Первый не всегда обсуждаемый момент - «испарение» работников. Люди, которые раньше производили материальные ценности, строили, оказывали услуги и вносили свой вклад в экономику, просто испаряются. Но прежде чем перестать существовать такой человек ест, пьет, носит форму, стреляет и лечится.
Все что пожирает война повсеместно напрягает экономику т.к. многие заводы и фабрики работают в ноль, транспорт работает в ноль, горючее сжигается в ноль и, по сути, большая часть экономики гудит в холостую, выпадая из формулы Т-Д-Т. Но при этом денег к товарам и услугам становится непропорционально больше – цены растут краткосрочно т.к. на обычные товары наступает дефицит, а расходы на военные нужды просто летят в топку войны. Спекуляция, коррупция, голод - обычные загонщики военной охоты на население в своем тылу. Несопоставимые ужасы ожидают людей за линией фронта в чужом.
Одним из неизбежных итогов долгой войны оказывается карточная система, кратное обесценение сбережений, черные рынки, где бриллианты меняют на хлеб. Военный коммунизм по сути.
Обратимся к опыту второй мировой. Германия для оккупированной территории выпускала «билеты имперских кредитных касс» в просторечии - оккупационные марки, обращавшиеся лишь на данной территории. Оккупационные марки использовались для выплаты жалованья военнослужащим, закупки стратегического сырья и продовольствия для снабжения армии.
При захвате эмиссионных банков в оккупированных странах немцы неограниченно использовали билеты данного банка как бы для «возмещения издержек на содержание оккупационных войск». В результате количество банкнот в обращении за время оккупации резко увеличилось: во Франции и в Бельгии — в 4 раза, Польше — в 11, Чехословакии — в 15, Югославии — в 24, Греции — в 250 миллионов раз(!!! За что так с Грецией?).
В странах-союзниках, втянутых в войну на стороне фашистской Германии (Италии, Венгрии, Румынии и Болгарии), Германия применила метод валютного клиринга одностороннего типа. Эти страны поставляли Германии нефть, сельскохозяйственные продукты и прочие товары в кредит, а их эмиссионные банки уплачивали поставщикам деньги за счет инфляционного выпуска банкнот. Все это вызвало в этих странах инфляцию в огромных размерах.
Англия финансировала войну в значительной степени за счет зависимых от себя стран, используя, как и Германия, метод валютных клирингов. В связи с этим в Индии количество денег в обращении выросло в семь раз, в Египте —в шесть, в Ираке и на Цейлоне — в девять и т. д.
В странах, переложивших значительную часть издержек войны на оккупированные или зависимые страны, инфляция приняла сравнительно меньшие размеры.
Так, в Германии количество банкнот в обращении увеличилось с 11,4 млрд. марок перед войной до 36 млрд. марок в сентябре 1943 г. и к моменту капитуляции- 75 млрд. марок. Рост в 6.5 раз.
(Главное послевоенное инфляционное веселье было в Германии после 1 мировой когда страну захлестнула гиперинфляция. В хорошей художественной форме послевоенная инфляция описана в «Черный обелиск» Э.М. Ремарк.)
В Англии количество банкнот в обращении увеличилось к сентябрю 1945 г. в 2,4 раза. После начала войны золотое содержание фунта стерлингов было установлено на 51% ниже паритета 1929 г. Оптовые цены на продовольствие повысились за время войны на 61%.
У потерпевшей поражение Японии, инфляция также достигла значительных размеров. Количество денег в обращении в феврале 1946 г. (накануне денежной реформы) составляло» 61 млрд. иен по сравнению с 6 млрд. иен в 1941 г.
В США инфляция тоже усилилась во время войны, несмотря на то, что они мало участвовали в войне и сильно нажились на ней. Количество денег в обращении увеличилось за 1941—1945 гг. на 176%, а производство — всего на 43%. Официальный индекс регулируемых цен повысился к концу войны на 31%. Избыточный выпуск денег во всех странах привел к падению их покупательной способности.
Больше всего в свое время меня поразил немецкий цинизм в оккупированных странах. Страну и ее экономику ограбить легко и этот механизм описан выше. Как ограбить население? Тут действует та самая оккупационная марка, дефицит и черный рынок. Добавляется одна маленькая деталь. Закон о расстреле за спекуляцию. И тогда – мелкие продавцы грабятся посредством продажи ценностей за бесценок, крупные за счет законов о расстреле спекулянтов – прихваченные за жабры (информаторов хватало) те сами отдавали все что есть, за свою жизнь. Эшелоны добра на системной основе уезжали в Германию.
Автор - 100 ik