В Омске создаётся собственная постановка легендарного мюзикла по книге Гюго
Спустя четверть века после премьеры в Париже в 1998 году знаменитый мюзикл «Нотр-Дам де Пари» омичи увидят на сцене Концертного зала. 25 октября концертно-театральное объединение «Favorite voice» представит масштабный проект – мюзикл «Нотр-Дам де Пари» (16+). Это будет полная версия на русском языке. В исполнении талантливых омских вокалистов прозвучат знаменитые «Бель», «Пришла пора соборов кафедральных», «Цыганка», «Бродяги». Автор проекта Татьяна Семерьянова и режиссёр Марина Яцевич поделились с «Ч» своим видением будущей премьеры.
Татьяна Семерьянова:
«В эпизоде казни юной цыганки я переосмысливаю свою жизнь».
– Татьяна, мюзикл по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» уже шёл на омской сцене.
– Скорее, это была концертная постановка – вокалисты исполняли арии, а между ними Татьяна Юрьева читала речитативы. Теперь никаких пауз не будет, мы сделали полноценную версию мюзикла. Всё, что читала мастер художественного слова, будет спето обновлённым составом солистов-вокалистов! Музыканты и артисты представят полную версию мюзикла на русском языке (либретто написал Юлий Ким) в двух актах.
– Почему столь востребованный жанр практически не представлен на омской сцене?
– Начнём с того, что в Омске, к сожалению, нет театра мюзикла. Полноценный мюзикл требует специальной площадки, а также профессиональных режиссёров, балетмейстеров…
– Но вы не побоялись взяться за такое сложное дело! До «Нотр-Дам» у вас уже были попытки обратиться к популярному жанру мюзикла?
– Первой ласточкой стал «Призрак оперы». Это был мини-мюзикл с небольшим количеством участников, без балета. Но зрителю очень понравилось, это был настоящий успех! Билеты на первую постановку разобрали за три дня. Но… мюзикл не филармонический проект. В рамках филармонии нет возможности развернуться в полную силу.
И я подумала, почему бы самой не сделать полноценный мюзикл? Стала перебирать в уме всемирно известные постановки и выбрала «Нотр-Дам де Пари».
– Почему именно он? Почему не «Кошки», например?
– Потому что это самый популярный и известный в России мюзикл. А также и потому, что в его основе – литературный сюжет Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», а наши зрители в большей степени знатоки и любители литературы, театралы. Также немаловажно и то, что был в доступе клавир.
─ Сколько музыкантов занято в постановке?
─ Подбор был тщательным. В состав оркестра вошли артисты симфонического оркестра филармонии, музыкального театра и омских рок-групп – всего 17 музыкантов, и каждый из них неординарная личность, одарённый артист.
– Вы заняты в постановке?
– В предыдущей постановке я девять раз выходила на сцену в роли Эсмеральды. Честно сказать, вокальная партия героини кажется мне немного простоватой, но сама роль драматичная и сложная. Каждый раз в эпизоде казни юной цыганки, когда мне на шею накидывают петлю, я буквально переосмысливаю всю свою жизнь. Каждый раз это огромный стресс. Плюс приходится перестраиваться с одного стиля пения на другой. Ведь я преимущественно оперная певица, а мюзикл предполагает совершенно иную постановку вокала – что-то среднее между академическим и эстрадным пением. Поэтому хотелось найти себе замену, но не удалось, и я снова Эсмеральда. Да, казнь Эсмеральды – трудный момент, но я настраиваю себя на позитив.
– Кто ваши партнёры на сцене?
– Состав вокалистов обновился. На роль Фролло и Флёр-де-Лис приглашены замечательные артисты музыкального театра Михаил и Маргарита Дергилёвы. Квазимодо – Вадим Изофатов, певец с уникальным голосом, участник проекта «Голос». И актёрски, и вокально Вадим тонко и очень точно воплощает образ горбатого звонаря собора Парижской Богоматери.
Капитан лучников короля Феб де Шатопер – Алексей Дмитриев из ансамбля «Проект П». Алексей – настоящий самородок.
Гренгуар – Максим Табольнов – обладатель красивого тенора. Очень чуткий, глубокий человек и артист, который всё пропускает через себя.
Клопен – Алексей Фадеев.
– Правда, что постановкой хореографии занимается звезда бродвейского мюзикла «Moving out»?
– Господь послал мне встречу с Мариной Яцевич, и это стало шагом к моей мечте. Хореография не была нашей сильной стороной, а с приходом Марины появилась возможность подняться на более высокий уровень.
Марина Яцевич:
«У зрителя будет создана иллюзия полного погружения в происходящее на сцене»
– Марина, вы могли наблюдать триумф легендарного «Нотр-Дам де Пари» на Бродвее…
– У американцев этот мюзикл вообще не пошёл, они же не любят страдать! А там второй акт – сплошные страдания. Они и сделали его по-своему, сократили. «Бель» неслась из «каждого утюга», но на Бродвее такого оглушительного успеха, как в Париже, не было.
– От ваших профессиональных компетенций и опыта захватывает дух: режиссёр-постановщик, звезда бродвейского мюзикла, солистка компании современного танца «RITHUALS» (New-York) и всемирно известного шоу «RIVERDANCE». Педагог с восьмилетним опытом учёбы и работы в Нью-Йорке, с 25-летним танцевально-педагогическим стажем… Вы ставите мюзиклы в Москве и сотрудничаете со звёздами балета и спорта с мировым именем… Для омской постановки тоже сами ставили хореографию?
– Музыкальная режиссура спектакля осталась не тронута, а вот танец абсолютно другой – вообще ни одного повторения. Это полностью моя постановка и режиссёрские решения принимаю я – где кто стоит, что кто делает, как реагируют друг на друга артисты, солисты, взаимодействие актёров на сцене, их передвижения, эмоциональная подача, жесты…
Этот мюзикл написан для вокалистов – они много двигаются по сцене, и у них должна быть хорошая физическая форма, чтобы не сбилось дыхание.
Когда я пришла на первую репетицию, услышала, что здесь каждый на своём месте. И такой энергии, такому попаданию по персонажам можно позавидовать! Татьяна каждого вокалиста подбирала и обрабатывала как бриллиант.
Но танцует балет. И балет в данном случае – это даже не танец, не вставные номера, а некоторая энергия, на которой держится действие спектакля. Танцовщики – полноправные участники спектакля, создающие для зрителя полное погружение в место действия. Танец придаёт характер сцене и помогает реализации основных замыслов режиссёра для усиления эффекта той или иной партии. В каком-то смысле танец воспринимается и как движущаяся декорация на сцене.
– А привычные зрителю декорации будут на сцене?
– Декораций в традиционном понимании не будет. Не то что это не модно. Просто люди стали уходить от громоздких форм, и сейчас многое даёт экран. В Концертном зале экран огромный, он и будет основной декорацией. Не буду открывать всех секретов, но у зрителя будет создана иллюзия полного погружения в происходящее на сцене. Будут, конечно, и какие-то условные опорные конструкции: если нужно вознести над всеми Квазимодо, то мы используем трапецию.
Помимо экрана очень важен свет, он многое решает в современном спектакле, даже какие-то эмоциональные вещи. В Концертном зале по свету тоже хорошее оборудование.
─–С какими трудностями пришлось столкнуться ?
– Пока у меня была одна трудность – мало артистов. Я планировала задействовать больше танцовщиков. Пришлось работать с меньшим количеством. Но с лучшим качеством!
В нашей танцевальной команде задействованы артисты балета, современного танца, танцоры-универсалы, фристайлеры, брейкдансеры, акробаты, воздушные гимнасты…
– На какого зрителя рассчитываете?
– На понимающего. Который знает, куда идёт, которому знакома история Эсмеральды, рассказанная великим Гюго.
Беседовала Светлана ЛЫБИНА.