Найти тему

ОЧАРОВАННЫЕ ПРОШЛЫМ. Советские плакаты как течение в искусстве

Несколько лет назад я работала в офисе, в бизнес-центре. Разумеется, при каждом уважающем себя БЦ (позвольте сократить) есть столовая. Так вот хозяин этого заведения оформил стены плакатами. Старыми советскими плакатами.

Плакаты призывали есть сосиски, мыть руки. Помню плакат про тушенку. Слоганы вызывали улыбку почти всегда, особенно когда в ассортименте этой самой столовки мы видели сосиски, пирожки или очень хотелось снять рабочий стресс, ан нет, строгий мужчина на плакате запрещал пить алкоголь и наносить себе вред.

Наверное, наша страна уникальна в этом плане. Единственная (может быть я не знаю, подскажите, где еще), где до сих пор плакаты используются как диалог государства и гражданина. Диалог этот зародился чуть больше ста лет назад, в (пред)революционной России. Плакаты и агитки использовали большевики для разъяснения людям, собственно, программы партии.

Появлению плакатов способствовали авангард, нацеленный на формирование нового и отказ от старого искусства, появление фотографии, как возможности запечатлевать сиюминутные события.

Задача перед новой республикой стаяла масштабная и художники, в большей или меньшей мере принявшие изменения, включились своим творчеством в события, происходящие в России. Радикальные изменения уклада потребовали от искусства быть на пике, впереди, буквально в авангарде. Вспомните агитпоезда, агитбригады, курсирующие по железной дороге со спектаклями, концертами и представлениями, объясняющие простым работягам и крестьянам новые принципы и правила жизни. Пусть это будет нелогичный "отскок", но мне в голову пришла мысль, что сотни лет назад, основой для "протоплакатов" были стены в помещениях церквей, где церковь посредством искусства лучших художников в виде фресок объясняла простым людям божественные и не только заповеди.

Ленгиз. Александр Родченко
Ленгиз. Александр Родченко

Необходимость агитировать и доносить до простых людей, не обремененных образованием, новые идеи повлекла за собой необходимость использовать яркие образы, шоковую подачу, юмор, источниками коих были ярмарочные балаганы, вокруг представлений которых собирались толпы людей.

Позже яркие образы, оригинальная подача через юмор и упрощенный сюжет, раскрывающий максимально тему вошли в плакат. При этом плакат охватывал практически все сферы жизни жителя новорожденной Российской республики. Следовал за событиями, которые происходили в стране. Вспомните плакаты, посвященные ВОВ, восстановлению страны после нее.

-3

Так художники стали проводниками государственных смыслов и идей через искусство. Искусство плаката выросло в отдельное направление, где художник и его творчество стали приносить пользу обществу. Служить ему. Советскому обществу не нужны стали "формалисты". Они выпадали из общей канвы за счет своей индивидуальности. А это было не нужно. Профессия художника стала утилитарной. Общество строилось и основной базой для его успешного построения явилась необходимость единения. Индивид с его уникальным взглядом выпадал из общей парадигмы. Требование времени.

Кстати, символом такого единения можно назвать и скульптуры В.И. Ленина с направленной вперед рукой.

Г. Клуцис
Г. Клуцис

Сейчас плакат переживает не самые свои лучшие времена. Ушла острота сюжета, быстро и доходчиво доносившая содержание до людей. Да и само производство плакатов (баннеров) отдано на откуп дизайнерам, привычным делать рекламу. Деятели искусства в большинстве случаев остались не у дел. А жаль. Ведь в России для фиксации важных событий практически всегда использовались лучше представители искусства во все времена. Чем сегодняшний день хуже?

С другой стороны, современное искусство, имея в своей "родословной" авангард и плакаты, само по себе является средством продвижения разных идей, начиная от экологии и заканчивая переживаниями об ушедшей эпохе, например.

-5

ЕЩЕ О СМЫСЛЕ

Тем более ниже такой замечательный плакат мыла. Реклама в нашей жизни присутствует в достаточном объеме сейчас и по содержанию достаточно сближена с западной. Скорее, больше нацелена на внешние атрибуты, которые дает определенный товар, чем на глубинные.

Еще одним прыжком в сторону перенесу вас в тему русского и европейского натюрморта.
И особенно в тему натюрмортов-обманок, которые в русском обществе рассматривались как развлечение.

Насыщенность советского плаката смыслами не только отсылает нас к его утилитарности, с одной стороны, но и прикрывает флером "развлечения", с другой.

Обратите внимание, что утилитарная составляющая многих плакатов представлена в виде истории, которая увязывает одно событие за другим. Побуждает зрителя к самостоятельным мыслям и выводам.

-6

-7

-8

-9
-10

-11

#плакат #советскийплакат #искусство #советскоеискусство