О чем может сказать название спектакля «Подыскиваю жену. Недорого»? Возможно, сразу представляется антреприза с парой-тройкой столичных звезд, приехавших в провинцию стричь купоны не очень высоким уровнем комедии? Собственно, началась наша история именно так. Спектакль «Подыскиваю жену…» (другое название пьесы – «Счастливый билет») привозила в Уфу одна московская труппа с одной известной артисткой. Но дело не в том, понравилась ли постановка нашей публике, а в том, что на ней побывали актеры Народного театра «Третье поколение» им. Петра Шеина. И так им понравился этот материал модного драматурга Сергея Белова, что его решили рекомендовать руководителю театра Юрию Стульникову, чтобы транслировать данную пьесу для постановки в народном театре. Так началась работа, которая была непростой, и привела к созданию спектакля, совершенно отличающегося от аналогов в других театрах. Премьера «Подыскиваю жену. Недорого» состоялась в театре «Третье поколение» в преддверии Дня защитника Отечества, шла и перед Международным женским днем. И на все даты, в рамках эпидемиологических разрешений, были полностью раскуплены билеты.
Рассказывает режиссер-постановщик Алексей Ходорев (это его первая работа в качестве режиссера театра «Третье поколение»):
«Наш театр начал существовать во второй половине 1981 года, а я пришел в него в первой половине 1982-го. Было много ролей в прекрасных спектаклях Петра Александровича Шеина. Но это были актерские работы, и, честно говоря, я совсем не ждал звонка с предложением поставить спектакль. Шеин всегда говорил, что он – ученик Станиславского и Товстоногова; что созвучен с Марком Захаровым. Поэтому у нас в репертуаре было много спектаклей по пьесам Григория Горина. Нас роднила с театром Ленком, конечно, не то, как были поставлены спектакли, но стилистика и глубина. Согласившись на работу в этом проекте, я решил для себя, что эстетика постановок Петра Александровича будет сохранена».
Пьеса предполагает завязку типичной «комедии положений»: сделать правильный выбор в браке - это одна из главных задач в жизни Игоря, осечки быть не должно, и для этого он готов устраивать для претенденток самые невероятные испытания. А побороться есть за что: он и успешен и богат, но только не спешит раскрывать все карты. Успешного и богатого полюбит любая, а вот кто полюбит мелкого служащего с низким окладом и скромной однокомнатной квартирой, в которой, кстати, все и происходит? Игорю кажется, что правильный выбор сделан, но жизнь преподносит сюрпризы, о которых и не мечтаешь: люди оказываются совсем не теми, за кого себя выдают, и счастье было рядом, но не было замечено…
Камерная сцена, на которой играет свои спектакли театр, идеально подходит для таких историй с единством пространства и времени. Раз за разом компания заговорщиков в лице притворяющегося скромным Игоря (Сергей Корнилов), его мамы Валентины (в этой роли колоритнейшая Ольга Попова) и имеющего все признаки миллионера Анатолия (Ростислав Шибанов) готовит проверки претенденткам, - одна краше другой. Это femme fatale Рая (Эмма Гарипова), скромница Света (Ольга Иванова) и девушка-загадка Люда (Татьяна Кедярова). Последней больше всего повезло в плане диапазона игры: можно показать разные, совершенно противоположные женские ипостаси за кратчайшее сценическое время.
А троица заговорщиков выглядит очень сплоченной и забавной, особенно вовремя то и дело возникающих по ходу действия форсмажоров и нестыковок.
Исполнительница роли тети Вали, матери Игоря, Ольга Попова, играет типичную заботливую маму взрослого сына, готовую ради него прийти на помощь в любое время и при всяком самочувствии. При этом отменное, «народное» чувство юмора спасает и ее, и окружающих от всех превратностей судьбы. «Я в театре со дня его основания, - рассказывает Ольга, - Потом был «небольшой» перерыв, когда у меня завелась семья. А там, сами понимаете, школа, учеба. … Теперь, когда сын уже окончил институт, я вновь смогла вернуться. Меня позвала Ольга Буслаева в спектакль «Наитие», и теперь опять посчастливилось принять участие в новой постановке. Поскольку постановщики знают очень хорошо мой характер и биографию, из моей героини получился замечательный «прапорщик в юбке». Тема оказалась очень актуальной ещё и потому, что моему сыну 22 года, и материнские проблемы взрослого ребенка мне близки и понятны. Очень понравилось, как в тандеме сработали режиссеры, Алексей и Ростислав. У Алексея было больше режиссерских тенденций, а Ростислав был ближе с актерской стороны. И они великолепно дополняли друг друга, прислушивались. Так что, было очень интересно работать над спектаклем».
Исполнитель роли вальяжно - развязного Анатолия, Ростислав Шибанов (он же – второй режиссер) признается: «Я создавал некий фон и антураж спектакля, а Алексей Михайлович (Ходорев) вкладывал в персонажи душу, ум, интеллект, чувства и правильные эмоции. Конечно, мы с Алексеем советовались, обсуждали разные моменты, но я, скорее, выполнял функции администратора. Очень сложно одновременно ставить и играть. Потому что начинается «раздвоение личности», не хватает времени и сил подумать о своей роли. Да элементарно не видишь себя со стороны. С Алексеем разбирали роль «по косточкам», но я никак не мог найти в роли то, что ему было нужно. И вот, только когда спектакль был полностью поставлен, я смог «отпустить» себя, абстрагироваться от режиссуры. Примерно за четыре репетиции до премьеры режиссёр накричал на меня и спросил, зачем я мучил его полтора года, если смог за одну репетицию создать именно тот образ, который он хотел увидеть на сцене. Это, конечно, шутка, ибо, как я говорил раньше, была проведена кропотливая и вдумчивая работа актёра и режиссёра».
Продолжает Алексей Ходорев:
«История спектакля началась в 2019 году. В следующем, 2020-м, начались всем известные ограничения, и Государственный концертный зал «Башкортостан» был закрыт. Я пришел, когда уже два-три месяца шли репетиции. В ходе работы мы поняли, что безудержно комиковать для нас неорганично по ряду причин. Было много споров по поводу трактовки пьесы. Изначально над спектаклем одновременно работали три режиссера, но, в итоге, к завершению постановки, осталось два: я и Ростислав Шибанов, хотя на афише написана только моя фамилия. Причем, делить полномочия не пришлось. Ростислав сразу назвал себя «самым главным страшным администратором», а меня «назначил» ответственным за творчество. Поэтому мне удалось оставаться «добрым режиссером». Это шутка, конечно, но важно, что у нас совпала концепция, и оказались очень созвучны те идеи, которые мы хотели воплотить в спектакле. Наше виденье приняли актеры и художественный руководитель театра Юрий Стульников, который сразу приступил к административной работе (составлению приказов, формированию афиши и программок, созданию декорации, решению юридических вопросов и т.д.). Кому-то это может показаться маловажным, но у нас в театре нет огромного коллектива, обслуживающего персонала. Всё, начиная от договора с автором и заканчивая яичницей на сцене, мы делаем сами. Но в этом есть и большой «плюс». Актёр знает и чувствует спектакль до мелочей. Поэтому, как мне кажется, все и получилось гармонично. А, если серьёзно, думаю, психологизм, в духе которого мы ставили – в традициях Шеинского театра. Честно признаюсь, вначале я не рассмотрел тонкий юмор и трогательные моменты пьесы С.Белова. Но, когда взглянул на неё не с точки зрения материала для антрепризы, а как на историю понятную и близкую зрителю, который соскучился по настоящим чувствам, то решил, что «это именно то, что нам нужно» (цитата из спектакля). В итоге, мы сделали лирическую комедию с умным юмором и непростым сюжетом.
Таким образом, все составляющие премьеры «Подыскиваю жену. Недорого» собрались воедино, чтобы стать одним из самых рейтинговых спектаклей в афише, - как театра, так и города.
Элла Молочковецкая, фото предоставлены Народным театром «Третье поколение» им. Петра Шеина.