Несмотря на западные санкции, российская экономика продолжает уверенно лавировать на мировой арене. Ограничения не отыграли ожидаемый эффект, Москва нашла новых партнеров и обходные пути для внешней торговли. Запад сквозь зубы пророчит повышение российского ВВП, ведь сам он находится не на самом лучшем уровне экономических показателей.
Невзирая на суровые ограничения
Экономика России не сломалась под давлением западных санкций и по темпам роста ВВП может обогнать Европейский союз и США. Об этом заявила американский политический обозреватель Патрисия Коэн.
В статье для газеты The New York Times она отметила, что с начала специальной военной операции на Украине российской экономике пришлось «адаптироваться к драматическим изменениям с поразительной скоростью».
Евросоюз быстро разорвал экономические отношения с Москвой, разрушив устоявшиеся цепочки поставок и надежные источники доходов из-за границы. В свою очередь, США заморозили российские активы на сотни миллиардов долларов и отрезали страну от мировой финансовой системы.
Чтобы полностью вывести экономику из строя, Запад продолжает вводить все новые санкции, но спустя полтора года, по словам Коэн, ситуация неоднозначная. Россия нашла других покупателей продовольственного сырья, а суровые ограничения практически не пошатнули ее из-за устойчивости и приспособленности к международной конъюнктуре.
Не лучший критерий для оценки
Политический обозреватель подчеркнула, что Россия быстрыми темпами «вкачивает деньги в экономику для финансирования своей военной машины», обеспечивает работой почти каждого доступного работника и повышает размер еженедельных зарплат.
«Поэтому общий объем производства ВВП, который, по оценкам российского Центрального банка, может вырасти на целых 2,5% в этом году, превзойдя Европейский союз и, возможно, даже Соединенные Штаты», — допустила Коэн.
https://t.me/rian_ru/217875
Несмотря на позитивный прогноз, обозреватель привела слова старшего советника Института экономики переходного периода Банка Финляндии Лауры Соланко. По ее мнению, когда страна находится в состоянии военного конфликта, ВВП — довольно плохой показатель благосостояния.
«Производство патронов увеличивает темпы экономического роста страны, не обязательно повышая качество жизни», — резюмировала Коэн.
С этим согласился профессор Института бизнеса и делового администрирования Игорь Качалов. В беседе с «360» он уточнил, что валовый внутренний продукт не самый точный показатель благосостояния населения. Ведь в него входят большой объем экспорта, общественное, военное и государственное производство.
«Лучше смотреть на доходы населения и реальную потребительскую корзину. И в этом плане у России действительно заметен существенный рост. Более того, некоторые регионы, будучи долгое время аутсайдерами (на последнем месте — прим. ред.) личного благосостояния, выбиваются в лидеры. Если оценивать [ситуацию] не по ВВП, а по личному благосостоянию, то больше плюсов, чем минусов», — рассказал профессор.
https://t.me/rian_ru/217609
Торговля сквозь зубы и скверная экономика Запада
Западные санкции не расшатывают экономику России, подчеркнул Качалов. Он предположил, что ограничения создают «две громадные экономические системы, торгующие друг с другом сквозь зубы».
Существуют восточная и западная системы. И сейчас в культурном, политическом, дипломатическом и экономическом смысле между нашими блоками возникает стена: запрет поставок, разрушение логистики и рост таможенных расходов.Игорь Качаловпрофессор
Западно-Атлантический геоэкономический блок, в состав которого в первую очередь входят Британия и США, всегда рос за счет колониальной политики, напомнил Качалов. Но теперь подобная модель рушится.
«Модель экономики США и Европы повисает в воздухе. Раньше страны выдавливали из России дешевые ресурсы: нефть и газ, а также покупали ядерное топливо задарма. Но сейчас мы перестаем поставлять все эти ресурсы практически даром, соответственно, их ВВП постепенно рушится», — объяснил экономист.
Для западных стран единственный верный выход, чтобы спасти валовый продукт и в целом экономическую ситуацию от коллапса, — найти новую модель экономики, поскольку колониальная наносит только вред, заверил Качалов.
Однако колониальные державы не захотели менять структуру геоэкономического блока. Результат — разрушенная экономика.
«А к России как минимум присоединились Китай и Индия. Постепенно африканские страны налаживают с нами отношения. Грубо говоря, те государства, которые раньше были поставщиками дешевых людских, природных и прочих ресурсов западному миру, сказали „нет“ и отвернулись от их модели», — заключил профессор.