Найти в Дзене

Содержание технического заказчика и затраты заказчика на проведение строительного контроля

Оглавление

Строительный контроль и осуществление функций технического заказчика – это комплекс услуг, направленный на контрольные мероприятия в отношении строительного объекта с целью обеспечения строгого и точного соблюдения всех согласованных проектных решений, бюджета, графика, объема и качества выполняемых на стройплощадке работ.

Многие ошибочно думают, что строительный контроль и функции технического заказчика это одно и то же. Однако, несмотря на то что и те, и другие расходы включаются в главу 10 Сводного Сметного Расчёта, согласно п. 5 Методики определения затрат на осуществление функций технического заказчика (№297/пр от 02.06.2020г.) «Затраты на осуществление функций технического заказчика определяются без учёта затрат на осуществление функций строительного контроля». Для определения достоверной стоимости строительства, важно научиться делать верный расчёт.

Рассмотрим наглядно особенности этих двух понятий:

1. Технический

Технический заказчик – это профессиональный и компетентный участник инвестиционно-строительного проекта, осуществляющий организацию, планирование и управление строительством, направленные на своевременное и надлежащее выполнение всеми участниками проекта обязательств с целью успешной реализации проекта (ст. 1 п. 22 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ).

Кем может осуществляется?

Фактически юридическим лицом, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика осуществлять функции технического заказчика (ст. 1 п. 22 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ).

Лицо, выполняющее функции технического заказчика и проведения строительного контроля, должно быть членом саморегулируемых организаций (п. 22 ст.1 ГрК РФ)


Основные функции:

  • контроль сроков строительства;
  • заключение договоров с подрядчиками, субподрядчиками;
  • контроль финансирования;
  • контроль бюджетных расходов;
  • получение разрешительных документов (согласования, разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию и т.п.)

*Полный перечень указан в приложении 1 к методике от 2 июня 2020 г. N 297/пр

Преимущества:

  • отсутствие задержек и простоев;
  • целевое расходование средств;
  • беспрепятственная сдача объекта;
  • эффективное решение сопутствующих проблем.

Отличие:

  • проверяет качество работ;
  • проводит проверки на определенных этапах.

2. Строительный контроль

Строительный контроль — это проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений (п. 2 Положения Правительства РФ от 21.06.2010г. №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»).

Кем может осуществляется?

  • лицом, осуществляющим строительство (подрядчик);
  • застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации (заказчик).

(п.3 Положения Правительства РФ от 21.06.2010г. №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»)

  • Технический заказчик так же может выполнять функции строительного контроля (п.164 приказ от 4 августа 2020 г. N 421/пр);

Основные функции:

Подрядчик:

  • Проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования;
  • Проверка правильного складирования и хранения материалов;
  • Проверка последовательности и состава технологических операций на объекте;
  • Освидетельствование скрытых работ совместно с заказчиком;
  • Приемка законченных работ;
  • Проверка совместно с заказчиком выполненных работ проектной документации.

Заказчик:

  • Проверка полноты входного контроля;
  • Проверка полноты правильного складирования и хранения материалов;
  • Проверка полноты последовательности и состава технологических операций на объекте;
  • Освидетельствование скрытых работ совместно с подрядчиком;
  • Проверка совместно с подрядчиком выполненных работ проектной документации;
  • Иные мероприятия для осуществления строительного контроля.

*мероприятия, осуществляемые в рамках строительного контроля заказчиком в отношении подрядчика, не могут осуществляться самим подрядчиком.

Преимущества:

  • контроль соблюдения качества в строительстве;
  • контроль соблюдения сроков строительства;
  • контроль соблюдения сметной стоимости.

Отличие:

  • обеспечивает качество работ;
  • проводит проверки в течение всего строительства.

Порядок определения затрат, связанных с осуществлением функций технического заказчика:

Затраты на осуществление функций технического заказчика определяются расчетом, согласованным застройщиком, с учетом численности работников технического заказчика и включаются в графы 7 и 8 главы 10 "Содержание службы заказчика. Строительный контроль" ССРСС в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета НДС.

В случае, если функции технического заказчика по объекту капитального строительства осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет её целевых средств, затраты на осуществление функций технического заказчика в ССРСС не включаются. (п.4 Методики определения затрат на осуществление функций технического заказчика (пр.№297/пр от 02.06.2020г.) и п.162, 165 методики определения сметной стоимости строительства (421/пр в ред 557/пр).

Затраты, связанные с осуществлением функций технического заказчика (например, на проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции среди работников строительной отрасли), дополнительно возникающие при осуществлении им таких функций, учитываются в главах 1, 9, 12 ССРСС согласно сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов. (п.6 Методики определения затрат на осуществление функций технического заказчика (пр.№297/пр от 02.06.2020г.).

Перечень затрат на осуществление функций технического заказчика и способ их расчёта (п. 13-22 Методики №297/пр):

А. Затраты на оплату труда

Оплата труда = количество работников тех. заказчика, занятых на объекте (за исключением обслуживающего персонала) * средняя з/п работников тех. заказчика, где:

Количество работников определяется от сметной стоимости строительства исходя из величины сметной стоимости строительства объекта капитального строительства по итогам глав 1 - 9 и 12 ССРСС таблицы из приложения №2 Методики №297/пр.

В исключительных случаях:
(особо опасный, технически сложный, уникальный объект или линейный объект не отвечает признакам сооружения) рассчитывается как сумма численности работников исходя из сметной стоимости затрат, указанных в главе 2 ССРСС, в целях определения суммы сметной стоимости затрат, указанных в главах 1, 3 - 9 и 12 ССРСС

Численность работников технического заказчика линейного объекта, включающего в себя часть основного линейного объекта и объекта (объектов), не являющихся линейными, по решению застройщика допускается определять суммированием численности, принятой согласно Приложению N 2 к Методике, определенной отдельно исходя из сметной стоимости основного линейного объекта, предусмотренной в главе 2 ССРСС, а также сметной стоимости объекта (объектов), не являющихся линейными, включенной в главу 2 ССРСС, и общей сметной стоимости итогов по главам 1, 3 - 9 и 12 ССРСС.

Средняя з/п работников = среднемесячный размер оплаты труда рабочего 4 разряда * 1,35 (коэффициент привидения величины нормируемой з/п рабочего 4 разряда к средней з/п тех. Заказчика). Учитывает доплаты и надбавки к окладам, носящие систематический характер.

Размер оплаты труда рабочего 4 разряда определяется как произведение размера оплаты труда рабочего первого разряда за предыдущий год (определяется в соответствии с Правилами мониторинга цен строительных ресурсов, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016г. №1452) и межразрядного коэффициента (1,34).

Пересчет средней заработной платы работников технического заказчика из уровня цен, в котором приведена опубликованная средняя начисленная заработная плата работников, в уровень цен на дату составления расчета затрат на осуществление функций технического заказчика осуществляется с учетом индекса потребительских цен (коэффициент инфляции) в среднем за год, публикуемого Министерством экономического развития Российской Федерации, по строке "Индекс потребительских цен в среднем за год" на текущий год.

Б. Затраты на налоги, сборы, иные обязательные отчисления и платежи. Затраты на амортизацию ОС и НА

Расчет производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах с расшифровкой прочих налогов и сборов.

В. Затраты на материальные и прочие расходы (командировки, аренда легковых а/м, приобретение или аренда оргтехники/ЭВМ и т.д.).

Расчёт выполняется с учетом результатов согласованного застройщиком конъюнктурного анализа текущих цен на основании коммерческих предложений, прайс-листов производителей и (или) поставщиков и других документов, содержащих информацию о стоимости товаров и услуг.

Г. Расходы на организацию проведения геодезических работ.

По расчету в соответствии с затратами на арендную плату и поверку геодезического оборудования, арендную плату и содержание грузового и специального автотранспорта, необходимого для транспортировки указанного оборудования, с учетом количества объектов строительства, по которым осуществляются функции технического заказчика.

Расчет затрат на осуществление строительного контроля

Согласно п. 15 Методики определения сметной стоимости (п.166 пр.№421 в ред 557/пр) Размер затрат на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, определяется исходя из общей стоимости строительства (1-12 главы), за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика (в %), приведенных в приложении к Положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".

Примечание. При стоимости строительства более 900 млн. рублей в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.:

а) нормативы расходов на осуществление строительного контроля заказчика определяются по формуле:

H = 0,04193*С в степени 0,8022 / С

где:

Н - норматив расходов на осуществление строительного контроля заказчика в процентах;

С - стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г;

С в степени 0,8022 - стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г., возведенная в степень 0,8022.

б) численность работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн. рублей сверх указанной суммы.

Согласно п. 167 Методики определения сметной стоимости (п.166 пр.№421 в ред 557/пр) Расчет затрат на осуществление строительного контроля осуществляется в текущем уровне цен от итогов глав 1 - 9 сводного сметного расчета стоимости строительства (графы 4, 5, 6 и 7) (за исключением расходов на приобретение земельных участков), и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль" (графы 7 и 8).

Таким образом, для определения норматива в базисном уровне цен в расчёт берется общая стоимость работ от итогов глав 1-12, а для пересчёта в текущие цены в ССРСС стоимость рассчитывается по этому нормативу от итогов глав 1-9.

В главе 9 ССР при согласовании с заказчиком, могут дополнительно учитываться затраты, связанные с проведением дополнительного строительного контроля инструментальными и лабораторными методами). (п.167 пр.№421 в ред 557/пр).

При применении ресурсного и ресурсно-индексного методов для определения нормативов расходов на осуществление строительного контроля сметная стоимость строительства в базисном уровне цен рассчитывается как отношение сметной стоимости в текущем уровне цен к соответствующим индексам изменения сметной стоимости, примененным при составлении сметной документации. (п.168 пр.№421 в ред 557/пр).

Главгосэкспертиза России в письме №32403-СМ/09 от 02.06.2023г. дала разъяснения по расчёту строительного контроля при использовании РИМ:

А. При расчёте в целом по объекту (индекс к СМР)

Общая сметная стоимость строительства (по итогам глав 1-12 ССРСС, за исключением оборудования и земельных участков) на 01.01.2000г. = Сметная стоимость в текущем уровне цен / индекс к СМР (в целом по объекту).

Б. При использовании индексов изменения к элементам прямых затрат (выполняется по виду объекта строительства).

Сметная стоимость СМР по главам 1-7 ССРСС (графы 4 и 5) на 01.01.2000г. = (сметная стоимость элементов прямых затрат + НР + СП) / соответствующие индексы к элементам прямых затрат.

Примечание:

для пересчёта стоимости перевозки (за исключением доп. перевозки), погрузки и разгрузки используется индекс, рассчитываемый для применения к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов.

Остаток сметной стоимости (за исключением оборудования и земельных участков и СМР (гл. 1-7 ССРСС графы 4 и 5) на 01.01.2000г. пересчитывается с использованием усредненного коэффициента.

Усредненный коэффициент = Сметная стоимость СМР (гл. 1-7 ССРСС графы 4 и 5) в текущем уровне цен / Сметная стоимость СМР (гл. 1-7 ССРСС графы 4 и 5) в базисном уровне цен на 01.01.2000г.

Сметная стоимость оборудования (графа 6 ССРСС) на 01.01.2000г. = сметная стоимость оборудования в текущем уровне цен / индекс сметной стоимости оборудования (исходя из отраслевой принадлежности объекта строительства).

Информация об индексах изменения сметной стоимости, включаемых в ФРСН, размещается на официальном сайте Минстроя России и в ФГИС ЦС.

Итак, функции технического заказчика и строительный контроль — это разные затраты, и разный расчёт. Включаются в главу 10 ССРСС «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» в текущем уровне цен. У технического заказчика и строительного контроля – одна цель, это работа для предупреждения любых отклонений в строительстве, поэтому данный контроль представляет собой задачу, к выполнению которой необходимо подходить со всей ответственностью. От их правильного расчёта зависит общая стоимость капитальных вложений в объект строительства.