по женской линии, так как единственный сын Кутузова умер рано. Старшая дочь Кутузова вышла замуж за сенатора Толстого, их сын получил право носить двойную фамилию.

Дом был двухэтажный на глубоких подвалах. Фасад оформлен во французском стиле Людовика XVI. В правой части дома была возведена въездная арка во двор (где в настоящее время находится ресепшн). Сам домовладелец занимал весь бельэтаж, а остальные квартиры сдавал внаём. В подвальном этаже находилось несколько торговых лавок: табачная лавка, портняжный магазин, винодельня "Денжер и К" и склад сыроварен купца Николая Васильевича Верещагина. Купец приходился братом российскому художнику Василию Верещагину. Он первый в России разработал свои рецепты промышленного приготовления сыра и масла.

Последними владельцами особняка была семья Бильдерлингов.

13-тикомнатная квартира хозяев дома представляла собой типичную буржуазную квартиру второй половины XIX века, с широким диапазоном художественных приёмов, используемых в интерьерах. По сей день сохранились печи и камины, лепной декор и художественное оформление в жилых и парадных покоях.

Семья Бильдерлингов проживала в особняке вплоть до своей эмиграции во Францию в 1918 году. В разные годы в доме 53 снимали квартиры известные и состоятельные петербуржцы. Одну из квартир мансардного этажа со стороны Почтамтского переулка занимала актриса Марадудина, а затем популярный артист эстрады Александр Менакер. В этой квартире гостили Дунаевский, Черкасов, Акимов, Утёсов, Райкин. Много позже здесь навещал родных сын Александра Менакера и Марии Мироновой - знаменитый актёр Андрей Миронов.

В двадцатом веке в особняке располагались лазарет (во время Первой Мировой войны), Австрийское и Латвийское консульства, детская библиотека, затем различные организации. Во многих квартирах исчезла подлинная планировка и убранство, но квартира Бильдерлингов и по сей день хранит предреволюционные аутентичные интерьеры.