Привет всем на канале Птица-муха!
Очередная история про деда.
Стёпка спустя много лет рассказал нам эту историю. А встретились мы тогда по печальному поводу, дедушку моего хоронили. После поминок задержались своей компанией, повспоминали детство и наши приключения. Дед Митрофан сильно моего дедушку пережил, умер много позже, чуть не дожив до девяноста трёх лет. Моей младшей дочери тогда уже годик исполнился, а мне уже тридцать пять лет. Ну, собственно, сама история.
Стёпка был тогда в классе пятом-шестом, точно не помнит. Ещё с вечера его мамка, тётя Даша, предупредила, что завтра на обед не сможет прибежать, какое-то собрание там у них должно быть, поэтому попросила деда Митрофана Стёпку встретить со школы и покормить.
Как всегда, когда деду приходилось встречать Стёпку, ближе к часу дня, дед Митрофан вышел за калитку и, о – чудо! Нос к носу столкнулся с дедом Григорием.
– Гриша! По делу чи проста так?
– Дак, энта, проста так! Бабка моя проараласи и до Дуньки попёрласи, нервы лечить. А я, чаво? У мине, можить, тожа нервы!
– Энта хорошо! – обрадовался гостю дед Митрофан.
– А ты, чаво тута кукуишь? Али перкурить вышал?
– И перкурить, и Стёпку Дашка просила с школы встренуть.
– Ясна. О, а вона ужо и пассажир наш идёть, – сказал дед Григорий. – Здарова, Стёпка!
– Здрасте, деда Григорий, здрасте, деда Митрофан.
– Ну, пошли до хаты, чаво тута носы морозить? – пригласил в дом гостей дед Митрофан. – Сичас обедать будим. Знаити, какова крола я с картошкай потушил? Пальчики оближити. Да с памадорками солёнами!
Сели обедать. А тут Стёпка решил поинтересоваться детством деда Митрофана.
– Деда Митрофан, а ты в школе хорошо учился?
– Я-то? А то нет што ли? Канешна. Первай ученик был. Скажи, Гриша?
– Ага, – подтвердил дед Григорий, кусая солёный помидор. – С золатой медалью школу закончил. Ага… Все чатыри класса!
– А почему только четыре?
– А умнай я такой был. За чатыри года всю десятилетку выучил, чаво мине тама держать?
– А какой предмет у тебя был любимый?
– У мине-то? А, ну, так энта, пение, туды ево в качелю! Как счас помню, деда Гриша на гармошке, деда Вася на балалайки, баба Клава на мандолине…
– А ты?
– А я энта, я пел!
– А что ты пел?
– Я-то? Да понятна, чаво – "Боже, царя храни", чаво жа ещё? Помню, учительша наша бывалочи мине заслушаитьси, слезу пустить, а потома и говарить, мол, как ты Митрафанушка, поёшь харашо! Г-р-о-о-мка! Ну, а у тибе, как в школе дела? Многа задають?
– Да, не очень. Сегодня только по литературе и по математике задали.
– Д-а-а, математика тибе, Стёпка, не фунт изюму. А чаво вы сичас по матиматики праходити?
– А, ерунда! Отрицательные числа.
– Энта, как? Гриша, ты слыхал про тако?
– Н-е-а.
– И не бываить никаких отрицатильных чисел в природе! – заключил дед Митрофан.
– А вот и бывают! – парировал Стёпка.
– А ты докажи!
Стёпка достал учебник математики.
– Ну, например, смотрите. Вот задачка, которую нам задали. На дереве висело десять груш. Коля сорвал пять груш, а Шурик – семь. Сколько груш осталось на дереве?
– А ну-ка дайка мине посмотреть, – попросил дед Митрофан, думая, что Стёпка его разыгрывает. – Точна, так всё и написана. Юрунда кака-то, качарыжку ей в рот! А! Я понял! Тута проста опечаталиси каки-то раззявы. Энтава ни можить быть.
– А вот и может! – настаивал Стёпка.
– Ну, и скольки, по-тваму, груш осталаси на дереве? – спросил дед Митрофан.
– Минус две! – победно посмотрев на дедов, сказал Стёпка.
– Скольки, скольки? – не поверили своим ушам деды.
– Минус две!
– Стёпка, энта дурь кака-то! – заключил дед Митрофан. – Ни можить остатьси на дереве таво, чаво не была! Хочь убей мине лаптём!
– А вот и может!
– Можить, значитьси? Можить, говаришь? А я тибе докажу, что ни можить! На чаво спорить будим?
– Не з-н-а-а-ю.
– Ни знаить он! Не, ну, Гриша, нада жа, как детЯм голавы пудрють? Давай, Стёпка, так. Ежели не докажу, то тибе – рубель. А ежели докажу, то в тваёй тетрадки сам ответ напишу, а ты учитильше сваёй покажишь, чтобы знала, как. Догаварилиси? Кто у вас сичас по матиматики? Не энта, что с гораду приехала, апосля институту?
– Ага. Нина Павловна.
– Нина Павловна! То-та и гляжу, чаму она можить научить, её ещё саму жизни учить и учить! Ладна, сичас я тибе докажу.
И дед вышел в чулан, откуда вернулся с чашкой, полной картошки.
– Вота, Стёпка, энта, канешна ни груши, но для опытав энта ни важна. Пущай будуть груши. Я – энта Колька, а ты – энта Шурик. Берём десять картошак, тьфу, грушав, туды их через карамыслу. Вота. Я – Колька беру сваи пять. Раз, два, три, чатыре, пять. Типерича ты бери сваи семь! Давай, бери. Я хачу увидить сваими глазами тваи семь грушав. Чаво ты сидишь? Ну!
– А тут только пять осталось, – недоумённо проблеял Стёпка.
– Да иди ты! Как жа так? В задачки жа написана, что Шурик сорвал семь грушав? Где жа тваи минус две?
– Так они на дереве остались! – осенило Стёпку.
– Ага, сичас! Иде жа они на дереве, ежели тута русским языком, туды ево в качелю, написана, что Шурик сорвал семь грушав! А интересная штука, Гриша, получаитьси энта савременна матиматика! Гляди. Стоять у тибе на столе две бутылки пива. Бабка твая взяла две, а ты одну. Да ещё и на столе чаво-то остатьси должно! Энта, как? Ну, разве, что у тваёй бабки совесть праснётьси, одну назад поставить?
– Ага, дождёшси от маёй бабки совесть, как же, поставить она взад, ежели ей чаво в руки попала. Нет, Митрафан, ты, как хочишь, а я супратив такой матиматики! Или давай наобарот условия задачки менять. Я первай взял две бутылки, а моя бабка патома – одну.
– Вот сийчас, Гриша, не об энтам.
– Ни об энтам! А чаво она всё сибе загребла! Ни об энтам!
Бурю негодования прервал Стёпкин вопрос.
– А как же тогда задачку решать-то?
– Не расстраивайси, Стёпка. Я, как и обещалси, ответ тибе напишу, – успокоил дед Стёпку. – Давай сюды ручку.
ОТВЕТ: Уважаимая Нина Павлавна, прежде перед тем, как детЯм таки задачки задавать, возьми, для началу, ну, хочь бы, счётны палачки. Отдели десять штук и попробовай их, туды её в качелю, разлажить на пять и семь! Ежели у тибе получитьси, можишь мине перед всёй деревней дураком выставить. А ответ у энтай задачки прастой. Ежели никто, акромя энтих двух пацанят, груши не рвал, то получаитьси, что каждай сорвал по пять грушав, а на дереве осталаси ноль грушав. Канешна, ежели энтат Шурик ни дурачок и все оставшаиси апасля Кольки груши сорвал. Не обижайси на мине, Нина Павлавна, но нету такой науки, чтобы голавы детЯм дурить! Патаму шта нильзя сорвать таво, чаво нету! Вот так-та!
С уваженьем, дед Митрафан, туды её через карамыслу!
Нина Павловна долго хохотала, искренне, звонко. А потом долго Стёпке объясняла, что такое теория, а что такое практика. Конечно, он тогда ничего толком и не понял, кроме того, что учительница двойку ему ставить не собирается, но это на тот момент и было самым главным.
Спасибо, что прочитали.
Все материалы канала можно посмотреть здесь.
Весь дед Митрофан здесь.
Заходите на мой телеграм канал там тоже интересно.