Найти тему
Так говорит Надечкина

«Завёл при ней любовницу и не считал за человека». Как граф Лев Толстой уничтожал жену. Изнанка семейной жизни писателя

Ей 18, ему 34.
Ей 18, ему 34.

Вот несколько фактов об изнанке семейной жизни четы Толстых, от которых сейчас волосы дыбом. Женщина - раба, а не человек?

1. Лев Толстой женился в 34 года на умной, сентиментальной, красивой 18-летней девушке Софье Берс из богатой московской семьи. Тогда она ещё не знала, что ей предстоит пережить. Перед свадьбой будущий муж показал ей личный дневник, где в подробностях описывал свои бесчисленные интимные похождения. Он хотел, чтобы она все пошлости знала в подробностях заранее, без утайки.

2. Первая брачная ночь для Софьи превратилась в кошмар. Супруг испытывал особую жажду к физическому наcилию, и она не могла понять почему. Лев Николаевич сильно гневался от её робости и неопытности в любовных делах. Позже Софья Андреевна обнаружила запись в его дневнике об их брачной ночи. Всего два слова: «Не то!»

3. Ревность в их браке была абсолютной нормой. А однажды в качестве прислуги Толстой нанял одну из своих любовниц. Вскоре она от него забеременела. Измена по сути и не скрывалась.

4. С появлением детей всё стало только сложнее, а здоровье Софьи Андреевны неизбежно страдало. Так после очередных родов у неё случилось воспаление груди. За это Толстой на неё жутко сердился и верил, что супруга притворяется.

5. Лев Николаевич хотел много детей, но был не готов уделять им внимание и воспитывать, так как были дела поважнее. Дети его раздражали. Все заботы ложились на хрупкие плечи Софьи Андреевны, и это помимо того, что она помогала мужу с редактурой, издателями и прочими делами.

6. Всего у пары родилось 13 детей, пятеро из которых умерли. Вслед за годовалым сыном Петей, умер младший сын Николай, Алексей и новорожденная дочь Варвара.

-2

7. Во время другой беременности Софья захворала пуще прежнего, диагноз - коклюш. Случился выкидыш, она была при смерти. Толстой это перенес легко, без особых волнений и не оказал никакой поддержки.

8. После 6-х родов врачи запретили Софье Андреевне рожать, что привело Льва Николаевича в бешенство. Он не верил врачам, рекомендации были проигнорированы. Седьмые роды закончились для неё родильной горячкой. Это было буквально репродуктивное насилие. Она писала в своём дневнике: «Кажется, беременна и не радуюсь».

9. Граф Лев Толстой запер Софью в родовом имении Ясная Поляна и запрещал посещать ей светские мероприятия, балы и театры, о Москве и речи не шло. Почти 18 лет она провела, как затворница, только рожая и воспитывая детей. Соня жаловалась в дневнике: «...Мне скучно, я одна, совсем одна… Я — удовлетворение, я — нянька, я — привычная мебель, я женщина».

10. В поздних дневниках Софьи Андреевны после 1890-х годов все чаще появляются мысли об уходе из жизни и упоминания о попытках покончить с собой. Она была в тени, принесла себя в жертву семье и Толстому, но так и не была им достойно оценена.


И это лишь малая часть выпавших на ее долю испытаний. Что думаете? Время было такое? Или дело именно в нём?