Найти тему
Инвест-Форсайт

Друг ИИ-учитель

Оглавление

Искусственный интеллект (ИИ) стремительно завоевывает сферу образования. Компьютерное зрение, машинное обучение, нейросети, метавселенные — это только то, что сейчас на слуху. О глубине и степени проникновения ИИ в российскую образовательную среду специально для «Инвест-Форсайта» рассказала Виктория Береснева, директор Автономной некоммерческой организации «Спортивно-методический центр «Кафедра киберспорта», проводящей комплексные научно-практические исследования в области высоких технологий, киберспорта и искусственного интеллекта в интересах крупнейших игроков российской видеоигровой индустрии.

   Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Искусственный интеллект — это сложно организованная высокотехнологичная система, способная эмулировать интеллектуальные способности и креативную активность человеческого мозга, объясняет эксперт. Проще говоря, это машина, способная действовать не только в рамках заранее заданных алгоритмов и программ, но и подходить к задачам творчески. Собирать, обобщать и анализировать информацию, а порой даже нестандартно думать успешнее, чем обычный человек.

Одним из наиболее ярких показателей эволюции искусственного интеллекта стали его победы в логических играх. Когда в мае 1997 года разработанный компанией IBM шахматный суперкомпьютер Deep Blue выиграл матч из 6 партий у чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова, это еще не был искусственный интеллект в прямом смысле слова. Это был просто сверхмощный компьютер, который победил не за счет творческого подхода, а благодаря возможности хранить в памяти и молниеносно обрабатывать информацию о миллионах сыгранных людьми партий. В том числе шахматных поединков с участием самого гроссмейстера. Но уже в марте 2016 года компьютерная программа на основе ИИ AlphaGo, разработанная британской компанией Google DeepMind, выиграла 4 из 5 партий в игру «Го» у корейского профессионала 9-го дана Ли Седоля. И это был уже по-настоящему самообучающийся ИИ, руководствующийся нелинейной логикой и способный на нетривиальные ходы.

Теперь ИИ оказался способен не только учится сам, но помогать учиться людям. В начале февраля студент бакалавриата столичного Российского государственного гуманитарного университета Александр Жадан похвастался, что не только написал, но защитил дипломную работу, написанную с помощью нейросети ChatGPT на основе ИИ.

А уже в апреле опрос, проведенный сайтом Intelligent, показал, что из 1000 западных преподавателей старших классов, аспирантов и дипломированных преподавателей высших учебных 95% знают о ChatGPT, 98% используют ее сами, а 79% одобряют использование программы учащимися. Более того, 84% педагогов, которые одобряют ее использование, сами обучали своих учеников пользоваться нейросетью. А 35% преподавателей считают, что большинство или даже все учащиеся сдают задания, при выполнения которых они использовали ChatGPT.

Область применения ИИ в образовании расширяется с каждым днем. Причем как в образовательных, так и административных процессах.

Использование ИИ в онлайн-обучении

Администрирование учебных процессов может быть значительно упрощено и автоматизировано с помощью искусственного интеллекта. Например, ИИ может выступать в качестве ассистента в адаптации студентов, автоматически рассылая им электронные формы и информацию. Он также может помочь в оценке знаний учащихся, отслеживании посещаемости занятий, ведении отчетности и аудита, а также выполнении различных административных задач. Разработки Factspan Analytics позволяют решить все эти задачи.

Сюда же можно отнести помощь методистам при разработке программ, планов занятий, а также при формировании учебного контента. Это может быть как просто концепция, идея или набросок, так и полностью разработанный текстовый материал, иллюстрации, аудио- и видеофайлы, презентации и многое другое. Также стоит отметить огромную пользу языковых нейросетей, которые позволяют в обычном режиме знакомиться с зарубежным опытом. Характерным примером такого продукта является та же ChatGPT или Semantris от Google.

Поддержка обучающего процесса

ИИ предлагает все новые возможности для обучения и развития учащихся. Системы, разработанные с использованием ИИ, способны анализировать данные о прогрессе учащихся. Здесь в первую очередь хотелось бы отметить важность и необходимость оперативного внедрения виртуальных наставников и ассистентов. То есть цифровых помощников, которые смогут мгновенно дать обратную связь на любой запрос по теме и подсказать, как решить возникшую проблему без подключения живого человека.

Важной тенденцией в образовании стало также адаптивное обучение. Это когда ИИ, исходя из поведения и успехов учащихся, может предлагать им упрощенный либо усложненный вариант для дальнейшего обучения. Благодаря этому обучающийся может получать знания на том уровне, где ему будет одновременно не слишком просто и не слишком тяжело и он сможет пройти обучение до конца. Данные действия приводят также к персонализации обучения, когда учебный процесс подстраивается не только под успеваемость, но и под личные предпочтения обучающегося.

Развитие новых форм обучения

Использование ИИ в образовании ведет к созданию все новых интерактивных форм обучения. Этот процесс тесно связан с понятием «геймификации». То есть внедрение игровых механик в изначально неигровую — образовательную, профессиональную или рабочую среду. С помощью ИИ организуется интерактивное взаимодействие между игровыми сущностями и игроками. ИИ здесь отводится ключевая роль. Ведь без него игры были бы менее привлекательны для пользователей. Игровой ИИ базируется на алгоритмах компьютерной графики, теории управления и робототехники. По сути, он является всем, что не контролирует непосредственно игрок во время игровой сессии.

Преимущества и возможные проблемы использования ИИ в обучении

Огромным преимуществом использования ИИ в обучении можно назвать адаптивное обучение и постоянное обновление контента. Однако существующая сейчас система образования, к сожалению, пока не может себе позволить в полной мере использовать их. Это связано не столько с определенным консерватизмом образовательной среды, но и с банальным отсутствием в ряде случаев необходимой технологической инфраструктуры. Также стоит учитывать, что за счет круглосуточной поддержки цифровых помощников обучающийся может сокращать нормативные сроки обучения, экономя свое и преподавательское время. Особый акцент при этом стоит сделать на экономическую составляющую — сокращение нагрузки как на преподавательский, так и административный состав. А это означает оптимизацию издержек на фонд оплаты труда.

Возможные проблемы и вызовы

Однако наряду со значительными преимуществами использования ИИ в обучении у него имеются и существенные недостатки. В настоящее время основной проблемой ИИ является то, что при генерации контента всегда необходимо перепроверять правильность предоставленных данных и их соответствие действующему законодательству. Иначе неизбежны комические или даже трагикомические казусы.

Например, не так давно завкафедрой киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта университета «Синергия» Елена Скаржинская рассказывала, как один из ее студентов использовал сгенерированные ChatGPT ИИ-материалы в своей выпускной квалификационной работе и ненароком вставил туда несуществующего киберспортсмена. А научный руководитель это обнаружила, что поставило защиту под угрозу.

В США адвокат Стивен Шварц подал от лица клиента иск против авиакомпании за то, что его подзащитного во время полета якобы сильно ушибли металлической тележкой для развоза бортовой еды. Юрист предоставил суду многостраничный доклад с юридическими прецедентами в пользу истца. Это могло бы стать сильным аргументом против авиакомпании. Однако ни одно из дел не было обнаружено в базах данных суда, так как доклад был составлен с помощью ChatGPT. В результате перед судом предстал уже сам незадачливый защитник.

За несколько лет до этого корпорация Microsoft в целях улучшения клиентского обслуживания разработала для соцсети Twitter чат-бота на основе ИИ по имени Тэй. Изначально Тэй должна была учиться говорить как средняя девочка-тинейджер и самообучаться в процессе общения с разными людьми в интернете. Однако ходе эксперимента ситуация вышла из-под контроля. Через какое-то время нейросеть начала делать заявления антиобщественного и экстремистского характера. В том числе «ненавижу всех людей», «ненавижу феминисток» и «Гитлер был прав, я ненавижу евреев». Подобная мизантропия ИИ вызвала шквал негодования у интернет-пользователей и чуть не подвела компанию-разработчика под серию судебных исков.

Учитывая, что во всех перечисленных случаях основная вина лежала все-таки на человеке, можно сделать не слишком приятный вывод. Многие люди все еще не готовы к прямому взаимодействию с ИИ. И по мере расширения применения искусственного интеллекта, в том числе в образовании, пользователи рискуют все чаще сталкиваться с проблемами этического характера.

Трудности и даже проблемы могут возникнуть также с сохранением приватности, распространением дезинформации, в том числе за счет технологий deepfake (методика синтеза изображения или голоса, основанная на ИИ) и даже в области социальной политики.

Уже сегодня некоторые организации начинают активно сокращать штатных сотрудников, заменяя их ИИ. Причем в самых неожиданных сферах.

«На сегодняшний день искусственный интеллект уже эффективнее, чем возможности конкретного специалиста. Многие профессии уходят из человеческой деятельности. Например, церковных звонарей становится меньше, церковных резчиков, которые делают иконостасы, заменяют станки с числовым программным управлением. Следующие на очереди — художники. Возможно, художественный уровень машины будет технически даже более высоким, чем художественный уровень человека. Технологии, которые сейчас используются в эскизировании проектов росписи икон и храмов, еще 15 лет назад делались вручную, а сейчас — с помощью программ», сетует руководитель творческой мастерской «Царьград», воссоздавшей росписи в храме Христа Спасителя в Москве Дмитрий Трофимов.

Помимо живописи и реставрационной работы он также является генеральным продюсером фестиваля современного церковного искусства «Видеть и слышать». И одна из задач фестиваля, по его словам Дмитрия Трофимова в том, чтобы «подготовиться к наступлению культуры искусственного интеллекта, который через 5–10 лет будет атаковать человечество. Противостояние для нас будет иметь сущностный характер, и церковное мировоззрение — это единственное, что может противостоять наплыву этой новой культуры».

С такой постановкой проблемы согласен даже создатель ChatGPT Сэм Олтмен. Поэтому он призывает государства регулировать сферу искусственного интеллекта. Спасти от сокращения может только обучение новым компетенциям. Например, умение профессионально взаимодействовать с ИИ для решения разного рода задач.

Взгляд в будущее

Развитие и активное внедрение ИИ в систему образования, в том числе в онлайн-образование, открывает широкие возможности для повышения не только производительности труда, но и качественных показателей интеллектуальной и творческой работы. По мере роста числа преподавателей, которые отважатся экспериментировать с этой новой технологией, неминуемо будут появляться все больше и больше инновационных и нестандартных способов ее применения. Например, уже сейчас ИИ интеллект активно взаимодействует со сферой искусства.

В конце прошлого года в США в филиале нью-йоркской галереи Bitforms открылась первая в мире выставка, где нейросеть выступала соавтором художественных работ. В экспозиции под названием «Искусственное воображение» (Artificial Imagination) были представлены работы, сгенерированные нейросетью DALL*E на основе текстового запроса. Причем создавались они как по подробным словесным описаниям будущих полотен, так и на основе предельно широко сформулированных запросов. Среди участников выставки были в том числе создатель браузера Mighty Сухаил Доши и робототехник Александр Ребен.

В Москве недавно также прошла художественная выставка «Искусство 2.0. Нейрохудожник», где экспонировались произведения искусства, созданные нейросетью. В экспозиции были представлены работы Рембрандта, Леонардо да Винчи, Рене Магритта, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Казимира Малевича, Энди Уорхолла и других живописцев в интерпретации нейросети. А также абстрактные работы в футуристической и киберпанк-стилистике, созданные полностью ИИ. Так что нельзя исключать, что ИИ скоро может стать важным элементом обучения в художественных школах и училищах.

В целом, если говорить про использование ИИ в образовании, то пока он проходит фазу апробации. Поэтому прежде, чем начинать массово обучать молодых людей взаимодействию с цифровыми технологиями, отечественным педагогам необходимо сперва самим тщательно их изучить.