Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
Сегодня мы продолжим наши субъективные сравнения в подходах авторов трёх экранизаций "Хождений по мукам" к литературной первооснове, анализируя режиссёрские и актёрские интерпретации второстепенных персонажей. Вернее, даже так: никаких не "второстепенных", а "героев второго плана". Так оно будет точнее, ибо у Толстого - который Алексей, конечно, - все подобные фигуры выписаны достаточно емко и вкусно, я бы сказал - портретно-осязаемо. В качестве примера скрупулёзнейшего и бережного подхода к первоисточнику касательно подобных персонажей хотел бы привести экранизацию Виктора Абросимовича Титова "Жизни Клима Самгина", в которой попросту нет ни маленьких, ни эпизодических ролей (и уж тем более - фонового человеческого "задника"), а есть полнокровные образы, каждый из которых - вне зависимости от времени присутствия на телеэкране - отдельная ЛИЧНОСТЬ, запоминающаяся никак не менее главных героев. Это и называется - КИНОРОМАН.
В роли инструментария. т.е. катализатора режиссёрского мастерства подобного отношения к литературной основе, у нас сегодня будет как раз такой персонаж, появляющийся уже во втором томе, и там же и... остающийся... ввиду трагического финала. Я говорю о Мамонте Дальском.
- "... Душой этих ночных кутежей был Мамонт Дальский, драматический актер, трагик, чье имя в недавнем прошлом гремело не менее звучно, чем Росси. Это был человек дикого темперамента, красавец, игрок, расчетливый безумец, опасный, величественный и хитрый. За последние годы он выступал редко, только в гастролях. Его встречали в игорных домах в столицах, на юге, в Сибири. Рассказывали о его чудовищных проигрышах. Он начинал стареть. Говорил, что бросает сцену. Во время войны участвовал в темных комбинациях с поставками. Когда началась революция, он появился в Москве. Он почувствовал гигантскую трагическую сцену и захотел сыграть на ней главную роль в новых «Братьях-разбойниках». Со всей убедительностью гениального актера он заговорил о священной анархии и абсолютной свободе, об условности моральных принципов и праве каждого на все. Он сеял по Москве возбуждение в умах. Когда отдельные группы молодежи, усиленные уголовными личностями, начали реквизировать особняки, — он объединил эти разрозненные группы анархистов, силой захватил Купеческий клуб и объявил его Домом анархии. Советскую власть он поставил перед совершившимся фактом. Он еще не объявлял войны советской власти, но, несомненно, его фантазия устремлялась дальше кладовых Купеческого клуба и ночных кутежей, когда во дворе Дома, стоя в окне, он говорил перед народом, и, вслед за его античным жестом, вниз, во двор, в толпу, летели штаны, сапоги, куски материи, бутылки с коньяком. Этого человека, — мрачное, точно вылитое из бронзы, лицо, на котором страсти и шумно прожитая жизнь, как великий скульптор, отчеканили складки, морщины, решительные линии рта, подбородка и шеи, схваченной мягким грязным воротничком, — Даша увидала первого, когда вошла вместе с Жировым в кабинет «Метрополя»..."
И ещё - очень ярко и кинематографично выписанная сцена:
"... Мамонт Дальский бросил на телефонный столик колоду карт и большой автоматический пистолет. Чеканно-крупное лицо его побледнело от бешенства.
— Отсюда никто не уйдет, — произнес он по буквам. — Мы будем играть, как я хочу… Эти карты не крапленые.
Он сильно потянул воздух широкими ноздрями, нижняя губа его выпятилась. Все поняли, что настала опасная минута. Он оглянул лица сидящих за столом. Яша у рояля одним пальцем заиграл «чижика». Вдруг черные брови у Мамонта поднялись, в непроглядных глазах мелькнуло изумление. Он увидал Дашу. У нее поспешно стало холодеть сердце под этим взглядом. Не шатаясь, он подошел к ней, взял кончики ее пальцев и поднес к запекшимся губам, но не поцеловал, только коснулся.
— Говорите — нет вина… Вино будет…"
Роль - что и говорить - крайне выигрышная. Если, конечно, не впадать в крайности или откровенный фарс. Запамятовав по давности пятидесятых прошлого столетия - кто же в первой экранизации играл Мамонта, я так и представлял себе отчаянную буффонаду кого-нибудь немолодого, с подкрашенными по тогдашней традиции ресницами и с этаким, знаете ли, причесоном, возможно, даже с тупеем. Однако же... Позвольте!.. Это странно, но в постановке Рошаля встретившиеся в Первопрестольной Даша и Жиров, да и все зрители обошлись без Мамонта Дальского! И очень жаль! В Дашиных "хождениях по мукам" в 1918 году он мог бы стать если не вишенкой на торте, то уж точно персонажем ярким и запоминающимся. Впрочем, о чём мы?.. Вспомним экранизацию "Тихого Дона" Урсуляка, где - при хронометраже ничуть не меньшем классической постановки Герасимова - сумели как-то обойтись без Бунчука, Штокмана и есаула Калмыкова. Да, Мамонт Дальский стал жертвой прокрустова 308-минутого (примерно 7 серий по современным стандартам) ложа киноверсии. С сожалением проматываем 20 лет и...
... Сергей "Устин Акимыч" Яковлев из телеверсии 1977 года, между прочим, - идеальный ровесник своего персонажа. Обоим - 52 года. Оба - Актёры Актёрычи по призванию. Яковлев ещё и ярчайший зодиакальный Лев (родился 4 августа, неизменная моя гордость - угораздило появиться на свет в один день с любимым персонажем из "Тени исчезают в полдень"). В посадке его головы, в жестах, фразах угадывается профессиональный Трагик, привыкший к замершему дыханию Его Величества Публики, знающий, что на него обращены глаза сотен людей.
- АВТОРСКОЕ ОТВЛЕЧЕНИЕ. В недавнем сериале о Шаляпине Мамонт Дальский был явлен зрителю совершеннейшим... комиком. Крайне серьёзная ошибка авторов и актёра Яна Цапника, решившихся зачем-то на отчаянный гротеск, представляя Дальского едва не комическим актёром. ТАКОЙ Мамонт в стиле героев рассказов Куприна о театральном "дне" едва ли мог царить на столичных сценах! Вероятно, по причине скверного образования или просто по глупости всех участников процесса, зрителю был подан именно такой... персонаж.
Яковлев в экранизации Ордынского чуть переигрывает - да, но переигрывает именно настолько, насколько мог бы переигрывать в жизни (а, думаю, именно этот человек не делал различий между жизнью и сценой) сам Мамонт. Блестящая работа замечательного актёра, наглядно демонстрирующая режиссёрский подход к переносу первоосновы на экран. Ведь, положа руку на сердце, и, например, Рощин в исполнении Ножкина здесь... оптимален. В нём нет некоторой "вахтанговской" экзальтированности Николая Гриценко (не огульной, а такой... предательски пробивающейся местами), как нет и сдержанной растерянности Павла Трубинера из удивительной версии 2017 года: в последней исполнитель, хоть и уверял перед премьерой, что нарочно не смотрел первых двух версий, явно не мог решиться ни на одну из трактовок, предпочтя нечто вроде "средней линии", из которой - вкупе с истеричными сёстрами, дурачком АБ и вовсе уж престранными приключениями Лизы Расторгуевой и Жадова - в итоге и вышло "ни богу свечка, ни чёрту кочерга". Такое интеллигентное симпатичное "ничто". Яковлев по прошествии почти полувека своей безупречной игрой словно напоминает нам о временах, когда к экранизации классики относились с трепетом и почтением, когда "советская актёрская школа" существовала как отдельное явление, и когда весь мир рукоплескал экранным версиям "Дамы с собачкой", "Анны Карениной", "Войны и мира" и "Дома с мезонином" (в последнем, кстати, в главной роли был задействован и сам Сергей Яковлев).
Ну, раз уж помянули (не чёрта, "Хождение по мукам"- 2017), то... любуемся на этого красавчика!
Со времени "Бригады" прошло уже очень много времени... достаточно для того, чтобы научиться играть что-нибудь, кроме Космоса, "Жмурок" или дурного Петра I из не менее дурного "Тобола". И хоть фильмография Дюжева насчитывает уже более пяти десятков ролей, и наверняка у актёра найдется не менее пары дивизий поклонников, и во МХАТЕ он играл (кстати, рискну предположить, что это может достоинством и не быть), и режиссурой сейчас занялся, и поёт, и фактура... но Космос и Саймон из балабановских "Жмурок" словно ослиные уши - предательски вылезают изо всех его ипостасей. И дело здесь даже не в том, что Дмитрий Петрович стал невольником одного по сути образа, а... ну фактура такая... узковатая. Как немолодому - советской ещё школы - опытному режиссёру Константину Худякову, снимавшему в своё время ещё прекрасный и тонкий фильм "Успех" с Леонидом Филатовым, - пришло в голову пригласить на роль Мамонта Дальского именно Дюжева - для меня лично загадка. Партия приказала? Но тогда вроде ещё как-то всё поспокойнее было... Впрочем, другой вопрос - как Худякову пришло в голову вообще перелопатить весь роман Толстого - покрывает нюансик с трудоустройством Дюжева так же, как сенбернар мог бы покрыть чи-хуа-хуа. Мне пришлось отыскать серию с Мамонтом и насладиться этим зрелищем, чтобы поделиться впечатлениями...
... Вы даже представить себе не можете - что там понаписала г-жа Аццкая Райская! Дальский объединился с Жадовым и Лизой Расторгуевой, чтобы ограбить ювелира Оловянникова. Но тут вмешивается Савинков (!!), желающий заполучить экспроприированные Мамонтом драгоценности, и подсылает к нему постоянно натягивающую губы на зубы (я тут не при чём, это - постоянная мимическая гримаса актрисы Чиповской. Подождите! Она ещё скоро сыграет Элиз Воронцову в новом фильме о Пушкине!) Дашу, в которую Дальский влюбился с первого взгляда и даже спел ей романс "Только раз бывает в жизни встреча". Расчувствовавшись, он отдаёт Даше саквояж с драгоценностями и неловко падает на землю от пули в сердце, выпущенной из нагана Жадова. Экая мясистая история - не правда ли? Игра Дюжева - соответствующая прописанному сценариусу. Надо ли отмечать, что здесь он... правильно - Космос из "Бригады". Только несколько повзрослевший и взявший за правило вести себя солидно. Особенно при дамах.
Нестандартный взгляд авторов версии 2017 года на роман наводит на некоторые вполне закономерные размышления... Что это? Эпоха суррогатов? Сырный продукт вместо сыра? "Пальма" вместо масла "Крестьянка"? Сосиски "говяжьи" из "мяса птицы механической обвалки"? Демагогия вместо правды? Райская вместо Толстого? Два штампа вместо актерского перевоплощения... Кстати, знаете ли вы, что Дюжев во МХАТе играл Лаврецкого в "Дворянском гнезде"? Нетрудно представить себе этого... персонажа. Надеюсь, он там пел? Актёр Дюжев очень любит петь и искренне считает, что у него хороший голос, хотя на самом деле диапазон у него бедный, голос скрипучий и неприятный, как и сам исполнитель. Но... как говорит наш любимейший ведущий Николай Николаевич Дроздов, наблюдая за какими-нибудь животными: "Просто давайте не будем им мешать!" И то верно - давайте не будем "им" мешать делать плохое кино, неумело лгать, покашливая, что всё хорошо, когда очевидно же, что не очень...
Мы, пожалуй, закончили наш крайне субъективный анализ. Хоть и выполнен он был на примере далеко не основных персонажей, думается, достаточно и этого. Куда как проще, конечно, было бы разложить в аллегорической чашке Петри Дашу и Катю (всех шестерых), да и препарировать их почтительно под микроскопом. Но этот путь слишком очевиден - с одной стороны, и спорен - с другой, ибо у той же Даши найдётся масса поклонников исполнительницы этой роли Нины Веселовской из первой экранизации, однозначно - у Ирины Алферовой, и даже Анна Чиповская - готов биться об заклад - имеет несколько механизированных корпусов своих защитников. Выбранные нами герои второго плана тем и хороши, что впрягаться за них и их прелести (ибо - мужчины) никто особо не станет, а стало быть, и выводы из нашего субъективного анализа после прочитанного каждый может сделать самостоятельно, оставшись при этом при собственном мнении.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Самое любопытное - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE
ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу