Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

История "Жёлтой реки" и не только

Есть группы, существующие многие десятилетия, о которых и рассказать то нечего, а есть такие, чей творческий путь был относительно коротким, но даже спустя полвека их помнят, а их песни по-прежнему любимы и популярны. В числе таких и британская группа Christie, о главном хите которой (и не только о нëм) хотелось бы порассуждать в данной публикации. Джефф Кристи (Jeff Christie) свой первый коллектив Outer Limits создал в ранней юности. Поначалу это был скиффл-бэнд (где также играли Стэн Дроги, Джерри Лейтон и Джерри Смит), словно бы копировавший этапы раннего развития The Beatles и считавшийся йоркширской версией знаменитой четвёрки. Постепенно Outer Limits выработали собственный стиль, в котором чувствовалось влияние музыки соул. В отличие от большинства любительских групп, Outer Limits сумела выпустить несколько синглов, самыми заметными из которых стали «Just One More Chance»/«Help Me Please» (Deram Records, 1967) Источник: https://www.youtube.com/watch?v=usOGMJ-Bcrw Источник: h

Есть группы, существующие многие десятилетия, о которых и рассказать то нечего, а есть такие, чей творческий путь был относительно коротким, но даже спустя полвека их помнят, а их песни по-прежнему любимы и популярны. В числе таких и британская группа Christie, о главном хите которой (и не только о нëм) хотелось бы порассуждать в данной публикации.

Джефф Кристи (Jeff Christie) свой первый коллектив Outer Limits создал в ранней юности. Поначалу это был скиффл-бэнд (где также играли Стэн Дроги, Джерри Лейтон и Джерри Смит), словно бы копировавший этапы раннего развития The Beatles и считавшийся йоркширской версией знаменитой четвёрки.

Постепенно Outer Limits выработали собственный стиль, в котором чувствовалось влияние музыки соул. В отличие от большинства любительских групп, Outer Limits сумела выпустить несколько синглов, самыми заметными из которых стали «Just One More Chance»/«Help Me Please» (Deram Records, 1967)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=usOGMJ-Bcrw

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=VRinSHqfRK4

и «Great Train Robbery»/«Sweet Freedom» (Instant Records, 1968) - который лично мне кажется более интересным..

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=NTuFpwhVCEk

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=bmd_A12Hm8M

Все песни репертуара группы писал Джефф Кристи. Характерна в этом смысле «Great Train Robbery», где в полной мере проявилась его тяга к мелодичным поп-риффам и американской географии и истории (обе линии впоследствии соединятся в творчестве Christie)

Лично меня сингл «Just One More Chance» не впечатлил, но я его и услышал впервые совсем недавно. Впрочем, познакомься я с ним и году так в 1978-79-м, то есть тогда, когда только-только начал интересоваться музыкой, вряд ли что бы изменилось. В ту пору мне нравилось несколько другое. Однако интернет-источники утверждают что данный сингл имел определённый успех и на песню даже было сделано несколько каверов. Впрочем, спасти коллектив это не смогло. Группа распалась, а все её участники, кроме Джеффа, решили бросить музыку. Джефф же решил продолжать пусть не в качестве автора, но исполнителя. Хотя его тянуло к прогрессив-року, но Джефф понимал, что его талант состоит прежде всего в умении создать запоминающуюся мелодию. В итоге он переключается на кантри-поп и, записав несколько собственных композиций, пытается заинтересовать ими различные лейблы звукозаписи и издательские компании.

В конечном итоге записи Джеффа Кристи попадают к гитаристу The Tremeloes Алану Блэкли, который тут же выделил среди них песню «Yellow River» и со своей группой записал несколько её версий. Однако The Tremeloes к этому времени уже имели достаточный успех с собственным материалом и эти записи были отложены на полку. Понимая, что «Yellow River» обладает взрывным хит-потенциалом, Джефф отклонил предложения нескольких других групп записать её и решил исполнить её в составе новой, своей собственной группы. Алан Блэкли предложил брату Майклу и гитаристу Вику Элмсу (двое последних были участниками The Epics, где играл также Билл «Ледженд» Файфилд, в будущем участник T. Rex) возможность записать «Yellow River» в качестве аккомпанирующего состава Джеффа Кристи. Так, при посредстве антрепренёра Брайана Лэнгли (также сотрудничавшего с Tremeloes) - образовалась группа, названием которой (в духе популярной тогда традиции) стала фамилия её фронтмена.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=aqUYPgYcgDQ

Christie подписали в Англии контракт с CBS — компанией, выпускавшей также и пластинки Tremeloes. Дебютный сингл «Yellow River» (в сущности, вокал Джеффа плюс уже готовый бэкинг-трек из архивов Tremeloes) вышел весной 1970 года и тут же стал всемирным хитом. В Британии он вышел на 1-е место (пробыв в чартах 22 недели), а в США (где его выпустила компания Epic Records) достиг 23-го места, что было удивительно, если учесть, что группа за океаном к тому времени даже не выступала.

А уже в 1971 году ансамбль "Поющие гитары" записал пластинку-миньон с кавером «Yellow River» получившем название "Карлссон"(русский текст написал поэт Илья Резник)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=-90QtytFEC8

И хотя Илья Резник написал действительно неплохой текст, но совершенно не имеющий смысловых пересечений с оригиналом. В оригинале песня "Жёлтая река" видимо о войне (вероятно о вьетнамской) и в переводе выглядит так:

Пока, парень! Можешь занять моё место,

Я получил документы, и получил расчёт.

И вот я пакую свои чемоданы,

и отправляюсь на Жёлтую реку.

Сложи оружие, война выиграна,

Налей мне стакан, уже пришла пора,

Я возвращаюсь в любимое место —

на Жёлтую реку.

ПРИПЕВ:

Желтая река, Жёлтая река,

Я её помню, я её вижу.

Жёлтая река, Жёлтая река

В моей крови, это место я люблю !

Нет времени на объяснения,

Я не хочу терять время,

Завтрашней ночью я уже буду спать

Под луной у Жёлтой реки.

Я ещё слышу в ушах канонаду,

Я так рад, что остался в живых.

И я так долго не бывал

У Жёлтой реки.

Помню, ночи были холодные,

Как сейчас вижу эти лужи,

И я помню ту девушку,

С которой был знаком у Жёлтой реки.
Припев

Свои версии «Yellow River» были в репертуаре Элтона Джон, Mungo Jerry, R.E.M. и многих других. В СССР помимо "Поющих гитар" собственные варианты песни записала литовская группа «Keistuoliu Teatras» («Geltona Upe»), а Тынис Мяги "застолбил за собой" эстонский вариант под названием «Vana jogi». В 90-х годах российская группа «Унесённые ветром» записала песню с собственным текстом под названием «Ела рыбу» (созвучно с «Yellow River»), но это уже шуточная, стёбовая версия.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=6zXf4d87LkM

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=upydkuWvYTo

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=i0McfsD9GWI

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=YXhZ2LL17TQ

Особняком среди этих кавер-версий стоит французский певец американского происхождения Джо Дассен и его «L’Amerique», которая была выпущена уже летом того же 1970 года, что и «Yellow River».

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=nr2enzcl83o

Но вернусь к дальнейшему творчеству группы Christie.

Второй сингл «San Bernadino», вышедший в октябре 1970 года, в Англии поднялся до #7, возглавил германский хит-парад, а в США остановился на 92-й строке. Зато дебютный альбом Christie за океаном имел больший успех, чем на родине группы: в списках Биллборда он провёл 10 недель. Christie немедленно подписались на всемирные туры и в течение следующих двух-трёх лет оставались одной из самых «путешествующих» групп мира. В это время Блэкли в составе заменил Пол Фентон (Paul Fenton).

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=ShiTvEKCpO4

Третьим синглом звукозаписывающая компания предпочла выпустить «Man of Many Faces», в альбом не включённый; впоследствии этот выбор у многих (и у меня в том числе) вызвал недоумение. Вещь неплохая, но не хит и даже без задатков оного.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=zZq_o24A_JA

К работе над вторым альбомом, For All Mankind, группа смогла приступить лишь в 1971 году. В нём Кристи попытался вернуться к «прогрессивным» корням: музыка группы стала тяжелее, в ней появились элементы блюза и кантри. CBS стала раскручивать одну из песен, «Picture Painter», в рекламе, сняв на неё и видеоклип.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=sz0C9zEqI9g

Как ни странно, синглом она была выпущена лишь в странах Юго-Восточной Азии. Правда, Christie вернулись в чарты с «Iron Horse», песней, которую некоторые критики называют лучшей композицией группы.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=gQNfB7t74tY

На тот момент к составу присоединился Ховард Любин (Howard Lubin) из поп-группы Unit 4+2: взяв в руки бас-гитару, он дал возможность Джеффу на сцене играть на других инструментах. Успех группа получила и в Южной Америке, причём главным её хитом на этом континенте стала композиция Вика Элмса «Jo Jo’s Band»

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=lm7dFS9Sj30

К тому моменту, когда группа приступила к работе над третьим альбомом, отношения между Кристи и Элмсли ухудшились. В 1973 году Christie временно распались, а воссоединились уже с Роджером Флавеллом, который заменил Любина. Последний сконцентрировался на новой для себя карьере продюсера. Он, кроме того, написал песню «Free Inside», которая получила известность благодаря киноверсии популярного британского комедийного телесериала «Porridge». Вскоре Пол Фентон, с которым у Джеффа были самые тёплые отношения, перешёл в Carmen.

Джефф объявил о том, что начинает сольную карьеру и распустил группу, однако уже через месяц изменил решение и собрал новый состав с Роджером Флавеллом. Сюда вошли также Терри Фогг (Terry Fogg), барабанщик британской группы Sounds Incorporated, и американский гитарист Дэнни Кригер (Danny Krieger), который записал с группой синглы «The Dealer» (получивший хорошие рецензии, но в британском top 100 поднялся невысоко)

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Rd-jusNaMqE

и «Alabama», провёл испанское турне и вернулся в США. Его временно заменил Грег Эйнсуорт (Greg Ainsworth). По возвращении группы в Британию он и Фогг ушли, а на смену им пришли Тони Фергюсон (гитара), Роджер Уиллис (ударные) и Грээм Уайт (гитара), все трое — из группы Capability Brown.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=ovtAbfTK0H0

Перед началом южноамериканского турне Уайт покинул состав, и Christie снова превратились в квартет. Выпущенный синглом «Guantanamera» («Navajo» на обороте) способствовал росту их популярности на континенте. По возвращении с гастролей Джефф Кристи распустил состав, но в 1976 году выпустил сингл «Most Wanted Man» в США — как Christie. Здесь ему помогали более чем респектабельные музыканты: ударник Саймон Филлипс (позже игравший с The Who) и Джон Перри из Caravan. Однако новые участники держались настолько скромно, что фанаты группы решили, что группы Christie как таковой не существует, и Джефф выступает соло.

В 1980 году Джефф перешёл на RK Records, где выпустил синглы «Tightrope»/«Somebody Else» и «Both Ends of the Rainbow»/«Turn On Your Lovelight» — под своим именем. Альбом, куда должны были войти эти четыре песни, был уже подготовлен, но оказался невыпущенным из-за того, что лейбл прекратил своё существование. Джефф продолжает утверждать, что таким образом пропали лучшие вещи всей его карьеры.
Сейчас Джефф Кристи продолжает писать песни (для других исполнителей, в том числе для Конкурса песни Евровидение) и занимается преподавательской работой. Вик Элмс под своим именем (а также в составе группы China) выпустил несколько синглов. Некоторое время он гастролировал с Tremeloes, а затем образовал собственную версию старой группы, Christie Again. Он написал музыку к телесериалу «Space: 1999». Пол Фентон продолжает работать с Mickey Finn’s T. Rex.

Конечный итог существования группы Christie это четыре выпущенных студийных альбома (1970,1971,1972 и 1974 годов), полтора десятка синглов и...пожалуй что всё. Но раз и спустя почти полвека группу помнят, значит она заслуживает того. Однако, не случись в творчестве Christie "Жёлтой реки", неизвестно как бы всё в итоге сложилось.

При создании статьи использовались материалы из различных интернет-источников.