Найти тему
Учительская

Русский язык. ЕГЭ в вопросах и примерах. Одобрено ФИПИ

Вы знаете, что наречие «на-гора» означает «наверх, на поверхность земли» и пишется через дефис? А что пришло оно в общеупотребительную сферу из языковой среды шахтеров? Что толщина льда, которым покрыта гора Эльбрус, достигает 400 метров? Что по написанию прилагательных или причастий в меню («н» и «нн») можно понять, какое блюдо вы заказываете в ресторане? Сможете ли с уверенностью сказать, как ставится ударение в глаголе «кашлянуть» или в существительном «вероисповедание»? Какое словосочетание – «подскользнулся на льду» или «ляг на диван» верное? Выбирая маршрут для будущего путешествия, думали ли о посещении музея «Малые Корелы», который находится в 25 километрах от Архангельска (в нем внимание посетителей обязательно привлекут церкви, часовни, мельницы, амбары, построенные в XVI – начале ХХ века)? На все эти вопросы вы получите ответы в новом пособии, рассчитанном для подготовки к ЕГЭ по русскому языку «ЕГЭ-2024. Русский язык» под редакций Р.А. Дощинского. В нем 37 вариантов.

Единый государственный экзамен по русскому языку – это испытание, которое проходит каждый учащийся независимо от выбора учебного заведения, в которое он собирается поступить. Это самый массовый экзамен, подготовка к которому занимает много времени.

Язык – сложная система, понимание законов которой облегчает решение многих задач. Между тем репродуктивный метод изучения любого языка, и русского в частности, становится гарантом его успешного освоения. А значит, чем больше вариантов выполнит ученик, готовясь к экзамену, тем выше вероятность написать его на высокий балл, поступить в тот вуз, о котором мечтал.

В КИМах, представленных в пособии, учтены те незначительные изменения, которые обозначены в демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку. В частности, два задания на правила русской орфографии (13, 14) теперь предполагают выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов в виде цифр. В пособии детально разбирается система оценивания экзаменационной работы: рассказано об изменении оценивания заданий 8 и 26, представлены скорректированные критерии оценивания выполнения задания 27. При выборе материала для этого задания, которое проверяет умение проводить информационно-смысловую переработку текстов и предполагает написание сочинения на основе прочитанного макротекста, авторы предлагают различные по стилю произведения: публицистические (А.М. Максимов, Ш.А. Амонашвили и др.), фрагменты из художественных произведений писателей-классиков (И.А. Бунин, М. Пришвин, А.П. Чехов, Л.Н.Толстой и др.) и современных писателей (Е.Водолазкин, Н.Терентьев). В них, как и в тех, которые даются в качестве КИМов на экзамене, есть многопроблемные, позволяющие ученику выбрать тот материал, который ему наиболее интересен (табл. 1).

   Табл. 1. Примерный круг проблем в текстах к заданию 27
Табл. 1. Примерный круг проблем в текстах к заданию 27

Пособие адресовано в первую очередь учащимся-старшеклассникам для самоподготовки и самоконтроля. В этом плане особенно ценным можно считать подробный анализ всех ответов к одному из вариантов, представленных в пособии.

В задании 26, где дается фрагмент рецензии, авторы пособия показывают, как нужно работать с понятиями «автор» и «рассказчик». Так, при анализе рассказа И.А.Бунина «Косцы» представлены три субъектные точки зрения: героя-рассказчика, героев-косцов и самого писателя (рис. 1).

   Рис. 1. Вариант 6. Задание 26
Рис. 1. Вариант 6. Задание 26

При анализе произведения Евгения Водолазкина «Идти бестрепетно: между литературой и жизнью», явно автобиографического, имя писателя и термин «автор» становятся синонимичными (рис. 2).

   Рис. 2. Вариант 7. Задание 26
Рис. 2. Вариант 7. Задание 26

Ученики сталкиваются с определенными трудностями, работая с субъектной организацией текстов. Подобные примеры рецензий, которые представлены в пособии, помогут разобраться им в этом сложном материале и не допустить ошибок во время экзамена.

Плюсом пособия становится и оформление тренировочных КИМов. Так, ни для кого не секрет, что подсказкой в выборе правильного ответа для сдающего экзамен может стать шрифт: если прилагательное выделено курсивом и охарактеризовано как троп, ученик не ошибется, назвав его эпитетом (рис. 3).

   Рис. 3. Вариант 12. Задание 26
Рис. 3. Вариант 12. Задание 26

Пособие, созданное разработчиками вариантов ЕГЭ, станет подспорьем не только для учащихся, но и для учителей, которые найдут в нем ценные методические материалы: они помогут построить урок, существенно сэкономят время на его подготовку. Издание прошло научно-методическую оценку ФИПИ. Выпускники и учителя могут быть уверены в том, что содержащиеся в сборнике задания соответствуют всем требованиям КИМов ЕГЭ 2024 года по русскому языку. Надеемся, что учеников и их наставников ждет непременный успех!

Мария КОРЧАГИНА, учитель русского языка и литературы школы № 1 с углубленным изучением английского языка, Вологда

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».