Очень тяжелая история про героев, которые заранее обречены
Почти три года назад CD Projekt RED выпустила Cyberpunk 2077. На старте игра получила смешанные отзывы и огромную порцию критики. Экшен ругали за обилие багов, катастрофическое состояние на консолях PlayStation 4 и Xbox One, а также невыполненные обещания, которые громко звучали на презентациях и пресс-показах. Те, кто продрался через многочисленные ошибки, по достоинству оценили сюжет. Однако на любой положительный отзыв всегда находилось десять негативных. И вполне заслуженно.
Тем не менее с того момента многое изменилось. За 2,5 года разработчики не только перевернули восприятие пользователей, но и отполировали билд, вычистили большинство багов, переделали боевую систему, прокачали полицию и поведение ИИ, улучшили графику, а заодно выпустили множество мелких бесплатных DLC и одно крупное сюжетное дополнение под названием Phantom Liberty («Призрачная свобода»). Расширение стало финальным элементом, которого так не хватало всей Cyberpunk 2077. Теперь это полностью законченное произведение, которое вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Мы прошли «Призрачную свободу» на множество концовок и теперь делимся своими впечатлениями.
Сюжет Phantom Liberty стартует после событий первого акта Cyberpunk 2077. У Ви в голове чип с личностью Джонни Сильверхенда (его играет Киану Ривз, снявшийся в «Матрице» и «Джоне Уике»). Оба главных героя знают, что жить им осталось недолго. Нетраннер по имени Сойка каким-то образом прознала про положение девушки (или мужчины, зависит от гендера) и предложила внезапный заказ — спасти президента Новых Соединенных Штатов Америки (НСША) Розалинд Майерс после крушения шаттла на территории Пёсьего города в обмен на лечение. Проблема в том, что пробраться туда не так-то просто. Независимый регион контролирует бывший военный НСША по имени Хансен, который не жалует чужаков на своей земле. Заехать в город можно, если на руках есть пропуск или влиятельные поручители. Ну или если знать обходной путь.
Ви не без приключений выполняет заказ, знакомится с Майерс и бывшим сотрудником Федерального разведывательного управления Соломоном Ридом (его сыграл актер Идрис Эльба, известный по сериалам «Прослушка» и «Захваченный рейс») и получает новое задание. Во время миссии по спасению президента Сойка бесследно пропадает. Майерс поручает наемнице и бывшему подчиненному отыскать девушку и привезти ее домой живой. Как они это будут делать — неважно (результат оправдывает средства). Рид предлагает объединиться с действующим агентом ФРУ Алекс и перевернуть Пёсий город с ног на голову.
В этот момент Phantom Liberty делится на два направления: шпионский боевик (основной сюжет) и сборник маленьких рассказов (сторонние задания на фиксера, которые приводят к большим переменам в регионе). В обоих случаях все задания мастерски структурированы, прописаны и поставлены. Свет, композиция, музыка, диалоги, разнообразие ситуаций и боевых сражений — в дополнении нет ничего лишнего. При этом сценаристы приготовили множество твистов, чтобы постоянно сбивать игрока с толку и заставлять его думать при принятии любых решений, а не только ключевых.
Например, вы думали, что бывший военный из группировки Хансена — убийца, а на самом деле он сломленный жизнью человек, от которого отвернулись все и который вынужден продавать импланты Мусорщикам, чтобы насобирать денег на операцию. Или вот — вы отправляетесь на спасение агента бразильской разведки, а по факту вмешиваетесь в конфликт по устранению русской шпионки, на которую охотятся свои же. И так в каждой миссии. Всегда есть дополнительный cлой, если игрок хочет копнуть глубже. В зависимости от этого меняется не только содержание, но и вероятный финал с последующими последствиями.
В случае с центральным сюжетом «Призрачной свободы» все гораздо сложнее. Здесь переплетаются судьбы всех главных героев: Сойки, Майерс, Алекс, Рида, Хансена и Ви. За счет событий в прошлом и настоящем сценаристы создают такую атмосферу, в которой вы не способны отличить, кто говорит правду, а кто врет. Каждый преследует собственные цели и при этом не доверяет окружающим. В итоге вы до самого финала не знаете, кто был искренен и предлагал дружбу, а кто только притворялся. Из-за этого очень легко купиться на манипуляции и под конец получить пару раз под дых от тех, от кого не ждал.
Именно поэтому мое первое прохождение оставило меня опустошенным. Но когда я увидел остальные концовки (в зависимости от выбора стороны в предпоследнем задании менялся не только его финал, но и последующая миссия), то окончательно выпал в осадок. В Phantom Liberty нет идеального завершения даже при выборе, казалось бы, лучшего варианта. Свобода действительно оказывается призрачной, а все персонажи, словно герои романов Хемингуэя или Ремарка, заранее обречены.
Вообще настроением безысходности пропитана вся Cyberpunk 2077, но расширение выкручивает ручку на максимум. Новая концовка для основной игры предлагает совершенно иной путь развития событий. Он по-своему хорош и идеально вписывается в созданный мир и концепцию. Для кого-то такой финал станет «хорошим», для кого-то — нет. Но то, что он выжмет из вас все эмоции, — я гарантирую.
Причем новая концовка — не набор закадровых фраз или пара кат-сцен. Вы увидите примерно 40-минутное завершение с участием практически всех персонажей оригинальной игры и дополнения. Поэтому мой вам совет: если играете впервые — не спешите. Можно пропустить огромный пласт квестов и смыслов, которые гораздо лучше раскрывают не только мир, но и его героев.
Напоследок отмечу общее качество пушек, благодаря которым перестрелки в открытую напоминают «Джона Уика», а по стелсу — Hitman. Набор оружия в новом регионе крайне богатый. Здесь хватает уникальных пушек, пользоваться которыми одно удовольствие.
Кроме того, в отличие от оригинала, дополнение на запуске работало без проблем и без патча, который вышел 5 октября. Единственный раздражающий элемент прямо сейчас (не знаю, баг это или так задумано) — несовместимость внутриигрового времени с заданиями.
Поясню. В Phantom Liberty вас периодически просят пошататься где-нибудь, пока квестовый герой занимается своими делами (готовится к заданию или выполняет для вас поручение). Вы можете бегать по городу три дня в ожидании звонка, но долгожданный разговор по телефону так и не состоится. С вами свяжутся только тогда, когда вы отправитесь домой, ляжете на кровать и отмеряете нужное количество часов. После этого все получится. Выглядит такое решение крайне абсурдным, но уж как есть.
В остальном «Призрачная свобода» — идеальное дополнение в принципе. CD Projekt RED сделала ставку на то, что умеет лучше всего — рассказывать и подавать очень сложные истории. И у команды все получилось. Только в этот раз к квестам прилагается удачный дизайн уровней, проработка окружения и боевая система с новыми талантами и прокачкой, которые появились с обновлением 2.0. И такую Cyberpunk 2077 можно советовать всем на любой платформе текущего поколения. Но, как и от книг писателей потерянного поколения, от нее не стоит ждать сказки. Вас ждет захватывающая история, которая за время прохождения ни раз и не два размажет по столу. И это ценно само по себе, так как подобные игры — настоящая редкость.
Оценка: 9/10