В Южный Корее новый тренд — это виртуальные K-pop группы. Некоторые студии, которые раньше продюсировали реальных айдолов, стали отдавать предпочтение проектам, подразумевающим создание цифровых звезд с помощью искусственного интеллекта (ИИ).
- Издание приводит в пример южнокорейскую виртуальную группу Eternity, которая дебютировала в 2021 году. В клипе на свой последний сингл DTDTGMGN 11 участниц поют и танцуют в ярком розовом помещении. Группу создала студия Pulse9. В компании считают, что «звезды, созданные компьютером, имеют значительное преимущество перед своими реальными коллегами».
- Как и в большинстве популярных K-pop групп, участницы занимают определенные позиции — в герлз-бэнде есть лидер, вокалисты, рэперы и танцоры. При этом в Eternity входит «ультраталантливая» участница по имени Заэ-ин, которая «обладает таким большим набором способностей, которые не под силу освоить большинству реальных артистов, — отмечает генеральный директор фирмы Пак Чжи Ын. — Она очень хорошо поет, замечательно читает рэп и даже может быть креативным дизайнером. Также она прирожденная актриса».
- Заэ-ин «играют» 10 разных людей, включая актеров и танцоров, которые «передают» свои таланты ее аватару. С помощью дипфейков и ИИ разработчики создали для айдола уникальный образ и голос. Например, в одном видео Заэ-ин ловко катается на лонгборде вдоль сеульской реки Хан. Ее создатели сначала сняли видео с дублером, чье лицо позже было заменено на внешность певицы.
- «Есть айдол Заэ-ин, актриса Заэ-ин, репортер Заэ-ин, — сказала исполнительница в одном из своих интервью по Zoom. — Единственное, чего мы не можем сделать, — это дать автограф».
Как это работает
- Первым этапом работы в рамках проекта Eternity была разработка внешнего облика участниц. Команда Pulse9 создала 101 уникальное цифровое лицо, вдохновленное реальными корейскими знаменитостями, и затем разделила их на четыре категории: «сексуальные», «милые», «умные» и «невинные». После создатели сузили набор до 11 лиц, спросив мнение у онлайн-пользователей.
- В 2021 году у Eternity вышел первый клип с ироничным названием I'm Real (от англ. «Я реальна»). Его создали с помощью технологий дипфейк и захвата движения (motion capture). Реакция на видео была неоднозначной. Многие пользователи отметили, что выражения лиц участниц выглядели неестественными и оторванными от их тел, производя эффект «зловещей долины»
- Но 5 месяцев спустя, когда Pulse9 выпустила следующий музыкальный клип Eternity под названием No Filter (от англ. «Без фильтра»), пользователи отметили, что группу сложно отличить от реальной. «Я удивлен, насколько реалистично они звучат, а визуальные эффекты выглядят гораздо лучше, чем в дебютной песне», — говорится в самом популярном комментарии под видео на YouTube.
- Клип на песню DTDTGMGN, вышедший в октябре прошлого года, стал еще одним огромным скачком в качестве для Pulse9. «До прошлого года мы могли работать лишь с цифровыми лицами, но сегодня мы можем создавать аватары всего тела на основе технологий ИИ», — сказал Пак.
- CNN отмечает, что последние достижения в области ИИ облегчают работу компаниям вроде Pulse9, поскольку они позволяют им все меньше обращаться за помощью к людям, чтобы те «играли» виртуальных звезд. В частности, в компании Пака утверждают, что они научились создавать голос Заэ-ин без помощи реальных певиц.
Действующие лица
Крупнейший южнокорейский K-pop лейбл HYBE, под крылом которого находится бойз-бэнд BTS, собирается сделать поп-хиты понятными для жителей разных стран. С помощью искусственного интеллекта азиатская компания планирует переводить уже записанные хиты на другие языки.
- Агентство SM Entertainment, которое создало таких K-pop звезд, как Super Junior, Girls’ Generation и Exo, также экспериментировало с искусственным интеллектом. В 2020 году от компании дебютировала Aespa. Она состоит из четырех реальных участниц, а также их виртуальных версий. После дебюта группы основатель SM Ли Су Ман заявил, что будущее индустрии развлечений — «за знаменитостями и роботами».
- Metaverse Entertainment, агентство, созданное издателем видеоигр Netmarble и Kakao Entertainment (материнская компания SM), выпустила виртуальную женскую группу MAVE. В отличие от Eternity, которая полагается на дипфейки, четыре участницы этого герлз-бэнда были разработаны с нуля с использованием технологий CGI и захвата движения. По словам технического директора Metaverse Кан Сон Ку, голоса участниц создавались как при помощи реальных людей, так и ИИ. «Наша цель — создать полностью управляемых ИИ виртуальных людей, которые будут действительно выглядеть правдоподобными», — сказал он. Музыкальное видео на первый сингл MAVE Pandora уже набрало 25 млн просмотров на YouTube с момента выхода в январе.
- Hybe, управляющая компания самого популярного южнокорейского бойз-бэнда BTS, использовала ИИ, чтобы южнокорейский исполнитель MIDNATT выпустил трек на шести языках — корейском, английском, испанском, китайском, японском и вьетнамском. Глава Hybe Бан Ши Хек заявил, что «давно сомневался, что существа, создающие и продюсирующие музыку, будут людьми. Не знаю, как долго артисты-люди смогут удовлетворять потребности и вкусы других людей».
Что говорят
- Кан Сон Ку считает, что виртуальные поп-звезды имеют преимущество перед людьми, когда дело доходит до взаимодействия с фанатами. По его словам, достижения в языковых программах ИИ могли бы позволить поклонникам из любой страны «разговаривать» со своими кумирами и даже выстраивать с ними личные отношения.
Кан Сон Ку технический директор Metaverse Entertainment Виртуальные айдолы запомнят, о чем вы говорили вчера, и смогут продолжить обсуждение тем из (предыдущих бесед). Они запомнят вас и будут знать о вас какую-то информацию — и на ее основе будут выстраивать диалог.
- Metaverse Entertainment экспериментирует с этой идеей, создавая соответствующие приложения. Участницы группы уже говорят на корейском, английском, французском и индонезийском языках.
Кан Сон Ку технический директор Metaverse Entertainment Есть некоторые вещи, о которых я не могу рассказать (даже своим лучшим друзьям), но, возможно, я мог бы поделиться ими с персонализированным ИИ, который сможет утешить меня и позаботиться обо мне. Я думаю, это будет полезно для всех.
- В теории виртуальные группы также могли бы помочь агентствам значительно сэкономить. Как отмечает CNN, индустрия K-pop «опирается на кропотливую систему стажировок, в рамках которой мальчики и девочки с юного возраста годами занимаются дорогостоящими занятиями танцами и музыкой, прежде чем дебютировать». Порой агентствам даже приходится оплачивать подопечным пластические операции. Виртуальным айдолам ничего из этого не нужно.
- Кроме того, созданные компьютером поп-звезды никогда не заболеют, не состарятся и не будут втянуты в скандалы.
- Однако Кан признал, что маловероятно, что крупные агентства заменят свои реальные группы на виртуальные в ближайшее время, поскольку некоторые фанаты негативно отреагировали на дебют групп, созданных при помощи ИИ.
- «Критика касалась замены нынешних айдолов виртуальными — они решили, что реальные артисты могут потерять работу», — сказал Кан, добавив, что многие фанаты всегда будут предпочитать артистов-людей.
- Создатель Eternity Парк согласился с этим мнением, сравнив появление ИИ с изобретением фотографии в XIX веке: «Многие художники боялись (новой) технологии, но сегодня у нас все еще есть художники. Я думаю, что BTS никогда не будут бояться виртуальных айдолов — это просто новый контент».