Вы слышали о системе Социального рейтинга, которую тестово запустили в Российском государственном социальном университете? Говорят, что после проверки оценивающее нас Чудо-Юдо предложат для тотального внедрения по всей нашей стране.
Что это за система?
Речь идет об экспериментальной платформе с символичным названием «Мы». Интересно, у создателей алгоритма такая беспощадная ирония или реальная убежденность в совершенности уклада жизни героев романа Замятина? Программа эта будет присваивать социальный уровень каждому россиянину и отводить ему определенное место в рейтинге.
Короче говоря, статус человека в этой системе можно будет проверить, как, например, сейчас мы можем проверить рейтинг того или иного заведения. Пять звезд – с тобой можно и приятно иметь дело. Три звезды – лучше обходить стороной. Две и менее – изгой.
Статус = возможности
Предполагается, что, если у тебя низкий рейтинг, то ты, например, не сможешь водить машину, не получишь разрешение завести собаку, не получишь субсидии и льготы при оплате коммуналки. Также, возможно, людям с недобором «звездочек доверия» не выдадут кредит, не позволят работать в госучреждениях и обучать ребенка в элитной школе или универе.
Как набрать бонусы?
Твой рейтинг будет расти либо падать в зависимости от следующих факторов:
- плохая/хорошая учеба в школе;
- наличие детей;
- кредитная история;
- активная/безучастная общественная позиция;
- госнаграды;
- судимости;
- знание языков, а особенно – китайского;
- занятие/пренебрежение спортом;
- употребление алкоголя, любовь к тусовкам/правильный образ жизни.
Алгоритм, который будет комбинировать параметры и выносить вердикт неизвестен. Да и зачем он простым смертным? Получил клеймо «твари дрожащей» – смирись. Поднялся до уровня человека прямоходящего – возьми с полки пирожок.
Известно только то, что информация представлена в виде двухкомпонентного скоринг-кода, где каждый компонент — это двузначное число, которое определяет твой социальный статус (первое число) и социальный уровень (второе число).
Выглядеть это будет примерно так: 51–38.
Социальный статус — твои актуальные заслуги
Социальный уровень — твои перспективы
«Социальный уровень (СУ) академика может уступать СУ молодого мастера, работающего на заводе и занимающегося изготовлением детских санок в своём гараже, или быть меньше СУ врача-диетолога, который, помимо основной работы, занимается тренерством по фитнесу и изучает китайский язык», — разъяснили работники Университета.
Авторы проекта намерены предложить платформу «Мы» банкам и представителям власти для выделения самых положительных и продуктивных жителей страны.
Реакция людей
Народ в Сети уже взбунтовался и поднял волну паники в ответ на перспективу стать героями известного многим сериала-антиутопии «Черное зеркало» главная мысль которого – пугающая и обезличивающая людей сторона прогресса.
При этом приверженцы коммунистического строя считают такую идею славной. А что? Все по полочкам. Мухи слева, котлеты справа.
Нечаво сброду смешиваться с интеллигенцией!
Хочешь, чтобы уважали? Трудись, женись, рожай и не бухай. А еще, учи китайский язык. К слову о наших поднебесных товарищах в – КНР уже работает подобное всевиящее и всеоценивающее Око.
Оценка жизни по-китайски
Скоро будет 10 лет, как в Китае опубликовали план внедрения системы соцкредита – так рейтинг называется у них.
Примечательно, что система затрагивает только кредитную и финансовую области жизни граждан. Лозунг программы: «Честность в государственных делах, коммерческая честность и солидарность, общественная честность и солидарность, судебная достоверность и непротиворечивость».
Ну, а главной целью поставлено создание правильного социалистического общества. Оценивают китайцев по финансовым, кредитным действиям и покупательским вкусам. Звучит, как не совсем объективная оценка, а точнее – как намек на дискриминацию.
Помимо наиболее крупных городов, этой системой оснащены в Ханчжоу, Нанкин, Сямынь, Чэнду, Сучжоу, Суцянь, Хуэйчжоу, Вэньчжоу и Вэйхай, Вэйфань, Иу и Жунчэнь. Власти сами определяют критерии падения и роста рейтинга. Дополнительные баллы могут давать за уход за пожилыми родственниками или покупку учебной литературы. Хорошие показатели позволяют человеку учиться в университете на бюджете.
Преступление и наказание
Также камеры в Пекине и Шанхае фиксируют правонарушения, которые потом сливаются в алгоритм. А в сверхскоростном поезде Пекин — Шанхай пассажиров предупреждают, что ненадлежащее поведение (курение или дебош) будет записано и повлияет на систему соцдоверия. При крупном проступке нарушителю могут заблокировать продажу билетов на поезд на шесть месяцев.
Характерный для культуры Китая сорт наказания – социальное осуждение. Портреты нарушителей демонстрируют на экранах кинотеатров перед показами фильмов. А если в одной из провинций ты позвонишь абоненту, не пополнившему вовремя счет, перед разговором включится запись, отчитывающая его за плохое поведение.
Абсурд и плюсы Социального рейтинга
Интересно, что человек, погруженный в такую систему будет дополнительно скован в своих возможностях рамками алгоритмов, которые относят его к тому или иному классу. Очевидно, что на каждом уровне тебе доступен ограниченный пакет возможностей. Получается, наследнику Ротшильдов система лишь подтвердит его привилегированность и подарит доступ ко всем прелестям жизни. А Степану из обнищалой деревеньки констатируют его «ничтожность» и лимит в действиях. Вероятность, что он внезапно «выстрелит» с какой-то гениальной идеей, будет заблокирована по умолчанию.
Что же тогда делать? Становиться кибер-аферистом и взламывать систему? Вероятно новый «социальный купол» спровоцирует глобальную волну цифровой преступности.
Импонирует мне эта идея лишь в одном – она заставит многих быть, а не казаться. Но насколько здраво машина сможет оценить заслуги и перспективы человека? Сможет ли алгоритм обратить внимание на трогательные добрые мелочи, которые делают люди, не трубя об этом во все трубы? Сможет ли система умилиться одинокой женщине, наливающей бездомным кошкам мисочку молока каждое утро, или возмутиться успешному хаму, который никогда не уступит на дороге и не знает слов вежливости.
Увы, алгоритму чуждо понятие «хороший человек», которое так часто помогает принимать самые важные решения в мире людей.