Святой Савва архиепископ Сербский вот уже несколько столетий почитается в России. Его первую икону привезла с собой в Москву княгиня Анна Стефановна Глинская, дочь сербского господаря Стефана Якшича, бабушка первого русского царя Ивана IV.
Оказавшись в Сербии, имя святого Саввы можно встретить или услышать довольно часто: крупнейший в стране конгресс-холл называется Сава-центр, самый большой православный храм в юго-восточной Европе – это Храм святого Саввы, построенный именно там, где, по одной из версий, османские завоеватели сожгли мощи святого.
А в булочных продаётся хлеб «Сава» (названный, как кто-то считает не в честь одноимённой реки, протекающей через Белград, а тоже по имени святого). Школы, общественные организации, больницы, заводы, корабли, фирмы – везде можно встретить имя «Сава»
25 января - день памяти этого святого. Так что он сделал для Сербии, для России и для всего православного мира? Давайте почитаем.
Маленький Растко был младшим сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. Он родился в 1169 году. Родиной святого Саввы можно назвать современную Черногорию. Он стал третьим и самым долгожданным ребёнком в семье, а потому - и самым любимым. О ранних годах Ростислава мало что известно, но когда ему исполнилось 15, отец отдал ему в управление одну из областей своего княжества. Известно только, что Растко не часто её посещал. Управление страной и власть его не привлекали.
Благодаря матери в их замке было много книг, которые она привезла с собой и которые ей привозили отовсюду. Ростислав был образованным юношей, знакомым с раннехристианской, византийской и старославянской литературой. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам.
Пришло время, и жизнь Растко сильно изменилась: в семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого – 1169 – древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам.)
Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего Богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо, что сын их больше им не принадлежит. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять его монашество.
Через некоторое время, завершив свои светские дела и отец будущего святого ушёл на Афон, где вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии. В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита. В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы Вселенский Патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан Архиепископа всей Сербии. При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями. Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, «исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая». По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы – «имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?» – вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии.
В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Он же венчал на царство короля Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Асана. Святой Первосвятитель Савва обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель Савва, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая «окончить дни свои странником в земле чужой».
Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Асана, где и умер в 1237 году.
Чудеса исцеления начались уже при перенесении мощей святителя Саввы в Сербию. Они были столь многочислены, что болгары стали роптать на Асана, «зачем он уступает такое сокровище». На родине святителя его честные мощи были положены в церкви Милешево, даруя исцеление всем приходящим с верою.
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих – Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.
В 15 веке мощи Святого Саввы были торжественно перенесены в монастырь Милешева. В 1594 году турки выкрали их, перенесли мощи Святого Саввы в Белград и сожгли их на горе Врачар, на том же месте, где сегодня стоит величественный собор имени Святого Саввы. Сожгли их, чтобы уничтожить саму память о великом святом. Но когда загорелся костёр, (по легенде) от пламени ввысь простёрся столп, сияющий всеми цветами радуги. Синан-паша сжёг тело святителя Саввы, но возрастил его славу. Турки ошиблись.
Память об этом удивительном человеке, православном святом не просто жива. В Сербии и вдругих православных Европейских государствах о нём хорошо знают и помнят. В России до недавнего времени о Святом Савве Сербском слегка подзабыли, но сейчас интерес к нему и его трудам возрастает. Проводятся совместные чтения и научные конференции, в которых принимают участия сербские учёные и теологи, снимаются фильмы, вновь читаются его труды, которые не утратили своего значения и сейчас, в мире, раздираемом противоречиями, в мире, где практически забыты такие слова как Любовь, Праведность, Достоинство... Он снова с нами, снова помогает нам своими чудесами и книгами.
Спасибо княгине Анне Якшич, что привезла в Россию историю Сербского святого... Спасибо Ивану IV, что сделал его нашим русским святым...
Святой Савва, молись о нас!