ОБНОВЛЕНИЕ. На революционные летние перестановки в составе СКА идет не первый год. Нынешний не стал исключением. Ростер, как говорят в профессиональной среде, изменился более чем наполовину, а новым игрокам нужно время на адаптацию: новая команда — новые требования, другая модель игры.
Взаимодействие, а также понимание хоккеистами запросов тренерского штаба на данный момент оставляют желать лучшего. Иначе не было бы такого количества неточных передач, перехватов, потерь и прочей хоккейной шелухи. Как следствие — СКА в топ-5 худших команд по потерям.
Активная ротация, к которой продолжает прибегать тренерский штаб, — не лучший союзник в вопросе сыгранности, а стартовый состав с начала сезона еще ни разу не повторялся в двух матчах подряд. Линейка центрфорвардов — и та каждый раз разная. Сыгранности при такой системе тренерам еще долго добиваться.
ТРАВМЫ. Врачи СКА второй сентябрь подряд стремительно дополняют истории болезни игроков. Роман Ротенберг, главный тренер СКА, нередко обращает внимание, что в оптимальном составе его команда еще не играла в этом сезоне. Летом было ясно, что как минимум начало чемпионата пропустят вратарь Дмитрий Николаев, защитники Артем Земченок, форварды Артем Швец-Роговой, Александр Кадейкин, Эмиль Галимов, Захар Бардаков, Степан Старков и Арсений Грицюк. Когда одни выходили из лазарета, другие занимали освободившиеся койки. Жуткую травму получил защитник Андрей Педан, вне игры еще один гигант от обороны Степан Фальковский, уже в пятой игре чемпионата надолго сломался номинально первый номер СКА Юхан Маттссон, а на днях на больничный ушли лидеры атаки Марат Хайруллин и Брендэн Лайпсик.
В СКА похожая ситуация складывается второй год подряд, а подобного рода эпидемии часто объясняются высокими нагрузками и усталостью организма. Чемпионат, конечно, только начался, но перед ним были долгие и изнурительные тренировочные сборы. Так, может, тренерскому штабу стоит пересмотреть свои подходы к летней работе?
ГОЛЫ. Перед вчерашней игрой с «Куньлунем» в активе СКА было мало заброшенных шайб — 34 в 14 проведенных играх. В среднем — 2,43 за матч, тогда как в прошлогодней регулярке СКА, напомним, забросил больше всех (243), а в пересчете на один матч — 3,57.
В бросковой активности СКА при этом по‑прежнему один из лучших. Показатель 495 бросков — пятый в лиге. Беда с воплощением этих бросков в голы. На то, чтобы забросить шайбу, игрокам требуется 14,56 попытки. Процент реализации бросков (6,87) СКА — третий с конца, хуже только «Витязь» и «Амур», а это свидетельство недостаточного уровня исполнительского мастерства. Понятно, что после ухода таких созидателей, как Никита Гусев, Дмитрий Яшкин, Дамир Жафяров, оно должно было просесть, но чтобы столь стремительно… На замену им пришли все‑таки не мальчики из любительской лиги. Все дело, очевидно, в тактической расстановке в атаке.
БОЛЬШИНСТВО. Действия в численном неравенстве один из ключевых аспектов успеха в современном хоккее. И если большинство соперников СКА нейтрализует достойно, отражая 81,8 процента его попыток (десятый показатель в лиге), с собственным большинством у команды просто караул. На 62 попытки — девять шайб. Процент реализации (14,5) — третий с конца в лиге. Более бездарно лишнего разыгрывают только «Трактор» и «Сибирь».
НОВИЧКИ. СКА не угадал с новичками. Сергей Толчинский и Александр Кадейкин, самые дорогие летние приобретения, пока не оправдывают инвестиций. Толчинский, даже будучи вторым бомбардиром СКА, играет явно ниже своего уровня, Кадейкин все еще приходит в себя после недавней операции. А главное осеннее разочарование пока — Брендэн Лайпсик. Канадский бомбардир, в Петербурге пожелавший стать россиянином, после 11 матчей имеет на личном счету лишь три (1+2) очка. Но дело даже не в цифрах. Второй по результативности игрок и лучший ассистент прошлогодней «Магнитки» в новой команде выглядит инородным телом. Просто бегает туда-сюда, не находя взаимодействия с партнерами, а тут еще и травма… Молодые братья Федотовы тоже пока не блещут, как и Сергей Сапего и ветеран Павел Дедунов.
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД. СКА ужасно проводит стартовые периоды. По результату в стартовой двадцатиминутке он четвертый в лиге с конца. Команда лишь дважды уходила на первый перерыв, ведя в счете. Причем счет‑то она открывала нередко, но вот ни сохранить преимущество, ни приумножить его не получалось. Как следствие, восемь ничьих на этом отрезке и четыре поражения. Вместо того чтобы с первых минут схватить соперника за горло и не давать ему отдышаться, вчерашний гранд КХЛ за дело берется, как правило, во второй трети. И, судя по статистике, если СКА выигрывает второй период, то зачастую — и матч.
ТАКТИКА. Умело распределять силы на длинной дистанции — задача не только марафонцев. В командных видах спорта провести на одном уровне многомесячный турнир просто невозможно физически. Каким‑то отрезком нужно жертвовать. Один из бывших тренеров ЦСКА Игорь Захаркин называл это запланированным спадом.
Захаркина давно уже нет в ЦСКА, а столичная команда, два года подряд выигрывавшая Кубок Гагарина, оба раза начинала чемпионат не больно шибко. Судя по результатам текущего сезона, ЦСКА по‑прежнему придерживается такой тактики. Может, и СКА решил ею воспользоваться в надежде на то, что сэкономленные на старте силы помогут пройти наконец пресловутый полуфинал плей-офф?